Interested Article - Левиафан

Левиафа́н ( ивр. לִוְיָתָן ‎, транслитерация : ливъята́н — «скрученный, свитый»; совр. значение — «кит») — библейский огнедышащий и многоголовый морской змей , созданный Богом среди прочих морских чудовищ . Левиафан обладал невероятной силой и размерами, и в конце времён должен быть уничтожен Богом. Левиафан присутствует в угаритском эпосе — « Цикле Баала » под именем семиголового морского змея Лота́на , выступающего как враг бога бури Баала и богини войны Анат , которая и побеждает Лотана. Вероятно, миф имел происхождение от более древних сказаний о борьбе бога Хадада и змея Темтума, а также от мифа о сражении месопотамского бога войны Нинурты с семиголовым драконом, датируемого третьим тысячелетием до нашей эры.

Различные религии по-разному рассматривают Левиафана. Иудейская толковательная литература говорит, что праведники будут пировать мясом побеждённого Левиафана после прихода Машиаха и использовать его кожу. Более поздняя интерпретация книги Зоар говорит об пире, как о метафоре «просветления». Христианскими богословами Левиафан был отожествлён с демоном зависти. Более поздние христианские интерпретации отожествляют Левиафана с крокодилом . Возможно, образ Левиафана нашёл отражение в новозаветном Звере, вышедшем из моря . Гностики офиты рассматривали Левиафана, как существо, которое опоясывает вселенную и возвращает души грешников обратно на землю. Левиафан также присутствует в мандеизме и манихействе в качестве демона.

Бог Баал был отожествлён с богом Мелькартом , а тот в свою очередь отожествлён с Гераклом , что нашло своё отражение в мифе о сражении Геракла с Лернейской гидрой . В сравнительной мифологии находят параллели между сражением Бога с Левиафаном в сражениях индоевропейских божеств бурь со змеями в индоевропейских религиях, а также в космогонической битве Мардука с Тиамат в « Энума Элиш ».

Образ Левиафана нашёл массовое отражение в культуре: в честь него был назван древний кашалот — Мелвиллов левиафан ; его именем названа книга английского философа Томаса Гоббса « Левиафан ». Морское чудовище также упоминается в поэме Джона Мильтона « Потерянный рай ».

Имя

Русское слово «Левиафан» произошло от греческого Λεβιάϑαν, а оно в свою очередь от еврейского לִוְיָתָן — « скрученный, свитый » . Сам же еврейский термин некоторые филологи , включая Лескина , считали иностранным заимствованием .

Происхождение

Изображение Левиафана из , около 1278—1298 года

В угаритском мифологическом « Цикле Баала » Левиафан именуется, как Лота́н ( угар. 𐎍𐎚𐎐‎, вокализированные версии: Лата́ну , Лита́н , Лита́ну , Лота́ну — «свернутый спиралью»), и представляет собой семиглавое морское чудовище в виде змея . Прилагательное «Лотан» используется в угаритской литературе как имя собственное . Недошедший миф о битве Баала с Лотаном, косвенно упоминается в Цикле Баала , а именно в Поэме о борьбе Силача Баала с Мотом , датируемая правлением угаритского царя Никмадду II в XIV веке до н. э , где бог смерти Мот упоминает поражение Баала его копьём во время борьбы со змеем . Следы этого мифа могут содержаться в плохо сохранившейся угаритской табличке 1.82, Поэме о Силаче Баале и Змее Туннуну , где говорится о том, как боги вытащили Баала из змеиной норы . В Поэме о постройке дворца для Баала , Анат упоминает в своей речи, что победила морского бога Яма и нескольких чудовищ, в том числе и Лотана . Цикл Баала упоминает несколько морских чудовищ через эпитеты , и не ясно, относятся ли все они к Лотану или к другим существам, например, к морскому змею Туннану . Большинство ученых сходятся во мнении, что Лотан — это «бегущий змей» ( bṯn brḥ ) , но он так же возможно носит эпитеты «властитель с семью головами» ( šlyṭ d. šbʿt rašm ) и, возможно, из-за того, что текст табличек содержит лакуны, «извивающийся змей» ( bṯn ʿqltn ) . Айча Рахмуни отмечает, что иногда утверждается, что Лотан и другие чудовища, побеждённые Анат, были отождествлены с Ямом . Однако, Брендон С. Бенц, указывает, что ни в одном другом угаритском тексте он не отождествляется ни с этим существом, ни с другими морскими чудовищами, такими как . Сам Ям, вероятно, был антропоморфен . Хотя по мнению Шифмана угаритские мифологические змеи Лотан и Туннану фигурируют, как враги Баала, и также связаны с морем, что связывает их с Ямом .

Морские змеи занимают видное место в мифологии древнего Ближнего Востока , и образ Лотана, по-видимому, был предвосхищен более ранним змеем , чья смерть от рук Хадада изображена на сирийских печатях XVIII—XVI веков до нашей эры . Самым ранним, возможном, свидетельством об этом мифе является цилиндрическая печать из Месопотамии третьего тысячелетия до н. э., на которой изображен герой, вероятно, Нинурта , побеждающий семиглавое чудовище . В аналог Баала — Мелькарт так же сражался с семиголовым змеем Дотаном, и отрубил ему семь голов . Мелькарт был позже отождествлён с греческим Гераклом , что нашло отражение в мифе о сражении Геракла с Лернейской Гидрой . Другой аналог Баала — Бел имел врага Змея, и когда тот ехал на своей колеснице, Змей напал на него . Завязалась битва, в конце которой Бел поразил Змея стрелой и тот погиб . Аналогичный финикийский миф о сражении Крона , под которым, вероятно, имелся ввиду Эль , и , чьё имя переводится, как «змей», присутствует в отрывке сочинении Ферекида . Миф рассказывает о двух войсках, одним из которых предводительствовал бог Крон, а другим — Офис . Войска сражались между собой, но никто не смог одержать победу . И тогда два предводителя заключили договор: если войско, воины которого упадут в океан и будут им поглощены, будет считается побеждённым, а их противники будут владеть небом и всем миром . Впоследствии, воины Офиса были поглощены водами океана . И Крон стал властелином неба, а его сподвижники — богами, которые вместе с ним управляют вселенной . В финикийском представлении о космологии, мир опоясывают два океана, который изображался в храмах в виде змея, кусающего себя за хвост . Об изображении финикийцами мира в виде змеи свернутой в круг, говорит Макробий .

В арамейских надписях на магических чашах, датируемых около 500 годом, содержатся магические формулы для изгнания злых духов из жилищ, которые упоминают о победе Бога над Левиафаном .

Библия и Книга Еноха

Библия

Левиафан упоминается в книгах Ветхого Завета . в частности в Книге Иова :

Та ночь — да будет бесплодна, крика радости не узнает; пусть проклянут её заклинатели дней, что могут разбудить Левиафана . Иов. ,

Кто поймает его за голову? Кто ухватит за нос? А Левиафана — на крючок поймаешь? Прижмёшь ему язык верёвкой? Проткнёшь ли ему нос тростинкой, вонзишь ли крючок в челюсть? Станет ли он долго тебя умолять, жалостливо обращаться к тебе? Заключит ли он с тобой договор, станет ли навек твоим рабом? Будешь ли забавляться с ним, как с птичкой, привяжешь ли — девочкам на потеху? Придут ли скупщики торговаться, чтоб продать его по кускам ханаанеям ? Изрешетишь ли гарпунами его шкуру, рыбацкими острогами — его голову? Положи на него ладонь — и думать забудешь о битве ! Тщетны такие надежды! Один его вид повергает в трепет. Так кто же дерзнет его раздразнить, кто станет пред ним лицом к лицу? «Кто выйдет мне навстречу — поплатится. Все, что есть под небесами, — Моё!» Не умолчу о частях его тела, об их мощи и ладном строении. Кто поднимет край его одежды, пронзит двойную его броню? Кто распахнет врата его пасти? Ужасом веет от его зубов! На его спине — ряды щитов, скрепленных плотно, как печатью; сомкнуты они друг с другом — и воздух не пройдет между ними; один к другому прижат, сцеплены они неразрывно. Чихнет он — молния сверкает, глаза его — словно очи Зари; из пасти вырывается пламя, рассыпаются огненные искры; из его ноздрей поднимается дым, как от котла, кипящего над очагом; его дыхание воспламеняет угли, пламя из пасти пышет! В его шее таится сила, пляшет пред ним ужас. Мясистые его части сочленены так крепко, что их не поколебать; твердо его сердце, словно камень, словно мельничный жернов. Страшатся его появления даже боги, отступают перед натиском его. Не поможет против него ни меч, ни копье, ни дротик, ни стрела; железо он считает соломой, бронзу — деревом гнилым. Не обратят его в бегство стрелы лучника, камни из пращи для него — что мякина; дубину он примет за соломинку, свист дротика ему смешон. Его брюхо — что острые черепки, боронит он ими грязь. Заставляет он пучину бурлить, как котёл, превращает море в горшок с кипящим зельем; светящийся след он оставляет за собой, и кажется, что бездна седой стала. Нет на земле подобного ему — создания, которому страх неведом; на все свысока он взирает, всем сынам гордости он царь . Иов.

В книге Псалмов :

Ты размозжил головы Левиафана, отдал его в пищу диким зверям . Пс.

Вот необъятное широкое море, и без числа в нем тварей морских. Там животные большие и маленькие. Там плавают корабли. Левиафан, Твоё творение, резвится там . Пс.

Вероятно, библейский Левиафан имел такое же количество голов, как и Лотан — семь .

В Книге пророка Исайи :

В тот день Господь мечом Своим грозным, великим и крепким, покарает Левиафана, ускользающего змея, Левиафана , извивающегося змея, — убьет Он морское чудовище! ! Ис.

Книга Еноха

Книга Еноха описывает морского змея самку по имени Левияфа, живущую над источниками Бездны (Ен. 60:9) .

Восприятие в религиях

Иудаизм

Левиафан — чудовище морское, с Бегемотом — чудовищем сухопутным и Зизом — чудовищем воздушным. Иллюстрация Амброзианской Библии из города Ульма , 1238 год

В иудаизме существуют различные толкования Левиафана, в частности комментарий Раши на Бытие : «И сотворил Бог рыб больших ( таниним ) и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их» . По мнению Раши, термин таниним относится к Левиафану и его самке, потому что Бог создал самца и самку, а самку умертвил и засолил для праведников в будущем, и если бы они размножались, то мир не мог бы существовать из-за них .

В Талмуде Баба Батра 75 сказано, что Левиафан будет убит ангелом Габриэлем , и его плоть будет подана на пир праведникам после прихода Машиаха , а его кожа будет использована для покрытия шатра, где будет проходить пир. Те, кто не заслуживает употребления его плоти под шатром, могут получить различные одеяния Левиафана: от покрывал для наиболее достойных и до амулетов для наименее достойных. Оставшаяся кожа Левиафана будет расстелена на стенах Иерусалима , озаряя своим сиянием весь мир. Праздник Суккот (праздник шалашей) завершится молитвой, произносимой при выходе из сукки (шалаша): «Да будет воля Твоя, Господь, Бог наш и Бог праотцев наших, чтобы так же, как я исполнил и прожил в этой сукке, так же я заслужил в наступающем году прожить в сукке из кожи Левиафана. В следующем году в Иерусалиме» .

Огромные размеры Левиафана описывает Йоханан бар-Наппаха : «Однажды мы плыли на корабле и увидели рыбу, которая высунула голову из воды. У него были рога, на которых было написано: „Я — одно из самых мерзких существ, обитающих в море“» . Рабби Дими сообщает от имени рабби Йоханана: «Когда Левиафан голоден, он испускает из своей пасти жар, такой сильный, что все воды в глубине кипят, и если бы он опустил голову в Рай , ни одно живое существо не могло бы вынести его запаха . Его обитель — Средиземное море , и воды Иордана впадают в его пасть» .

По мнению рабби Элиэзера, тело Левиафана, особенно его глаза, обладали большой осветительной силой . Элизер во время путешествия в компании с рабби Джошуа объяснил последнему, когда тот испугался внезапного появления яркого света, что он, вероятно, исходит из глаз Левиафана . Он сослался на слова из сефер Иов : «От глаз его сияет свет, и глаза его подобны векам утра» . Однако, несмотря на свою сверхъестественную силу, Левиафан боится маленького червя под названием «кильбит», который цепляется за жабры крупных рыб и убивает их . В мидраше Пирке де рабби Элиэзер говорится, что рыба, проглотившая Иону , едва избежала того, чтобы её не съел Левиафан, который каждый день съедает одного кита . Мидраш говорит, что Левиафан вступит с «диким быком» в бой, в котором погибнут оба .

Книга Зоар отмечает, что легенда о праведниках, поедающих Левиафана в конце дней, не является буквальной, а просто метафора «просветления» . Зоар также указывает, что у Левиафана есть партнёр . Зоар связывает метафору Левиафана с цадиком или праведником и с бриахом — шестом в середине досок скинии .

Согласно Аврааму Ицхаку Куку , Левиафан — одинокое существо, не имеющее сородичей, и « хвост его помещен в рот » (Зоар), «извивается вокруг и охватывает весь мир» (Комментарий Раши на Баба Батра 74b), что представляет собой «яркую метафору единства, лежащего в основе вселенной». Это единство будет раскрыто только в будущем, когда праведники будут пировать Левиафаном .

Христианство

Антихрист на Левиафане. Энциклопедия Liber Floridus , 1120 год

В христианстве образ Левиафана использовался как образ дьявола , подвергающего опасности как Божьи создания, пытаясь их съесть, так и Божье творение, угрожая ему потрясениями в водах хаоса . Термин «Дракон» является обычным переводом для Левиафана в Септуагинте . Хотя в Ветхом Завете Левиафан нигде не отождествляется с дьяволом, в Откровении таковым является . Тем самым битва между Богом и первобытными чудовищами хаоса переходит в битву между Богом и дьяволом . Лишь однажды, в Книге Иова , Левиафан переводится как морское чудовище ( ketos ) .

В следующей главе Откровения семиглавый зверь , описанный с теми же чертами, что и дракон, поднимается из вод, наделяя себя силой земного зверя. Разделение зверей на чудовище воды и чудовище сухой земли, вероятно, напоминает о чудовищной паре Левиафана и Бегемота . По мнению Самуэля Гордона, образ Левиафана перешёл именно на Зверя из моря . Согласно христианскому толкованию Исайи , дракон будет убит Богом в последний день и низвергнут в бездну . Уничтожение чудовища хаоса приведет к новому миру, в котором не останется и следа зла .

Комментарий Иеронима на Псалом : «Это дракон, который был изгнан из рая, обольстил Еву , и в этом мире ему позволено издеваться над нами. Сколько монахов и священнослужителей он сбил с ног! „Все они смотрят на тебя, чтобы ты дал им пищу в свое время“, ибо все творения Божьи живут по Его повелению» .

Ангел с ключом от Бездны и Ад в виде гигантской пасти . Иллюстрация из Апокалипсиса королевы Марии , начало XIV века

Фома Аквинский описал Левиафана как демона зависти, первым наказывающего соответствующих грешников. также классифицировал Левиафана как демона зависти, и как одного из семи князей ада, соответствующих семи смертным грехам . Левиафан стал ассоциироваться с визуальным мотивом Адской пасти — чудовищным животным, в пасть которого попадают проклятые на Страшном суде . Этот мотив встречается в англосаксонском искусстве примерно с 800 года, а затем и по всей Европе .

предполагает в сноске к Иову , что Левиафан может быть названием крокодила .

Гностицизм

Ориген обвинил одну гностическую секту в почитании из Эдемского сада . Поэтому он называет их Офитами , по имени змея, которому они якобы поклонялись . В этой системе верований Левиафан предстает как Уроборос , отделяющий божественное царство от человечества, окутывая или пронизывая материальный мир . Неизвестно, действительно ли офиты отождествляли змея из Эдемского сада с Левиафаном . Однако, поскольку в этой гностической космологии Левиафан в основном изображается негативно, если они отождествляли его со змеем из Книги Бытия , то, вероятно, он действительно считался злым, и только его совет Еве был добрым .

Согласно космологии офитов, мир заключен в Левиафана, имеющего форму дракона-архонта, кусающего свой собственный хвост, то есть в виде уробороса. Порождая зло, , Левиафан отделяет нижний мир, управляемый архонтами , от царства . После смерти душа должна пройти через небес . Если душе это не удается, её поглощает Левиафан, который держит в плену весь мир и возвращает душу в животное тело . В мандеизме Левиафан отожествляется с демоном по имени .

Манихейство

В манихействе , древней религии, сформировавшейся под влиянием гностических идей, Левиафана убивают сыновья падшего ангела Шамхазая . Этот поступок изображается не как героический, а как глупый, символизирующий величайшие победы как преходящие, поскольку оба сына убиваются архангелами по очереди после того, как похваляются своей победой. Это отражает манихейскую критику царской власти и пропагандирует аскетизм .

Сравнительная мифология

Для было обычным включать в космическую битву между морским чудовищем, представляющим силы , и богом-творцом или культурным героем , который силой наводит порядок . Вавилонский миф о сотворении мира Энума Элиш описывает победу Мардука над богиней-змеей Тиамат , тело которой было использовано для создания небес и земли . Битву Яхве и Левиафана также сравнивали с индоевропейскими мифами: Индра , убивающий Вритру ; Тор , побеждающий Ёрмунганда ; Зевс , побеждающий Тифона и Геракл , убивший Лернейскую Гидру .

Палеонтология

Копия черепа Мелвиллова левиафана в

При раскопках в Перу , в пустыне Ика, учёными были найдены останки древнего кашалота , который обитал в океанах предположительно около 12—13 млн лет назад. Размер черепа составлял 3 метра, отталкиваясь от этого размера, можно было предположить длину тела животного, которая составляла приблизительно от 13,5 до 17,5 метров, зубы у него были до 36 сантиметров в длину и 12 сантиметров в ширину. Ему было дано имя «Левиафан», а точнее — Livyatan melvillei . Первая часть названия взята из Ветхого Завета , вторая же часть названия была приписана монстру в честь Германа Мелвилла — автора романа « Моби Дик » про гигантского кашалота .

Культурное влияние

Левиафан , 1983 год. Картина , Израильский Музей в Иерусалиме

Слово «Левиафан» стало нарицательным для обозначения чего-то, поражающего своими размерами и силой . Слово входит в названия многих произведений культуры, в том числе — более десятка литературных произведений, самым известным из которых стал трактат « Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского » английского философа Томаса Гоббса , посвящённое проблемам государства и регулирования отношений между людьми . Также появляется в английской поэме Джона Мильтона — « Потерянный рай » . Река Эль-Литани , протекающая через долину Бекаа в Ливане , названа в честь Лотана, поскольку, по мнению Прайса, считалось, что река является его олицетворением, как божества .

В современном иврите библейский термин «ливъятан» означает кита .

См. также

Примечания

  1. .
  2. , p. 108.
  3. , p. 514.
  4. , с. 119—120.
  5. , с. 151.
  6. , p. 133.
  7. , p. 208.
  8. , с. 156.
  9. , p. 306.
  10. , с. 94.
  11. , с. 514.
  12. , с. 303.
  13. , pp. 834—836.
  14. , p. 512.
  15. , p. 338.
  16. , p. 138.
  17. , с. 182.
  18. , pp. 512—514.
  19. , pp. 37—38.
  20. , с. 218.
  21. , с. 151.
  22. , с. 188.
  23. , с. 267.
  24. , с. 184.
  25. , с. 130.
  26. , с. 116.
  27. , с. 217.
  28. . Преображенское Братство . Дата обращения: 19 марта 2023. 18 марта 2023 года.
  29. . Преображенское Братство . Дата обращения: 19 марта 2023. 18 марта 2023 года.
  30. . Преображенское Братство . Дата обращения: 19 марта 2023. 18 марта 2023 года.
  31. . Преображенское Братство . Дата обращения: 19 марта 2023. 18 марта 2023 года.
  32. . Преображенское Братство . Дата обращения: 19 марта 2023. 18 марта 2023 года.
  33. . Преображенское Братство . Дата обращения: 19 марта 2023. 18 марта 2023 года.
  34. (англ.) . Chabad.org . Дата обращения: 19 марта 2023. 18 марта 2023 года.
  35. , p. 99.
  36. Вавилонский Талмуд . Трактат Бава Батра 74a
  37. Вавилонский Талмуд . Трактат Бава Батра 75a
  38. Вавилонский Талмуд . Трактаты Бава Батра 75a, Бехорот 55b
  39. Вавилонский Талмуд . Трактат Бава Батра Ic
  40. Вавилонский Талмуд . Трактат Шаббат 77b
  41. Мидраш Пирке де рабби Элиэзер
  42. Мидраш Вайикра Рабба 13:3
  43. Книга Зогар . 1:140b, 3:279a
  44. Книга Зогар . 1:4b
  45. Книга Зогар . 2:11b, 3:58а
  46. Книга Зогар . 2:20а
  47. , p. 91.
  48. , p. 127.
  49. , p. 19.
  50. , pp. 61—68.
  51. , p. 89.
  52. , pp. 146—158.
  53. , pp. 75—76.
  54. , pp. 143—144.
  55. , pp. 555—556.
  56. , p. 68.
  57. , p. 69.
  58. , p. 48.
  59. , pp. 309—326.
  60. , p. 70.
  61. , p. 117.
  62. , pp. 46—48.
  63. , pp. 41—42.
  64. , p. 186.
  65. , с. 123.
  66. Гипетеза.ру . 7 ноября 2012 года.
  67. Slovariki . 6 декабря 2017 года.
  68. , p. 513.

Литература

На русском языке

Книги
  • Гордон С. Ханаанейская Мифология // Мифологии Древнего Мира / под ред. и пер. В. А. Якобсона . — М. : Наука, 1977. — С. 199—233.
  • Немировский А. И. Мифы и Легенды Древнего Востока. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. — 544 с. — ISBN 5-222-01158-5 .
  • О Ба’лу. Угаритские поэтические повествования / Шифман И. Ш. (пер. с угарит., введ., коммент.). — М. : Восточная литература , 1999. — 536 с. — ( Памятники письменности Востока ). — ISBN 5-02-017805-5 .
  • Тураев Б. А. Отрывки… Филона Библского // Финикийская мифология / под ред. С. Довженко. — СПб. : Летний Сад, журнал «Нева», 1999. — С. 37—119. — ISBN 5-87516-125-6 .
  • Циркин Ю. Б. Введение // Финикийская мифология / под ред. С. Довженко. — СПб. : Летний Сад, журнал «Нева», 1999. — С. 5—36. — ISBN 5-87516-125-6 .
  • Циркин Ю. Б. Мифы и легенды народов мира. — М. : Литература, Мир книги, 2004. — Т. 12. Передняя Азия. — 416 с. — ISBN 5-8405-0649-4 .
  • Шифман И. Ш. Древняя Финикия — мифология и история // Финикийская мифология / под ред. С. Довженко. — СПб. : Летний Сад, журнал «Нева», 1999a. — С. 185—325. — ISBN 5-87516-125-6 .
Статьи

На других языках

Книги
  • Barker, William D. (англ.) . — Tübingen: Mohr Siebeck, 2014. — 269 p. — ISBN 978-3-16-153347-1 .
  • Bauckham, Richard. (англ.) . — Cambridge University Press, 1993. — 185 p. — ISBN 9781107393080 .
  • Baumgarten Albert I. (англ.) . — Leiden: E.J. Brill, 1981. — 284 p. — ISBN 90-04-06369-2 .
  • Benz, Brendon C. Yamm as the Personification of Chaos? A Linguistic and Literary Argument for a Case of Mistaken Identity // (англ.) / eds. In Scurlock, JoAnn; Beal, Richard H. — Penn State University Press, 2013. — P. 127—145. — ISBN 9781575068657 .
  • Cirlot, Juan Eduardo. (англ.) . — 2nd ed. — Routledge & Kegan Paul, 1971. — 507 p. — ISBN 0-145-03649-6 .
  • DeConick, April; Shaw, Gregory; Turner, John D. (англ.) . — Brill, 2013. — 571 p. — ISBN 9789004248526 .
  • Finkel, Avraham Y. (англ.) . — J. Aronson, 1993. — 267 p. — ISBN 0-87668-524-6 .
  • Giblett, Rod. (англ.) . — Taylor & Francis, 2019. — 154 p. — ISBN 9780429578762 .
  • Gunkel, Hermann; Zimmern, Heinrich. (англ.) / trans. K. William Whitney Jr. — Eerdmans, 2006. — 442 p. — ISBN 9780802828040 .
  • Heidel, Alexander. Enuma Elish, Tablet IV // (англ.) . — second ed. — Chicago, London: The University of Chicago Press, 1963. — P. 41—42. — ISBN 0-226-32399-4 .
  • Jonas, Hans. (англ.) . — 3rd ed. — Beacon Press, 2001. — 359 p. — ISBN 9780807058015 .
  • Kuhrt, Amélie. (англ.) . — Psychology Press, 1995. — Vol. 1. — 782 p. — ISBN 9780415167635 .
  • Kurt, Rudolph. (англ.) . — Bloomsbury Academic, 2001. — 412 p. — ISBN 9780567086402 .
  • Labriola, Albert C. The medieval view of Christian history in Paradise lost // (англ.) / ed. Mulryan, John. — Bucknell University Press, 1982. — P. 115—152. — ISBN 978-0-8387-5036-0 .
  • Link, Luther. (англ.) . — London: Reaktion Books, 1995. — 208 p. — ISBN 0-948462-67-1 .
  • Morrison, Chanan; Kook, Abraham Isaac. (англ.) . — C. Morrison, 2013. — 386 p. — ISBN 978-1490909363 .
  • Price, Robert. (англ.) . — Durham, NC: Pitchstone Publishing, 2018. — 255 p. — ISBN 9781634311601 .
  • Rahmouni, Aicha. (англ.) / translated by J. N. Ford. — Leiden, Boston: Brill, 2008. — 448 p. — ISBN 978-90-474-2300-3 .
  • Rasimus, Tuomas. (англ.) . — Brill, 2009. — 400 p. — ISBN 9789047426707 .
  • Tardieu, Michel. (англ.) . — University of Illinois Press, 2008. — 113 p. — ISBN 9780252032783 .
  • . — N. Y. : Thomas Nelson and Sons, 1959. — 1522 p.
Статьи
  • Heider, George C. Tannîn // (англ.) / Toorn van der Karel, Becking Bob, Willem van der Pieter. — Tübingen: Mohr Siebeck, 1999. — P. 834—836. — ISBN 9780802824912 .
  • Herrmann, Wolfgang. Baal // (англ.) / Toorn van der Karel, Becking Bob, Willem van der Pieter. — Tübingen: Mohr Siebeck, 1999. — P. 132—139. — ISBN 9780802824912 .
  • Hofmann, Petra. (англ.) // University of St Andrews : сайт / supervisors Rauer, Christine; Johnson, Ian R. — 2008. — June.
  • Landes, George M.; Einspahr, Bruce. Index to Brown, Driver and Briggs Hebrew Lexicon (англ.) // Journal of Biblical Literature : журнал. — 1978. — Vol. 97, no. 1 . — P. 108. — ISSN . — doi : . — JSTOR .
  • Lupaşcu, Silviu. In the ninth heaven - the gnostic background of the Romanian folklore tradition of the «heaven's custom houses» (англ.) // Southeastern Europe. L'Europe du Sud-Est : журнал. — 2013. — January. — P. 309—326. — ISSN . — doi : .
  • Murphy, Kelly J. Leviathan to Lucifer: What Biblical Monsters (Still) Reveal (англ.) // Interpretation: A Journal of Bible & Theology : журнал. — 2020. — Vol. 74. — Iss. 2 . — P. 146—158. — doi : .
  • Pfeiffer, Charles F. (англ.) // Evangelical Quarterly: An International Review of Bible and Theology : журнал. — 1960. — 5 August (vol. 32 ( iss. 4 ). — P. 208—211. — ISSN .
  • Streck, Maximilian. // The Encyclopaedia of Islām (англ.) . — Brill, 1936. — Vol. IV. — P. 582—583. — ISBN 9004097902 .
  • Uehlinger С. Leviathan // (англ.) / Toorn van der Karel, Becking Bob, Willem van der Pieter. — Grand Rapids: Wm. B. Eerdmans Publishing, 1999. — P. 511—515. — ISBN 9780802824912 .
  • Wallace, Howard. Leviathan and the Beast in Revelation (англ.) // The Biblical Archaeologist : журнал. — 1948. — Vol. 11, no. 3 . — P. 61—68. — doi : .
Источник —

Same as Левиафан