Interested Article - Гринстрит, Сидни
- 2020-04-06
- 2
Сидни Хьюз Гринстрит ( англ. Sydney Hughes Greenstreet , 27 декабря 1879 года — 18 января 1954 года ) — английский характерный актёр театра и кино, более всего известный ролями остроумных и обаятельных негодяев и мошенников в серии голливудских фильмов 1940-х годов.
Дородный британский актёр с уникальным вкрадчивым стилем речи, сделавший успешную театральную карьеру в Англии, в возрасте 62 лет Гринстрит сенсационно дебютировал на экране в фильме нуар « Мальтийский сокол » (1941). За время своей непродолжительной голливудской карьеры, продолжавшейся до 1949 года, Гринстрит успел сыграть в 25 картинах, особенно запомнившись по ролям в фильмах « Касабланка » (1942), « Через океан » (1942), « Маска Димитриоса » (1944), « » (1944), « » (1944), « Конфликт » (1945), « Рождество в Коннектикуте » (1945), « Вердикт » (1946), « Три незнакомца » (1946) и « Путь фламинго » (1949).
В 1942 году Гринстрит был номинирован на Оскар как лучший актёр второго плана за работу в фильме « Мальтийский сокол » (1941) .
Ранние годы жизни
Сидни Гринстрит родился в Сэндвиче , графство Кент , Англия, он был одним из восьмерых детей в семье торговца кожей. В 19 лет он отправился на Цейлон , рассчитывая стать чайным плантатором, но два года спустя после засухи, уничтожившей урожай, был вынужден вернуться на родину, где в течение года работал в агентстве, управлявшем пивоварней .
Работа в театре: 1902—1940 годы
Лишь в 1902 году Гринстрит обратил свой взор на театр, и поступил в Актёрскую академию Бена Грита , где дебютировал в роли убийцы в истории о Шёрлоке Холмсе . В 1903 году Гринстрит гастролировал с театром Грита по Англии, исполняя различные роли в шекспировском репертуаре, в частности, ткача в спектакле « Сон в летнюю ночь » и Каски — в « Юлии Цезаре » . В 1904 году с шекспировской труппой Гринстрит впервые прибыл в США, а год спустя дебютировал на Бродвее в средневековой моралите « ». В течение последующих нескольких лет Гринстрит гастролировал по миру, сыграв в шекспировских пьесах в Канаде, Южной Америке, Индии, Италии, Франции и Северной Африке .
Начиная с 1907 года, Гринстрит был постоянно занят в театральных постановках на Бродвее . Он сыграл за это время более чем в 30 спектаклях , «легко переходя от музыкальной комедии к Шекспиру» . В 1920-30-е годы Гринстрит выходил на сцену в таких спектаклях, как комедия Оскара Уайлда « Веер леди Уиндермир », оперетта « », драма Юджина О’Нила «Миллионы Марко», классическая комедия Аристофана « Лисистрата », драма « Земля » по роману Бак Перл и мюзикл « » с участием Боба Хоупа , Джорджа Мерфи и Фредом Макмюрреем , который стал большим хитом в 1933 году . После триумфальной игры в «Роберте» Гринстрит поступил в постоянную труппу Альфреда Ланта и Лин Фонтэнн , в течение шести лет сыграв главные роли в таких пьесах как « Восторг идиота » Роберта Шервуда , «Амфитрион 38» и « » Шервуда .На протяжении более чем тридцати лет Гринстрит был исключительно театральным актёром .
Карьера в кино: 1941—1949 годы
В 1940 году во время гастролей в Лос-Анджелесе со спектаклем « » по пьесе Роберта Шервуда Гринстрит «познакомился с кинорежиссёром Джоном Хьюстоном , который предложил ему сыграть безжалостного (Толстяка) Гатмена в фильме нуар „ Мальтийский сокол “ (1941) по роману Дэшила Хэммета » . Дебют Гринстрита в кино состоялся, когда ему было 62 года, и он весил 300 фунтов . Тяжёлый, внушительный мужчина, Гринстрит идеально подошёл на роль массивного, но странным образом изнеженного Гатмена, величавого денди , который был по своей сущности воплощением зла . В « Мальтийском соколе » Гринстрит «появился с двумя актёрами, с которыми будет связан навсегда — со звездой Хамфри Богартом и коллегой, характерным актёром Питером Лорре » . Авторитетный кинокритик Босли Кроутер был впечатлён выдающейся игрой Гринстрита в этом фильме, назвав его «великолепным в роли утончённого английского мошенника». Сходной похвалы Гринстрит удостоился и от журнала « Newsweek », который написал, что «мистер Гринстрит привнёс в Голливуд комедийный талант и злодейство, которые удержат его здесь бесконечно долго» . Работа в этом фильме принесла Гринстриту номинацию на Оскар как лучшему актёру второго плана, а также многолетний контракт с « Уорнер бразерс » .
Вторым фильмом Гринстрита стала историческая драма о событиях Гражданской войны в США 1860-х годов « Они умерли на своих постах » (1942), в котором он сыграл «небольшую, но эффектную роль генерал-лейтенанта Уинфрида Скотта » . Затем он воссоединился с Богартом в шпионском фильме « Через океан » (1942) , исполнив роль обаятельного профессора доктора Лоренца, который является тайным агентом японской разведки во время Второй мировой войны. Босли Кроутер был восхищён его игрой, описав её в « Нью-Йорк таймс » как «абсолютную загадку — его персонаж зловредный, но возвышенный, учтивый и полный завидного изящества, и при этом твёрдый и непредсказуемый внутри» .
В своём третьем фильме 1942 года, знаменитой « Касабланке » (1942) Гринстрит сыграл «небольшую роль, но памятную роль» жуликоватого владельца ночного клуба, вновь встретившись с Богартом и Лорре . Наконец, в военной шпионской драме « Истоки опасности » (1943) Гринстрит выступил в роли главы вражеской разведки в Турции, а Лорре — в необычной для себя положительной роли русского шпиона, который работает совместно с американским агентом ( Джордж Рафт ) .
В 1944 году Гринстрит и Лорре сыграли вместе ещё несколько раз в таких фильмах, как « » (снова вместе с Богартом ), « Маска Димитриоса » и « Конспираторы » . Сделанный как своего рода продолжение « Касабланки », «немного беспорядочный, но очень увлекательный экшн» « » рассказывает историю побега свободолюбивого французского журналиста ( Богарт ) из тюрьмы на Чёртовом острове недалеко от побережья Французской Гвианы . По пути он попадает на французское судно, которым командует профашистский майор Дюваль (Гринстрит). Однако его враждебные действия успешно нейтрализуются патриотически настроенными членами команды во главе с Богартом .
В военной шпионской драме « Конспираторы », «посредственной шпионской саге, которая также пыталась воспроизвести успех „Касабланки“», Гринстрит исполнил роль руководителя группы подпольщиков в Лиссабоне , а Пол Хенрейд — диверсанта - антифашиста , а Лорре — одного из членов подпольной группы . Затем Грингстрит вернулся в мрачное царство фильма нуар с « Маской Димитриоса », в котором сыграл тёмного дельца и бывшего заключённого, который одержим желанием найти международного авантюриста Димитриоса ( Закари Скотт ), в результате предательства которого он оказался в тюрьме (его партнёром по фильму вновь был Лорре). Удостоившись высоких оценок за эту роль, исполненную в «лукавом возвышенном стиле», Гринстрит тем не менее признал, что играть в театре ему было легче, чем в кино .
В том же году Гринстрит сыграл самого себя в звёздном музыкально-комедийном киноревю « » (1944), которое сделала студия « Уорнер бразерс » в поддержку участников войны . В драматической фантазии « » (1944) молодая пара после неудачной попытки бегства из нацистской Германии решает покончить жизнь самоубийством, отравившись газом, и оказывается в лимбе на перепутье между Раем и Адом, где их судьбу должен определить преподобный Тим Томпсон (Гринстрит). «Хотя сам фильм не имел особого успеха, критик „ “ написал, что „Гринстрит даёт самую естественную игру, которую только мы видели на экране в течение многих лет“» .
«Сильное желание Гринстрита сыграть в комедии, наконец, сбылось», когда в лёгкой военной романтической истории « » (1945) с Айдой Лупино он исполнил роль командира, в подчинении которого служит главный герой . В том же году в эксцентричной романтической комедии « Рождество в Коннектикуте » (1945) Гринстрит предстал в образе крупного издателя, который с помощью своего редактора по домоводству ( Барбара Стэнвик ) решает устроить уютное «рекламное рождество» для героя войны.
Одновременно Гринстрит продолжал играть в фильмах нуар , исполнив главные роли в трёх картинах подряд — « Конфликт » (1945), « Три незнакомца » (1946) и « Вердикт » (1946). « » был шестым и последним совместным фильмом Гринстрита с Богартом , но при этом впервые Богарт сыграл злодея, который убивает жену, а Гринстрит — искушённого психиатра и друга семьи, который раскрывает это преступление .
В фильме нуар « Три незнакомца » (1946) Гринстрит сыграл внешне благопристойного адвоката, который погряз в финансовых махинациях, доводящих его до убийства. Действие фильма нуар « Вердикт » (1946) происходит в 1890-е годы. Уволенный со службы инспектор Скотленд-Ярда (Гринстрит) с помощью своего друга, книжного иллюстратора ( Лорре ) раскрывает подстроенное им убийство, чтобы дискредитировать своего неопытного преемника. Это была последняя из девяти совместных работ Гринстрита и Лорре .
Гринстрит снова ненадолго сменил жанр и предстал в образе писателя Уильяма Теккерея в биографической драме « Преданность » (1946) о сёстрах Бронте , которых сыграли Айда Лупино и Оливия де Хавилланд . Затем последовала сатирическая драма « Рекламисты » (1947) о представителе рекламного агентства ( Кларк Гейбл ), который вынужден терпеть причуды своего крупнейшего заказчика, руководителя косметической компании, самодура и тирана, которого играет Гринстрит. В готической мелодраме-триллере « » (1948) Гринстрит сыграл «дьявольского графа Фоско», который хочет завладеть наследством убитого аристократа, «используя подставных лиц, брак по расчёту, шантаж, скрытых родственников и подавление собственных семейных тайн» .
Нуар « Безжалостный » (1948) рассказывает о подъёме и падении беспринципного финансиста ( Закари Скотт ), одного из деловых партнёров, а затем и жертв которого играет Гринстрит. В нуаровой драме « Путь фламинго » (1949) у официантки в небольшом городке ( Джоан Кроуфорд ) начинается роман с одним из молодых местных политиков. Его патрон, фактический правитель городка шериф Титус Семпл (Гринстрит) решает убрать её с пути, и по сфабрикованному делу сажает в тюрьму. Однако, выйдя на свободу, она начинает жестоко мстить всем своим обидчикам . « Прикосновение бархата » (1948) стал последним фильмом нуар Гринстрита. В этой картине он сыграл «искусного и ловкого детектива, который расследует убийство знаменитого бродвейского продюсера», при этом его персонаж умело «скрывает своё изощрённое чутьё под маской добродушия и самоуничижительного юмора». Журнал « Variety » отметил, что этой ролью Гринстрит доставляет «громадное наслаждение публике», а критик « Голливуд репортер » написал, что «он определённо добивается успеха в роли полицейского инспектора» . Свою последнюю роль в кино Гринстрит сыграл в приключенческом триллере военного времени « Малайя » (1949) с участием Спенсера Трейси и Джеймса Стюарта .
Актёрское амплуа и оценка творчества
По мнению кинокритика Джейсона Энкени, «Сидни Гринстрит входил в число самых лучших характерных актёров Голливуда», ему удалось создать образ «классического негодяя, преступные действия которого в таких картинах, как „ Касабланка “ и „ Мальтийский сокол “, остаются одними из самых запоминающихся и загадочных отображений зла, когда-либо переданных на экране» . Как отмечает историк фильма нуар , фирменным экранным образом Гринстрита стала «лощёная элегантность и мягкий аристократический голос, под которыми скрывались коварство и порочность» . В биографии актёра на сайте Turner Classic Movies указывается, что Гринстрит неоднократно играл роли «великолепного интригана и умного, прозорливого архитектора преступлений, но иногда играл и симпатичных персонажей, в частности, в „ Рождестве в Коннектикуте “ (1945)» . Однако Спайсер замечает, что хотя «Гринстрит и умел играть положительные роли, в частности, по-отечески участливого психиатра в „ Конфликте “ (1945), сильной стороной актёра всё-таки оставалось учтивое злодейство, в частности, в таких фильмах, как „ Маска Димитриоса “ (1944), „ Три незнакомца “ (1946) и „ Вердикт “ (1946)» .
Последние годы жизни и смерть
После ухода из кино Гринстрит в 1950-51 годах исполнял роль частного детектива Ниро Вульфа в радиопрограмме канала « Эн-Би-Си » «Новые приключения Ниро Вульфа». В 1952 году Гринстрит заявил о своей отставке .
В течение многих лет Гринстрит страдал от диабета и болезни почек. Он умер 18 января 1954 года в Голливуде .
Фильмография
Год | Русское название фильма | Оригинальное название фильма | Роль |
---|---|---|---|
1941 | Мальтийский сокол | The Maltese Falcon | Каспер Гатмен |
Они умерли на своих постах | They Died with Their Boots On | Генерал-лейтенант Уинфрид Скотт | |
1942 | Через океан | Across the Pacific | Доктор Лоренц |
Касабланка | Casablanca | Сеньор Феррари | |
1943 | Истоки опасности | Background to Danger | Полковник Робинсон |
1944 | Passage to Marseille | Майор Дюваль | |
Between Two Worlds | Преподобный Тим Томпсон | ||
Маска Димитриоса | The Mask of Dimitrios | Мистер Питерс | |
Конспираторы | The Conspirators | Рикардо Квинтанилла | |
Hollywood Canteen | Сидни Гринстрит | ||
1945 | Pillow to Post | Полковник Майкл Отли | |
Конфликт | Conflict | Доктор Марк Хэмилтон | |
Рождество в Коннектикуте | Christmas in Connecticut | Александер Ярдли | |
1946 | Три незнакомца | Three Strangers | Джером К. Эрбатни |
Преданность | Devotion | Уильям Мейкпис Теккерей | |
Вердикт | The Verdict | Суперинтендант Джордж Эдвард Гродман | |
1947 | That Way with Women | Джеймс П. Олден | |
Рекламисты | The Hucksters | Ивэн Ллевеллин Ивэнс | |
1948 | Прикосновение бархата | The Velvet Touch | Капитан Дэнбери |
Безжалостный | Ruthless | Бак Мэнсфилд | |
The Woman in White | Граф Алессандро Фоско | ||
1949 | Путь фламинго | Flamingo Road | Шериф Титус Семпл |
Малайя | Malaya | Голландец |
Примечания
- (англ.) . International Movie Database. Дата обращения: 4 июля 2016.
- ↑ , p. 373.
- (англ.) . International Broadway Database. Дата обращения: 4 июля 2016. 4 марта 2016 года.
- ↑ Jason Ankeny. (англ.) . AllMovie. Дата обращения: 4 июля 2016. 13 сентября 2016 года.
- ↑ Ed Stephan. (англ.) . International Movie Database. Дата обращения: 4 июля 2016. 17 марта 2016 года.
- ↑ , p. 374.
- Hal Erickson. (англ.) . AllMovie. Дата обращения: 4 июля 2016. 14 августа 2016 года.
- Michael Betzold. (англ.) . AllMovie. Дата обращения: 4 июля 2016. 12 сентября 2016 года.
- Hal Erickson. (англ.) . AllMovie. Дата обращения: 4 июля 2016. 11 октября 2016 года.
- Hal Erickson. (англ.) . AllMovie. Дата обращения: 4 июля 2016. 14 августа 2016 года.
- (англ.) . International Movie Database. Дата обращения: 4 июля 2016. 1 июня 2015 года.
- ↑ , p. 120.
- (англ.) . Turner Classic Movies. Дата обращения: 4 июля 2016. 16 августа 2016 года.
Литература
- Andrew Spicer. . — Plymouth, United Kingdom: Scarecrow Press, 2010. — ISBN 978-0-8108-5960-9 .
- Karen Burroughs Hannsberry. . — Jefferson, North Carolina, and London: McFarland & Company, Inc., 2008. — ISBN 978-0-7864-3739-9 .
Ссылки
- 2020-04-06
- 2