Interested Article - Карпентер, Джон

Джон Го́вард Ка́рпентер ( англ. John Howard Carpenter ; род. 16 января 1948 , (англ.) ) — американский кинорежиссёр , сценарист , продюсер и кинокомпозитор . На протяжении почти сорокалетней кинокарьеры Карпентер снял ряд фильмов в жанрах ужасов и научной фантастики, некоторые из которых получили мировое признание и культовый статус. Будучи независимым режиссёром, он снял свой первый полнометражный фильм « Тёмная звезда » в 1974 году, когда ему было всего 25 лет. Два года спустя он снял боевик « Нападение на 13-й участок ». Ещё спустя два года, в 1978 году, вышел фильм ужасов « Хэллоуин », он имел большой кассовый успех, а также очень положительные отзывы критиков. После этого Джон Карпентер стал считаться одним из самых прибыльных режиссёров и началась его карьера в Голливуде .

Фильмы Карпентера часто были малобюджетными, они выделяются отсутствием изысков в операторской работе, а также минималистичной музыкой, которую Карпентер написал сам к подавляющему большинству своих фильмов. За музыку к фильму « Вампиры » он получил премию «Сатурн» в 1999 году . Его стиль и влияние на жанр послужили тому, что режиссёр получил статус «мастера ужасов». Его музыка оказала большое влияние на формирование жанра синтвейв .

Сегодня многие из его фильмов стали эталонами фильмов ужасов и научной фантастики, в том числе « Туман », « Побег из Нью-Йорка », « Нечто », « Кристина », « Большой переполох в маленьком Китае », « Чужие среди нас » и « В пасти безумия ». Хотя не все из них на момент выхода на экраны получили признание критиков, но впоследствии стали культовыми фильмами, а сам Карпентер признан одним из самых талантливых и влиятельных режиссёров своего времени.

Биография

Юность

Любовь к кино

Джон Говард Карпентер родился 16 января 1948 года в городке (англ.) , штат Нью-Йорк , США в семье Милтон Джин и Говарда Ральфа Карпентера . В возрасте четырёх лет молодой Джон открыл для себя кино благодаря своей матери, которая привела его на показ « Африканской королевы », приключенческого фильма, снятого Джоном Хьюстоном . Завороженный изображением на экране и техникой съёмки, Джон очень ценит этот первый опыт в дальнейшем старается всё свободное время проводить в кинотеатре. В среднем Джон смотрит два-три фильма каждую неделю. Карпентер посещает все виды кинопоказов. Он даже ходит на «утренники», те показы, которые в 1950-х и 1960-х годах предлагали два фильма по цене одного во второй половине дня . Карпентер довольно быстро осознаёт, что фильмы ужасов, фантастические фильмы и вестерны это его любимые жанры . « Оно пришло из далёкого космоса » и « Запретная планета », в частности, произведут очень сильное впечатление на Джона .

Первые короткометражные фильмы

Вырос в штате Кентукки , в городе Боулинг-Грин . Карпентер учился сначала в Западном университете Кентукки , где его отец возглавлял музыкальный факультет, а затем в Университете Южной Каролины, где он ещё студентом выступил в качестве сценариста (совместно с продюсером Джоном Лонгенекером) и монтажёра короткометражного фильма « », который выиграл « Оскар » в 1970 году .

Снимать Карпентер начал ещё в восемь лет, пытаясь домашней кинокамерой сделать фантастический фильм под названием «Гордон — космическое чудовище!» ( Gordon The Space Monster! ), а в 1971 году вместе со своим товарищем по студенческой скамье Дэном О’Бэнноном ( Dan O’Bannon ) он делает короткометражную фантастическую комедию « Тёмная звезда » , которая позднее «выросла» в полнометражный фильм с бюджетом в 60 тыс. долларов и вышла на экраны в 1974 году . Через два года в кинотеатрах появляется следующая работа режиссёра — полицейский фильм « Нападение на 13-й участок » , а в промежутке перед этими фильмами Джон Карпентер собрал вокруг себя ещё двоих таких же молодых режиссёров Томми Ли Уоллеса ( Tommy Lee Wallace ) и Ника Кастла ( Nick Castle ) и создал музыкальную группу «The Coupe de Villes».

Следующей своей картиной « Хэллоуин » (1978) Карпентер не только дал старт целому циклу картин, но и привнес в американский кинематограф новый жанр в фильмах ужасов — «слэшер» ( англ. slasher ), который можно перевести как «потрошилка». «Хэллоуин» представляет собой страшный фильм о маньяке-убийце, который сбежал из психбольницы и расправляется с жертвами во время Хэллоуина — Кануна Дня Всех Святых. Созданная с бюджетом в 320 тыс. долларов, картина сумела собрать в прокате 35 миллионов чистой прибыли, и тем самым на многие годы оставалась самым успешным в коммерческом плане фильмом, созданным на независимой студии. Спустя год, в 1979-м, после женитьбы на актрисе Эдриенн Барбо ( Adrienne Barbeau ), которая в 1983 году родила ему сына Коди ( Cody Carpenter ), режиссёр выпускает ещё один фильм ужасов « Туман » ( 1980 ) , действие которого происходит в приморском городишке, атакованном силами зла. Хотя этот фильм был неоднозначно встречен критиками, ему сопутствовал коммерческий успех и, благодаря этому, с 1981 года в течение трёх лет Карпентер делает целую обойму фантастических лент.

Первая — « Побег из Нью-Йорка » (1981) — рассказывает о том, как ставший преступником ветеран Третьей Мировой войны, лейтенант спецвойск Unit Black Flight , самый молодой солдат, награждённый Президентом США двумя Пурпурными Сердцами за храбрость при операциях в Ленинграде и Сибири, С.Д. Боб «Змей» Плискин (также известный как Джон П), роль которого исполнил Курт Рассел (в дальнейшем Рассел ещё не раз будет сниматься у этого режиссёра и станет его хорошим другом), пойман и угрозами отправлен спасать взятого в заложники Президента США в тюремный район Манхэттен города Нью-Йорк . Этот фильм имел бюджет 6 миллионов долларов, которые с лихвой окупились уже в одной Америке (25 миллионов). Следующие проекты режиссёра были такие же успешные: « Нечто » (1982, по рассказу Джона Кэмпбелла «Кто там?»), « Кристина » (1983, экранизация известного романа Стивена Кинга ) и романтическая картина « Человек со звезды » (1984) .

В том же 1984 году Карпентер разводится со своей женой и в течение двух лет не занимается съёмками. Но уже в 1986 году он ставит фильм « Большой переполох в маленьком Китае » с Куртом Расселом в главной роли . В этой мистической ленте на фоне восточной атрибутики главный герой — обыкновенный водитель — попадает в центр противостояния могущественных магов, обосновавшихся на территории Чайна-таун в Сан-Франциско . А камнем преткновения всего переполоха была красивая китайская девушка с зелёными глазами. Эта картина оказалась большим коммерческим провалом режиссёра.

После «Переполоха» Карпентер разрывает контракты с крупными киностудиями. Он ставит фантастические ленты с невысоким бюджетом « Князь тьмы » (1987) , « Они живут » (1988) и « Исповедь невидимки » (1992, с комиком Чеви Чейзом в главной роли). В 1990 году Карпентер женится на Сэнди Кинг ( Sandy King ). Брак оказывается удачным (супруги и по сей день живут вместе), а в творческом отношении у него наступает кризис. За пять лет он не выпускает ни одного полнометражного фильма, уйдя на телевидение, где снимает телесериал « Мешки для трупов » (1993) , в котором выступает в роли мрачного и смешного патологоанатома, выступает в роли композитора и т. д.. Возврат Карпентера в большое кино происходит в 1995 году. Он снимает два фантастических фильма « В пасти безумия » и « Деревня проклятых » , однако и они терпят коммерческое фиаско. Он выбивает солидный 50-миллионный бюджет на новый постапокалиптический фильм « Побег из Лос-Анджелеса » — опять с Расселом, вернувшимся во второй раз к роли «Змея» Плисскена. Но и эта картина с трудом смогла отбить лишь половину своего бюджета.

Эти удары сломили Карпентера, и он был вынужден снова работать с крупными студиями, согласившись на многомиллионные бюджеты и ограничение режиссёрских свобод. Потому следующие работы режиссёра отвечают всем канонам индустрии прибыльных фильмов. Таковыми являются мистический боевик « Вампиры » (1998) и космический фильм « Призраки Марса » (2001) . После этого Карпентер на несколько лет вновь уходит на покой вплоть до 2005 года, когда он выступил продюсером ремейка своей же картины «Туман», объяснив своё вовлечение в проект в одном из интервью как «пришёл, поприветствовал всех и отправился домой» . В том же году он возвращается в режиссёрское кресло для съёмок эпизода антологии « Мастера ужасов » под названием « Сигаретный ожог » . Данный фильм был тепло встречен как критиками, так и фанатами режиссёра, которые сравнивали ленту с ранними работами Карпентера. В 2006 году Карпентер снял ещё один эпизод для второго сезона «Мастеров» — « ». Сюжет серии повествует о молодой девушке, которая забеременела от демона и хочет сделать аборт, однако в этом ей мешают её фанатичный отец и три брата.

В 2010 году вышел первый со времён «Призраков Марса» крупный полнометражный фильм Джона Карпентера « Палата », главную роль в котором исполнила Эмбер Хёрд . Лента получила сдержанные отзывы аудитории . В том же году Карпентер выступил консультантом для компьютерной игры F.E.A.R. 3 .

10 октября 2010 года режиссёру вручили награду за общие достижения всей жизни на фестивале Freak Show Horror Film Festival , а в конце того же месяца стало известно о том, что Джон возьмётся за экранизацию комикса Darkchylde .

Спустя несколько лет, 3 февраля 2015 года Карпентер, всегда отличавшийся своей любовью к сочинительству музыки, выпускает альбом оригинальных композиций (не звучавших ранее в саундтреках его фильмов) под названием Lost Themes , спродюсированный в сотрудничестве со своим сыном Коди Карпентером . Выпуск альбома сопровождался небольшим туром. В апреле 2016 года выходит новая пластинка под названием Lost Themes II . Релиз обоих альбомов отметился множеством положительных отзывов, олицетворяя возвращение режиссёра в форму на музыкальном поприще .

23 мая 2016 года стало известно о том, что Джон Карпентер выступит исполнительным продюсером нового фильма серии « Хэллоуин », выход которого намечен на октябрь 2018 года. Это первое с 1982 года возвращение режиссёра к франшизе спустя более чем 30 лет .

Творчество

О Джоне Карпентере часто говорят, что он очарован второсортным кино . Но несмотря на эти мнения, Джон Карпентер безусловно обладает своим собственным стилем, который проявлялся и в сценарии, и в постановке фильма и особенно в художественной композиции визуального ряда. Фирменная «картинка» Карпентера — это минимальное, но цветное и яркое освещение, вкупе с применением технологии стэдикам . Карпентер отдаёт предпочтение широкоэкранной съёмке , в связи с чём практически все его фильмы, выпущенные для большого экрана, сняты в анаморфном формате с соотношением 2,35:1 и выше. Исключение составляет лента «Палата», впервые снятая режиссёром на 35-миллиметровую плёнку .

Карпентер часто говорил, что большое влияние на него оказали Альфред Хичкок и Говард Хоукс . Любимым актёром Карпентера можно считать Курта Расселла , снявшегося во многих его фильмах. Лучшим фильмом Карпентера считается фильм « Хэллоуин » , который фактически положил начало жанру слэшеров . В творчестве Карпентера часто фигурировала тема апокалипсиса , он снял несколько фильмов в стиле постапокалиптики , среди которых нужно отметить « Побег из Нью-Йорка » и « Побег из Лос-Анджелеса » . Широко известен также фильм Карпентера « Нечто » , снятый в жанре фантастики .

Фильмы Карпентера часто дополнены характерной музыкой, сочинённой самим режиссёром и исполненной на синтезаторе . Карпентер подчеркнул, что интерес и любовь к музыке была вызвана его отцом, который преподавал музыкальную теорию . В дальнейшем этот интерес лишь усилился, благодаря чему режиссёр лично написал саундтрек почти ко всем своим фильмам. Многие из композиций Джона Карпентера были признаны «культовыми», а выпущенные саундтреки — редкими в среде музыкальных коллекционеров . На протяжении нескольких лет Карпентер тесно сотрудничал со своим другом Аланом Ховартом, который взял на себя всю техническую составляющую записи композиций, позволив Карпентеру сосредоточиться на непосредственном творческом процессе . Интерес композитора к музыке возобновился вновь на волне выпуска сольного альбома Lost Themes .

Вклад в киноиндустрию и наследие Джона Карпентера были неоднократно отмечены и признаны. Многие фильмы Карпентера неоднократно переиздавались в специальных вариантах с бонусами и комментариями самого режиссёра. Карпентеру посвящено несколько документальных фильмов, включая John Carpenter: The Man and His Movies и специальную ретроспективу, выпущенную American Cinematheque в 2002 году. В 2006 году фильм Карпентера « Хэллоуин » был включён в Национальный реестр фильмов США, как имеющий «культурное наследие» . В 2010 году Карпентер появился в трёх эпизодах серии документальных фильмов A History of Horror .

Множество кинодеятелей и известных личностей называли Карпентера и его работы в числе своих главных вдохновителей. Среди них своим кумиром режиссёра называли Джефф Николс , Джек Томас , Марвин Крен , Гильермо Дель Торо , Квентин Тарантино и другие. Создатели игры Dead Space 3 называли в качестве источников вдохновения киноленты «Хэллоуин», « Туман » и « Нечто », в то время как сам режиссёр высказывал интерес в создании экранизации игры . Отдельные фильмы, такие как « Специальный полуночный выпуск » и «Blood Glaciers» назывались своими создателями в качестве дани уважения или переосмысления работ Карпентера .

Фильмография

Фильмы

Полнометражные фильмы

Год Русское
название
Оригинальное
название
Режиссёр Сценарист Продюсер
1974 Тёмная звезда Dark Star Да Да Да
1976 Нападение на 13-й участок Assault on Precinct 13 Да Да
1978 Глаза Лауры Марс Eyes of Laura Mars Да
Хэллоуин Halloween Да Да
1980 Туман The Fog Да Да
1981 Побег из Нью-Йорка Escape from New York Да Да
Хэллоуин 2 Halloween II Да Да
1982 Хэллоуин 3: Время ведьм Halloween III: Season of the Witch Да
Нечто The Thing Да
1983 Кристина Christine Да
1984 Человек со звезды Starman Да
Филадельфийский эксперимент Philadelphia Experiment Исполнительный
1986 Большой переполох в маленьком Китае Big Trouble in Little China Да
Восход «Чёрной луны» Black Moon Rising Да Исполнительный
1987 Князь тьмы Prince of Darkness Да Да
1988 Чужие среди нас They Live Да Да
1992 Исповедь невидимки Memoirs of an Invisible Man Да
1994 В пасти безумия In the Mouth of Madness Да
1995 Деревня проклятых Village of the Damned Да
1996 Побег из Лос-Анджелеса Escape from L.A. Да Да
1998 Вампиры Vampires Да
2001 Призраки Марса Ghosts of Mars Да Да
2002 Вампиры 2: День мёртвых Vampires: Los Muertos Исполнительный
2005 Туман The Fog Да
2010 Палата The Ward Да
2018 Хэллоуин Halloween Исполнительный
2021 Хэллоуин убивает Halloween Kills Исполнительный
2022 Хэллоуин заканчивается Halloween Ends Исполнительный
TBA Побег из Нью-Йорка Escape from New York Исполнительный

Короткометражные фильмы

Год Фильм Режиссёр Сценарист Продюсер
1962 Revenge of the Colossal Beasts Да
1963 Terror from Space Да
1969 Warrior and the Demon Да
Sorceror from Outer Space Да
Gorgo Versus Godzilla Да
Gorgon, the Space Monster Да
Captain Voyeur Да Да Да
1970 The Resurrection of Broncho Billy Сюжет

Телевидение

Год Русское

название

Оригинальное

название

Режиссёр Сценарист Исполнительный
продюсер
Примечания
1978 Зума Бич Zuma Beach Да Телефильмы
Кто-то следит за мной Someone’s Watching Me Да Да
1979 Элвис Elvis Да
Лучше поздно, чем никогда Better Late Than Never Да
1990 Дьявол El Diablo Да
1991 Кровавая река Blood River Да
1993 Мешки для трупов Body Bags Да Да Телефильм, 2 сегмента
1999 Бесшумные хищники Silent Predators Да Телефильм
2005 - 06 Мастера ужасов Masters of Horror Да Эпизоды « Сигаретные ожоги »,

Награды и номинации

Категория Год Фильм Итог
Премия « Сатурн » («Золотой свиток» с 1973 по 1977 г.)
Лучшие спецэффекты
« Тёмная звезда »
Награда
Лучший режиссёр
1982 « Побег из Нью-Йорка » Номинация
Лучшая музыка
1987 « Большой переполох в маленьком Китае » Номинация
1988 « Князь тьмы » Номинация
1990 « Чужие среди нас »
Номинация
Награда имени Джорджа Пэла
1996 Награда
Лучшая музыка
1999 « Вампиры » Награда
Кинофестиваль в Авориазе
Приз критики
1979 « Хэллоуин » Награда
1980 « Туман » Награда
Гран-при
1984 « Кристина » Номинация
Приз критики
1988 « Князь тьмы » Награда
Кинофестиваль « Fantasporto »
Лучший фильм
1989 « Чужие среди нас » Номинация
1993 « Исповедь невидимки » Номинация
« Мешки для трупов » (ТВ) Номинация
1995 « В пасти безумия » Номинация
Приз критики
Награда
Премия Эдгара Аллана По
Лучший телефильм или мини-сериал
1979 « Кто-то следит за мной » (ТВ) Номинация
Премия Брэма Стокера
Other Media (for the soundtrack)
1999 « Вампиры » Номинация
Lifetime Achievement Award
2007 Награда
Премия CableACE Award
Writing a Movie or Miniseries
1991 « » (ТВ) / El Diablo
Награда
Los Angeles Film Critics Association Awards
New Generation Award
1979 Награда
Премия « Небьюла » ( Американская ассоциация писателей-фантастов )
Лучший драматический сценарий
1976 « Тёмная звезда »
Номинация
Международный кинофестиваль в Каталонии
Лучший фильм
1995 « Деревня проклятых » Номинация
2001 « Призраки Марса » Номинация
2006 « Сигаретный ожог » ( эпизод сериала « Мастера ужасов ») Номинация
Carnet Jove — Special Mention
Награда
Time-Machine Honorary Award
2008 Награда

Примечания

  1. John Carpenter // — 2005.
  2. John Carpenter // (англ.) — 1995.
  3. . Дата обращения: 30 сентября 2017. 17 января 2018 года.
  4. . Дата обращения: 2 июля 2022. 29 августа 2021 года.
  5. . Дата обращения: 21 мая 2013. 5 июля 2023 года.
  6. . Rotten Tomatoes . archive.wikiwix.com. Дата обращения: 2 мая 2020. Архивировано 11 августа 2014 года.
  7. , p. 6.
  8. , p. 69.
  9. (англ.) . Dark Horizons. Дата обращения: 19 июня 2016. (недоступная ссылка)
  10. (англ.) . Dread Central (8 декабря 2005). Дата обращения: 19 июня 2016. 5 августа 2016 года.
  11. (англ.) . Bloody Disgusting! (3 июня 2011). Дата обращения: 19 июня 2016. 25 февраля 2016 года.
  12. Robert Levin. (англ.) . The Atlantic. Дата обращения: 19 июня 2016. 26 января 2016 года.
  13. (англ.) . Metacritic. Дата обращения: 19 июня 2016. 13 октября 2015 года.
  14. (англ.) . Dread Central (10 апреля 2010). Дата обращения: 19 июня 2016. 13 апреля 2010 года.
  15. (англ.) . Dread Central (6 июля 2010). Дата обращения: 19 июня 2016. 16 октября 2012 года.
  16. (англ.) . Shock Till You Drop (30 октября 2010). Дата обращения: 19 июня 2016. 30 мая 2016 года.
  17. . pitchfork.com. Дата обращения: 19 июня 2016. 3 июля 2016 года.
  18. (англ.) . Metacritic. Дата обращения: 19 июня 2016. 20 апреля 2016 года.
  19. Dave McNary. (англ.) . Variety (24 мая 2016). Дата обращения: 19 июня 2016. 12 июня 2016 года.
  20. (англ.) . PMT Online (13 мая 2016). Дата обращения: 19 июня 2016. 8 декабря 2016 года.
  21. (англ.) . FACT Magazine: Music News, New Music. Дата обращения: 19 июня 2016. 26 сентября 2017 года.
  22. (англ.) . SciFiNow. Дата обращения: 19 июня 2016. 19 октября 2016 года.
  23. (англ.) . Billboard . Дата обращения: 19 июня 2016. 10 сентября 2016 года.
  24. (англ.) . The Library of Congres. Дата обращения: 19 июня 2016. 18 июня 2016 года.
  25. (англ.) . BBC. Дата обращения: 19 июня 2016. 5 ноября 2010 года.
  26. (англ.) . Nerdist (21 ноября 2015). Дата обращения: 19 июня 2016. Архивировано из 14 марта 2016 года.
  27. (англ.) . Collider (13 ноября 2015). Дата обращения: 19 июня 2016. 12 мая 2016 года.
  28. (англ.) . New Jersey Stage. Дата обращения: 19 июня 2016. 13 марта 2016 года.
  29. (англ.) . FANGORIA®. Дата обращения: 19 июня 2016. 4 марта 2016 года.
  30. Michael Nordine. (англ.) . IndieWire - The Voice of Creative Independence (23 мая 2016). Дата обращения: 19 июня 2016. 15 марта 2017 года.
  31. (англ.) . Den of Geek. Дата обращения: 19 июня 2016. 19 июня 2016 года.
  32. Luke Holland. (англ.) . The Guardian (15 мая 2013). Дата обращения: 19 июня 2016. 22 февраля 2017 года.

Литература

  • Фёдоров А., Самсонов Г. Джон Карпентер: человек со звезды // «Видео-Асс экспресс» : журнал. — 1994. — № 26 . — С. 22—28 .
  • / Eds. Ian Conrich, David Woods. — Wallflower Press, 2004. — 219 p.
  • Gilles Boulenger. . — Los Angeles: Silman-James Press, 2003. — 296 с. — ISBN 9781879505674 .

Журналы

  • John Carpenter: Hors-série collection réalisateurs // Mad Movies. — 2001. — № 1 . — С. 145 .

Ссылки

  • (англ.)
  • (англ.)
  • (англ.)
  • (англ.)
  • (недоступная ссылка)
Источник —

Same as Карпентер, Джон