Тулин, Юрий Нилович
- 1 year ago
- 0
- 0
Ингрид Тули́н ( швед. Ingrid Thulin ; 27 января 1926 , Соллефтео , Швеция — 7 января 2004 , Стокгольм , Швеция) — шведская актриса театра и кино, режиссёр, сценарист.
Родилась в семье рыбака (отец — Адам Тулин, мать — Нанна Ларссон) в г. Соллефтео (лён Вестерноррланд , провинция Онгерманланд , Северная Швеция ). В юности занималась балетом, а в 1948 году окончила актёрскую школу при Стокгольмском королевском драматическом театре.
С середины 1950-х годов играла в театре, где исполнила множество разноплановых ролей классического и современного репертуара. Примечательна работа Тулин в « Пер Гюнте » Г. Ибсена , поставленном Ингмаром Бергманом в стокгольмском «Драмматене», а также их совместные работы в театре города Мальмё .
В кино Тулин дебютировала в 1948 году . Из ранних работ примечательна роль в фильме «Судья» классика шведского кино Альфа Шёберга . В 1950—1980-х годах сыграла главные и второстепенные роли более чем в 70 кино- и телефильмах самых разнообразных жанров: от мелодрам до фильмов ужасов.
Работала с режиссёрами Лукино Висконти , Альфом Шебергом , , Джулиано Монтальдо , , , , , , Мауро Болоньини , Аленом Рене , Вильготом Шеманом , Пьером Гранье-Дефером , Марко Феррери , Франко Джиральди , .
Особое место в творческой судьбе актрисы занимают работы в авторском кинематографе шведского режиссёра Ингмара Бергмана, у которого она, начиная с 1957-го по 1983 годы, снялась в девяти фильмах.
В 1957 году Бергман приглашает Тулин на центральную женскую роль в картине « Земляничная поляна ». Актриса создаёт образ Марианны Борг — невестки главного героя, пожилого профессора Борга, чувствовавшего приближение смерти. Дальнейшая совместная работа Бергмана и Тулин связана с фильмами « На пороге жизни », « Лицо », « Причастие », « Молчание », « Ритуал », « Шёпоты и крики », и позднее « После репетиции ». В фильмах Бергмана Тулин разрабатывает серию сложных женских характеров: саморазрушительных и ментально раздвоенных, обнажающих противоречия сознательного и эмоционального, холодного рационализма и бурлящих внутренних страстей. В картинах знаменитого режиссёра Тулин достаются трагически-роковые, но в то же время очень человеческие и ранимые образы. Сам Бергман в книге «Картины» так описывал одного из её персонажей :
Женщина Тея (Ингрид Тулин), как мне представляется — полусознательная попытка отобразить мою собственную интуицию. У неё нет лица, она не знает, сколько ей лет, она уступчива, испытывает потребность нравиться. Подвержена внезапным импульсам, общается с богом, ангелами и демонами, верит, что она святая, пытается симулировать стигматизацию, чувствительна до предела, даже прикосновение одежды к коже порой вызывает у неё боль. Она не несёт в себе ни созидательного, ни деструктивного начала. Она — параболическая антенна для приема таинственных сигналов потусторонних передатчиков.
Участие в ключевых картинах Бергмана делает Ингрид Тулин одной из наиболее интригующих звезд европейского интеллектуального кинематографа. В 1958 году на Международном каннском кинофестивале, вместе с Эвой Дальбек , Биби Андерссон и Барброй Юрт аф Урнес, актриса удостаивается премии за лучшее исполнение женской роли в фильме «На пороге жизни».
В 1970-е годы «бергмановский» период в творчестве и жизни Ингрид Тулин сменяется «итальянским». Поселившись в этой стране, актриса значительно расширяет свой творческий диапазон, снимаясь у знаменитых, а порой и довольно скандальных режиссёров. В эти годы Тулин, оставаясь верной европейскому интеллектуальному кинематографу, обращается к игровым коммерческим лентам, в том числе брутально-эротическим, таким, как лента Тинто Брасса « Салон Китти ».
В конце 1980-х годов, будучи уже шестидесятилетней, Тулин снимается в фильме Марко Феррери « », где её героиня на склоне лет переживает неожиданное любовное увлечение. После этого фильма Ингрид Тулин окончательно отходит от актёрской деятельности.
В 1965 году актриса дебютирует в качестве режиссёра. В соавторстве с А. Эдваллом она снимает короткометражную ленту « Молитва ». Затем, в 1978, совместно с Э. Юсефсоном и С. Нюквистом , Тулин ставит полнометражную картину « », в которой параллельно играет главную роль. В 1982 году на экраны выходит самостоятельная картина Тулин « », основанная на воспоминаниях актрисы о своем детстве в провинциальном шведском городке.
В 1980 году Ингрид Тулин председательствует в жюри Международного кинофестиваля в Западном Берлине .
Тулин была дважды замужем. Сначала (с 1952 по 1955 годы) за шведским театральным режиссёром и сценографом
, а позднее в течение 33 лет (с 1956 по 1989 гг.) за (1924—2006), кинокритиком, основателем и директором Шведского института кинематографии (Svenska Filminstitutet).Последние годы своей жизни актриса провела в Риме. Вернуться на родину её заставила затяжная болезнь, в результате прервавшая её жизнь. В Стокгольме, незадолго до своего 78-летия Ингрид Тулин скончалась от рака.