Interested Article - Проклятие Франкенштейна (фильм, 1957)

«Проклятие Франкенштейна» ( англ. The Curse of Frankenstein ) — британский фильм ужасов 1957 года режиссёра Теренса Фишера. Премьера фильма состоялась 2 мая 1957 года. Фильм стал первым в классической серии фильмов ужасов студии Hammer .

Сюжет

В тюрьме предположительно швейцарского городка Карлштадта исповедуется отчаявшийся заключённый, приговорённый к казни. Барон Франкенштейн ( Питер Кушинг ) рассказывает священнику о том как дошёл до такого, пытаясь убедить в реальности своих слов: унаследовав титул и состояние семьи, он, жадный до знаний искатель, стремившийся к познанию загадок мироздания, тайны жизни и смерти, со своим старшим товарищем и наставником, доктором Паулем Крэмпе ( ), проводил эксперименты по реанимации. Окрылённый успехом оживления щенка, он в отличие от умеренного здравомыслящего Крэмпе, намерен пойти гораздо дальше: пройти весь процесс творения жизни, а именно, из частей тела искусственно создать полноценного человека. Для достижения этой цели он не гнушается ни чем: ни банальным похищением трупов, ни подкупом могильщиков, поставляющих ему самые зоркие глаза и самые искусные руки, ни потрясающе-коварным убийством почтенного добродушного профессора философии Бернштейна ( ), с целью получить его блестящий мозг. Под предлогом заботы о бедном одиноком старике, не имевшем средств даже для того, чтобы оплатить собственные достойные похороны, он распоряжается похоронить Бернштейна в своём родовом склепе. Франкенштейн ликует, но Крэмпе, разгадав замысел, не разделяет его энтузиазма. Он пытается остановить затянувшийся эксперимент, тем более что в дом приехала двоюродная сестра Франкенштейна Элизабет ( ), желающая выйти замуж за своего «любящего кузена». В перепалке Крэмпе случайно выбивает банку с мозгом из рук барона. Осколки травмируют орган. Разгневанный барон прогоняет Крэмпе и продолжает работу один. В результате у него получается чудовище ( Кристофер Ли ) с криминальными наклонностями, ликвидация которых с помощью хирургических и химических средств барону не удаётся. Чудовище убегает из лаборатории. В лесу монстр нападает на собиравших хворост слепого старика и мальчишку, после чего в ходе его поисков Крэмпе удаётся застрелить мерзкое создание. Крэмпе решительно требует от Франкенштейна прекратить это безумие, грозясь не просто покинуть его, но и уничтожить лабораторию. Барон вроде бы соглашается, но по возвращении в свою лабораторию немедленно приступает к повторному оживлению чудовища. Служанка барона Жюстин ( ), с которой у него была продолжительная интрижка, требует от него выполнения обязательств жениться на ней, тем более что она ждёт ребёнка (не совсем понятно, блеф это или правда). Барон отказывается, и тогда Жюстин угрожает ему шантажом. Франкенштейн избавляется от назойливой свидетельницы, заманив и заперев в лаборатории с монстром. Несмотря на попытки управлять созданием, оно выходит из под контроля. Только когда оно нападает на Элизабет, Крэмпе удаётся раз и навсегда уничтожить чудовище — подбитое выстрелом и разбитой масляной лампой, оно падает через мансардовое окно в отхожую ванную с кислотой.

Тем временем находят жертв чудовища — беременную Жюстин, старика и мальчика. Подозрение падает на Франкенштейна. Так как ему не удаётся доказать существование чудовища, барона приговаривают к смерти через гильотинирование . В камеру заходит Крэмпе. Барон бросается к нему, умоляя подтвердить факт существования Чудовища. Но Крэмпе холодно спрашивает, что он имеет в виду. В бешенстве Франкенштейн накидывается на него, пытается заставить говорить, но охранник разнимает их. Священник и Крэмпе уходят, в приёмной доктор берёт под руку Элизабет. Охранники ведут Франкенштейна через коридор в тюремный двор. Последнее, что видит он (и зрители) — поднимающийся нож гильотины...

Производство

Студия изначально планировала, что фильм будет снят в цвете, а действие картины будет происходить в девятнадцатом веке. А также весь актёрский состав должен был состоять только из британских актёров. На главную роль сразу был приглашён Питер Кушинг , который уже зарекомендовал себя на британском телевидении как выдающийся шекспировский актёр . А на роль Чудовища был взят Кристофер Ли , который позже вспоминал, что когда он прибыл на кастинг «Проклятия», его просто спросили, хочет ли он эту роль, он ответил «да», и его взяли . Фишер чётко контролировал повествовательную часть фильма, что отражалось в более реалистичном стиле («Проклятие Франкенштейна» является одним из первых фильмов где крупным планом были показаны кровь и увечья), операторской работе и действиях персонажей, в фильме не было акцента на криках персонажей в напряженных моментах фильма и мелодраматичных диалогов, что было свойственно фильмам ужасов того времени .

Художественные особенности

Образы главных героев

Важность Доктора Франкенштейна в фильме Фишера заключается в том, что он совершенно несимпатичный персонаж (в отличие от оригинального романа и различных экранизаций Голливуда). На протяжении фильма он остается интересным и противоречивым персонажем. Британский кинокритик Дэвид Пири писал, что Фишер показывает Франкенштейна как ученого раннего периода Нового времени, то есть рационального, в мире, всё ещё сформированном феодальными и средневековыми верованиями . А Пол Леггетт наоборот же охарактеризовал персонажа как олицетворение греховности всего человечества, «в символическом смысле апостола Павла в Новом Завете, открывающего врата во власть греха и смерти .» Франкенштейн лишён моральных угрызений совести. Он убивает бывшего профессора, чтобы заполучить его мозг. Он оплодотворяет служанку, а затем убивает ее. Он обманывает и свою помощницу, и свою невесту. На самом деле он патологический лжец .

Критика

По словам Пола Леггета, автора книги «Terence Fisher: Horror, Myth and Religion» «Проклятие Франкенштейна» стал «одним из самых успешных фильмов в британской истории и вехой в современном развитии фильмов ужасов», столь же важный фильм для 1950-х годов, как и версия Джеймса Уэйла с Борисом Карлоффом для 1930-х .

В «Франкенштейне» Фишер развивает оригинальный и проницательный символ западных культурных целей, верований и ценностей в то время, когда эти стандарты переживали период глубокого кризиса. И только сейчас, спустя два десятилетия после смерти Фишера, мы можем получить некоторое представление об одном из самых сложных и проницательных образов в современном кинематографе. Франкенштейн Фишера олицетворяет цивилизацию в распаде, культуру, ставшую свидетелем крушения собственной шаткой системы верований.

Пол Леггет, «Terence Fisher: Horror, Myth and Religion»

Примечания

  1. (англ.) — 1990.
  2. . www.screenonline.org.uk. Дата обращения: 15 июня 2019. 27 октября 2019 года.
  3. , p. 6.
  4. (англ.) . Borehamwood Times . Дата обращения: 17 декабря 2020. 26 февраля 2021 года.
  5. , p. 16.
  6. , p. 73.
  7. , p. 18.
  8. , p. 17.
  9. , p. 15.

Литература

  • Paul Leggett. . — McFarland, 2010. — P. 216. — ISBN 0786481110 . — ISBN 9780786481118 .
  • David Pirie. A Heritage of Horror - The English Gothic Cinema 1946-1972. — New-York: Fletcher & Son, Ltd; First UK Printing edition, 1973. — P. 193. — ISBN 0900406267 . — ISBN 978-0900406263 .

Ссылки

Источник —

Same as Проклятие Франкенштейна (фильм, 1957)