Interested Article - Харрихаузен, Рэй

Рэймонд Фредерик Харрихаузен ( англ. Raymond Frederick Harryhausen ; 29 июня 1920 7 мая 2013 ) — американский художник, дизайнер, мастер визуальных эффектов покадровой анимации, писатель и продюсер .

Среди его наиболее значимых работ: работа со своим наставником над анимацией для « Могучего Джо Янга » (1949), который впоследствии получил премию « Оскар » за лучшие визуальные эффекты; работа над своим первым цветным фильмом « Седьмое путешествие Синдбада » (1958); и « Ясон и аргонавты » (1963) в котором Харрихаузен поставил сцену сражения с семью воинами-скелетами, которая впоследствии стала культовой . Последний фильм над которым он работал, был « Битва титанов » (1981), после завершения съёмок Харрихаузен ушел в отставку.

В 1960 году Харрихаузен переехал в Лондон и прожил там до своей смерти в 2013 году. Он имел двойное гражданство являясь гражданином США и Великобритании. Его инновационный стиль создания спецэффектов в фильмах вдохновлял многочисленных кинематографистов. В 2016 году Британский институт кино составил список современных кинематографистов, которые говорили, что на свою работу их вдохновил Харрихаузен, в их числе Стивен Спилберг , Питер Джексон , Джо Данте , Тим Бёртон , Ник Парк , Джеймс Кэмерон и Гильермо Дель Торо . Так же о большом влиянии Харрихаузена говорили Джордж Лукас , Джон Лассетер , Джон Лэндис , Генри Селик , Джей Джей Абрамс и Уэс Андерсон .

Биография

Ранние годы

Рэй Харрихаузен родился 29 июня 1920 года в Лос-Анджелесе , штат Калифорния , в семье Марты Л. (девичья фамилия Реске) и Фредерика В. Харрихаузена, предки которого за несколько лет до начала XIX века переехали их Германии в США . Изначально немецкая фамилия писалась «Herrenhausen», но сотрудником эмиграционной службы была допущена ошибка в документах и с тех пор фамилия стала писаться как «Harryhausen» . Рэй с самого детства увлекался лепкой из глины и любил рисовать, а так же увлекался динозаврами и посещал Ранчо Ла-Брея знаменитое многочисленными находками вымерших животных поздне плейстоценового периода .

1930-е — 1940-е

Когда Рэю было тринадцать лет, вместе с родителями он посмотрел в кинотеатре фильм « Кинг-Конг » (1933), который произвел на мальчика огромное впечатление. Сам Кинг-Конг и другие монстры из фильма были созданы мастером кинематографических спецэффектов Уиллисом О’Брайаном при помощи кукольной анимации. Его работа в «Кинг-Конге» вдохновила Харрихаузена и после этого он сам начал пробовать создавать модели различных существ и людей. Позже друг Рэя договорился о встрече с О’Брайеном. О’Брайен раскритиковал ранние модели Харрихаузена и посоветовал ему посещать уроки графики и скульптуры, чтобы отточить свои навыки моделирования. В 1939 году Харрихаузен начал посещать Лос-Анджелесский клуб любителей фантастики, образованный Форрестом Аккерманом. Там он познакомился с Рэем Брэдбери , затем они подружились, и эта дружба продолжалась до конца жизни Брэдбери .

Во время Второй мировой войны Харихаузен работает в компании, производящей образовательные фильмы для армии. Его командиром и руководителем в этот период был полковник Фрэнк Капра . Молодой кинематографист создал несколько анимационных работ о боевом развёртывании военной техники в условиях, когда съёмка реального вооружения была невозможна. У него сохранились несколько рулонов плёнки с этими работами, из которых он позже смонтировал короткометражные фильмы. Демонстрация этих роликов позволила Харихаузену после завершения войны получить работу в коммерческом кинематографе. Одной из первых его работ (под руководством аниматора «Кинг-Конга» Уиллиса О’Брайена) стала картина «Могучий Джо Янг» (1949 год). За эту работу коллектив аниматоров получил премию «Оскар» за лучшие спецэффекты .
В начале 1950-х годов руководители студии Warner Brothers Pictures выкупили у Рэя Брэдбери недавно изданный рассказ «Туманный мыс» и, как товарищу писателя, доверили Харихаузену самостоятельную работу надо всеми анимационными эффектами. Фильм вышел в 1953 году под названием « Чудовище с глубины 20 000 морских саженей » (В СССР был известен как «Чудовище из глубины океана») и при бюджете в 210 тысяч долларов собрал в прокате более 5 миллионов долларов . Именно благодаря этой кинокартине получил широкое применение метод монтажа натурных съёмок и анимации, при котором сначала снимался задний план в естественных условиях (город, пустыня, побережье и так далее). Полученные кадры проецировались на небольшой экран, служивший фоном для действия анимационных моделей. В свою очередь, на эту запись накладывались кадры с действиями актёров. Таким образом, фантастические персонажи функционировали, зажатые в своеобразный бутерброд из «живых» киносъёмок.

Приблизительно в это же время Харихаузен познакомился и начал плодотворное сотрудничество с продюсером Чарлзом Шниером и студией Columbia Pictures . Их первой совместной работой стала картина «Это прибыло со дна моря» (1955 год, англ. It Came from Beneath the Sea ) о нападении гигантского осьминога на Сан-Франциско . На волне кассового успеха этой работы в следующем году был выпущен фильм « Земля против летающих тарелок », а спустя ещё год — «Двадцать миллионов миль до Земли» ( англ. 20 Million Miles to Earth ) на модную в этот период тему освоения космоса. В конце 1950-х годов студия активно внедряет в производство цветные фильмы. Это ставит перед Харихаузеном новые технические задачи, с которыми он успешно справляется. Доказательством этого стал фильм «Седьмое путешествие Синдбада». Кинематографист, ставший к тому же одним из продюсеров ленты, сумел найти решение проблем достижения цветового баланса между анимационным и «живым» изображением. Хотя работа над картиной заняла почти два года, она достигла чрезвычайного коммерческого успеха (в том числе несколько позже в СССР) . Columbia Pictures подписала с Харихаузеном контракт на несколько фильмов.

В 1963 году Рэй Харрихаузен создаёт один из самых знаменитых, вероятно, фильмов в своей карьере — « Ясон и аргонавты ». Вручая кинематографисту в 1992 году специальную премию Оскар ( Награда имени Гордона Сойера ), Том Хэнкс так высказался о картине :

Некоторые говорят « Касабланка » или « Гражданин Кейн »… А я говорю — «Ясон и аргонавты» — вот величайший из созданных фильмов!

В 1964 году кинематографист работает над очередным проектом « Первые люди на Луне ». Однако, руководители студий начинают замечать охлаждение зрительского интереса к фильмам подобного рода, и, соответственно, снижение эффективности вложений в эти проекты. Набирают силу контркультура и независимый кинематограф США . Columbia Pictures отказывается продлить контракт с Харрихаузеном. Достаточно скоро он был приглашён студией 20th Century Fox для создания сцен с доисторическими чудовищами в ставшем культовым фильме « Миллион лет до нашей эры », а чуть позже был приглашён студией Warner Bros в фильм « Долина Гванги ». После этого кинематографиста ожидало несколько лет творческого простоя. Только в 1973 году Columbia Pictures решила вернуться к путешествиям Синдбада и выпустила с широким творческим участием Харрихаузена « Золотое путешествие Синдбада » и « Синдбад и Глаз тигра ». Последним крупным полнометражным художественным проектом Рэя Харрихаузена стал фильм « Битва титанов » (1981 год).

Рэй Харрихаузен умер 7 мая 2013 года в Лондоне.

Признание и награды

Рэй Харрихаузен, кроме упомянутой специальной премии Оскар (Награда имени Гордона Сойера), является обладателем ряда наград от Академии фантастических фильмов, фэнтези и фильмов ужасов : «Золотого свитка» в 1975 году за анимацию в картине «Золотое путешествие Синдбада», « Награды за достижения в карьере » ( 1982 ), «Специальной награды» (1992 год) , «Награды имени Джорджа Пэла» (2006 год) и номинацию на премию « Сатурн » в 1982 году за лучшие спецэффекты к картине «Битва титанов». В 1995 году он был удостоен почётной награды на международном кинофестивале в Ситжесе . У Рэя Харрихаузена есть звезда на Голливудской Аллее славы .

Фильмография

Примечания

  1. Lyons, Patrick J. (2013-05-07). . The New York Times . из оригинала 17 января 2023 . Дата обращения: 4 июня 2019 .
  2. . www.film.ru. Дата обращения: 4 июня 2019. 4 июня 2019 года.
  3. (англ.) . British Film Institute. Дата обращения: 4 июня 2019. 30 мая 2019 года.
  4. (англ.) . USA TODAY. Дата обращения: 4 июня 2019. 4 июня 2019 года.
  5. Erin Maxwell,David S. Cohen, Erin Maxwell, David S. Cohen. (англ.) . Variety (7 мая 2013). Дата обращения: 4 июня 2019. 11 июня 2019 года.
  6. Jason Gorber | November 30, 2015, 11:30 Am. (англ.) . That Shelf (30 ноября 2015). Дата обращения: 4 июня 2019. 4 июня 2019 года.
  7. Tasha Robinson. (англ.) . Film. Дата обращения: 4 июня 2019. 4 июня 2019 года.
  8. . www.thecinematheque.ca. Дата обращения: 4 июня 2019. Архивировано из 4 июня 2019 года.
  9. . Little White Lies. Дата обращения: 4 июня 2019. 4 июня 2019 года.
  10. . www.questia.com. Дата обращения: 4 июня 2019. Архивировано из 4 июня 2019 года.
  11. Richard Schickel. The Harryhausen Chronicles // Rhino Theatrical (Документальный фильм). — 1997.
  12. . Дата обращения: 8 мая 2012. 1 декабря 2012 года.
  13. Hayes D., Bing J. (англ.) . Variety (21 сентября 2004). Дата обращения: 8 мая 2012. 20 сентября 2012 года.
  14. (англ.) . Variety (2010). Дата обращения: 8 мая 2012. Архивировано из 31 мая 2012 года.
  15. Соколов В. Д. . Журнал «Самиздат» (14 февраля 2011). Дата обращения: 8 мая 2012. Архивировано из 7 ноября 2012 года.
  16. от 13 марта 2016 на Wayback Machine на сайте tcm.com

Ссылки

Источник —

Same as Харрихаузен, Рэй