Interested Article - Вампиры Венеции

« Вампиры Венеции » ( англ. The Vampires of Venice ) — шестая серия пятого сезона британского научно-фантастического телесериалa « Доктор Кто », показанная 8 мая 2010 года . Сценаристом выступил , который ранее написал сценарий для серии « Встреча в школе ». Режиссёром серии стал .

Доктор , после того, как в серии « Плоть и камень » Эми Понд поцеловала его, берёт жениха Эми, Рори Уильямса , с собой в ТАРДИС и отправляет его и Эми в романтическое путешествие по Венеции 1580 года. Там они заинтересовались школой для девочек, студентки которой, по всей видимости, вампиры . Взявшись за расследование, все трое вскоре обнаружили, что на самом деле те, кого они приняли за вампиров, являются замаскированными под людей инопланетными беженцами, а Венеция должна быть затоплена, чтобы стать им новым домом.

В процессе работы над сценарием Тоби Уитхаус первоначально использовал другую идею. Однако во время обсуждения было решено, что в основе эпизода будет именно романтическая история. В результате Уитхаус написал сценарий, в котором события происходят в Венеции, а также фигурируют вампиры — по мнению сценариста, они прекрасно вписались в окружение. Съёмки проходили в конце 2009 года в прибрежном городе Трогире ( Хорватия ), архитектура которого хорошо подходила для изображения средневековой Венеции. Эпизод посмотрело 7,68 миллионов британских зрителей, и он получил смешанные отзывы от критиков. Критики положительно оценили юмор и производственный дизайн «Вампиров Венеции», а также актёрскую игру Хелен МакКрори и , но при этом было отмечено много общих моментов с другими эпизодами шоу.

Предыстория

Доктор — путешественник в пространстве и времени. Выглядит как человек, но относится к расе Повелителей Времени с планеты Галлифрей . Повелители Времени обладают способностью регенерировать (перерождаться) по мере попадания в смертельные ситуации. В результате регенерации Повелитель Времени полностью меняет свою внешность и частично — характер. Доктор — последний Повелитель Времени. Лишённый своего дома, он спасает другие миры, в том числе и человечество .

В качестве способа передвижения Доктор использует ТАРДИС ( англ. TARDIS T ime A nd R elative D imension(s) I n S pace) — живую машину времени и одновременно космический корабль , выглядящую как английская синяя полицейская будка из 1960-х годов, но вмещающую в себя гораздо больше, чем кажется («она больше внутри, чем снаружи») . В качестве подручного инструмента для осуществления мелких операций с предметами (запирание-отпирание замков, починка приборов, сканирование чего-либо и т. п.) им применяется звуковая отвёртка . Доктор обладает нечеловеческим интеллектом .

В пятом сезоне телесериала (2010) Доктор, вернее, его одиннадцатая инкарнация , путешествует со своей новой спутницей по имени Амелия Понд , появившейся в открывающей сезон серии « Одиннадцатый час » .

Сюжет

Краткое содержание

Доктор , полагая, что влечение Эми к нему связано со стрессом от путешествий, забирает её жениха Рори с мальчишника и предлагает им отправиться в романтическое путешествие на двоих в ТАРДИС . Они приземляются в Венеции в 1580 году и вскоре попадают в неприятности. Покровительница города, синьора Розанна Кальвиерри, утверждает, что за пределами Венеции людям угрожает Чёрная смерть , но Доктор говорит, что это ложная информация и она использует это как предлог, чтобы изолировать город от внешнего мира. Чтобы узнать больше, они знакомятся со строителем лодок Гвидо, который отчаянно ищет информацию о своей дочери Изабелле. Гвидо объясняет, что синьора Кальвиерри организовала высшую школу для воспитания молодых девушек, в которую смогла поступить и Изабелла, но теперь он боится, что что-то не так. Доктор, Эми и Рори, которые расследуют это дело отдельно друг от друга, приходят к одному и тому же выводу: синьора Кальверри, её сын Франческо и все девушки в школе являются вампирами — они питаются кровью молодых женщин, боятся прямых солнечных лучей и не отражаются в зеркале.

Эми разрабатывает план, согласно которому она поступает в школу синьоры Кальвиерри с помощью Рори, а затем проводит его туда вместе с Доктором. Когда она открывает нужные ворота, её обнаруживают и доставляют в камеру, чтобы превратить в вампира. Завязалась борьба, Эми пинает Розанну и выясняет, что та носит устройство, которое маскирует её истинный, инопланетный, облик. Изабелла, которая до сих пор не полностью обратилась, освобождает Эми и вместе с ней, Доктором и Рори убегает. Однако девушка медлит на выходе, потому что яркие солнечные лучи пугают её, и Изабеллу затягивают обратно внутрь, после чего дверь закрывается. Доктор пытается спасти её, но получает разряд электричества и теряет сознание. Изабеллу бросили в канал по приказу синьоры Кальвиерри, где её съело что-то, что живёт под водой.

Доктор всё же смог пройти внутрь. Он узнаёт в синьоре Кальвиерри сатурнианку, жителя планеты Сатурнайн, замаскированного под человека при помощи фильтра восприятия (фильтры являются причиной отсутствия отражения). Существа с планеты Розанны убегали от многочисленных трещин во времени, которые угрожали Сатурнайну, в нескольких они слышали только тишину. Кальвиерри и её сын прибыли через одну из трещин в Венецию, в настоящее время они стремятся затопить город и превратить людей в «Сестёр Воды» для того, чтобы спасти свой вид. Когда Доктор возвращается в дом Гвидо, Розанна приказывает обращённым девушкам напасть на них. Гвидо жертвует собой ради других, взорвав несколько бочонков пороха, что убивает его и девушек. Тем временем синьора Кальвиерри активирует устройство на башне, которое начинает создавать землетрясения и наводнения, угрожая затопить Венецию. Пока Эми и Рори сражаются с Франческо, Доктор поднимается на башню и останавливает устройство. Единственная женщина своей расы, Розанна Кальвиерри бросается в канал, где её ждет обречённое на смерть потомство, но перед этим она говорит Доктору, что теперь он несёт ответственность за исчезновение двух рас: сатурниан и Повелителей Времени .

После произошедшего Доктор предлагает Эми и Рори продолжить путешествовать с ним, они соглашаются. Доктор собирается войти в ТАРДИС, но неожиданно всё вокруг замолкает. Вздрогнув, Доктор вспоминает слова синьоры Кальвиерри: «Мы видели тишину и конец всего сущего…»

Связь с другими сериями

В данной серии в сцене, где Доктор демонстрирует психобумагу, она показывает читательский билет с фотографией Первого Доктора ( Уильяма Хартнелла ) .

Производство

Написание сценария

Сценарист эпизода, Тоби Уитхаус, при написании сценария изначально хотел использовать в качестве места действия «своего рода лабиринт», однако Стивен Моффат и Пирс Венджер посчитали, что это сделает эпизод слишком похожим на другие эпизоды сезона, и попросили Уитхауса переписать сценарий. Изначальная задумка Уитхауса была реализована в эпизоде следующего сезона , « Комплекс Бога » . Данный же эпизод, по предложению исполнительных продюсеров, должен был стать «одной большой и смелой романтической историей» . Уитхаус, которому сказали выбрать «какое угодно место в мире», в котором могла произойти такая романтическая история, посчитал, что наилучшим выбором будет Венеция, которую он назвал одним из своих самых любимых мест на Земле. Также он посчитал, что вампиры вполне впишутся в обстановку . Сам сценарист заявлял, что получил замечательный опыт при написании эпизода, отметив, что «работа над сценарием для сериала приносит удовольствие и радость». Учитывая, что он является исполнительным продюсером сериала « Быть человеком », в данном случае Уитхауса привлекло то, что ему не нужно заботиться о других аспектах производства эпизода, кроме собственно написания сценария . Основной поворот истории, вокруг которого строится весь эпизод, — «затопление Венеции» — был задуман исходя из того, что Уитхаус должен был использовать особенности окружения, в том числе и тот факт, что события будут происходить в городе на воде. Как отмечал сценарист, Венеция «постоянно боролась» с различного рода врагами, но на сей раз страшнейшим врагом города стал он сам .

Начальную сцену эпизода, в которой персонаж по имени Изабелла поступает в школу и пугается, предчувствуя опасность, Тоби Уитхаус описал как «классическую» для «Доктора Кто», поскольку она развивает типичную для сериала схему «жертва попала в ловушку». Согласно первоначальной задумке на фоне крика Изабеллы должны были начаться титры с названиями шоу и эпизода, однако режиссёр эпизода, Джонни Кэмпбелл, посчитал, что последующие две сцены эпизода имеют «значительно более мягкие концовки», что не позволит им поддержать напряжение, созданное началом. В результате было решено запустить титры после сцены, в которой Доктор срывает мальчишник Рори. Этот момент Уитхаус назвал «забавным» и посчитал уникальным переходом к начальным титрам. Также сценарист хотел на примере Рори подчеркнуть ту опасность, которую Доктор представляет для людей. По его мнению, спутники постепенно приобретают те же взгляды в отношении опасности, которые можно заметить у Доктора, а Рори мог стать прекрасной возможностью опровергнуть это. Кроме того, все события и персонажи должны были иметь «жилку комичности». Согласно утверждениям Уитхауса больше всего сложностей возникло при работе над «трагическим» персонажем по имени Гвидо . Своего рода сюрпризом оказалась «метатекстуальная» ссылка на Первого Доктора , фотографию которого можно заметить на читательском билете Повелителя Времени . Также в эпизод были введены ссылки на основную арку сезона — Тишину — и впоследствии кадры, содержащие эти ссылки, были использованы в серии « День Луны » .

После написания сценарий не раз подвергался пересмотру: из него исключались некоторые сцены, в том числе и те, которые на тот момент уже были сняты. Среди них была сцена борьбы между Доктором и стюардом Розанны, диалог Доктора со своей спутницей после кульминационного момента; сражение Рори и Франческо в изначальном варианте была значительно длиннее. Кроме того, Эми и её жених должны были загнать Франческо в угол, обвинив в нападении на местного жителя, свидетелями которого они стали, а вампир должен был сбежать от них по стене. С точки зрения Уитхауса, постановка данного трюка не представляла особых сложностей, но его убедили в том, что это может оказаться труднее, чем кажется на первый взгляд. Также при обсуждении сценария с Хелен МакКрори (актрисой, которая играет Розанну) было решено добавить сцену, в которой Розанна кусает Эми .

Съёмочный процесс и работа над спецэффектами

В качестве Венеции XVI века использовались пейзажи хорватского города Трогир

Съёмки эпизода начались 23 ноября 2009 года с вычитки ролей . Это был первый эпизод «Доктора Кто» для Кэмпбелла в качестве режиссёра, а также первый для Патрика Швейцера в качестве сопродюсера . Съёмочный процесс эпизода «Вампиры Венеции» был включён в пятый производственный блок, в который также входило создание эпизода « Винсент и Доктор » . В конце 2009 года было решено переместить съёмки в прибрежный хорватский город Трогир , поскольку на улицах современной Венеции слишком много различных современных магазинов . Выбор объяснялся тем, что Трогир по сути является колонией переселенцев из Венеции и в нём сохранилась архитектура тех времён, в том числе и венецианская . Внутренняя обстановка дома Кальвиерри воссоздавалась в нескольких местах: , замке Кайрфилли , и Часовой башне Трогира; обстановка дома Гвидо снималась в , особняке XVI века недалеко от Кардиффа . Производственная команда постаралась воссоздать герб дома Кальвиерри в максимально возможном количестве мест, а художественная команда занималась созданием скульптур рыбоподобных горгулий, которые должны были украсить башню. Для кульминационного момента эпизода использовалась Часовая башня Трогира; съёмки этой сцены представляли особую сложность, по большей части из-за трюков, которые должен был выполнить Мэтт Смит. Крыша здания была тщательно воссоздана в студии, в процессе активно использовался « зелёный экран » .

Сцены с гондолами изначально были сняты во рву замка Кайрфилли, а затем вставлены в нужное место при помощи компьютерных технологий . Съёмки местных жителей, в том числе женщины с козой, проводились на рынке . Также небольшая часть группы отправилась в Венецию, так как для производственного процесса были необходимы панорамы города, на которых видны здания по бокам от каналов . Кэмпбелл также хотел включить в кадр всё, что ему нравилось в Венеции, в том числе церковные шпили и узкие дорожки. Кроме того, несмотря на то, что Трогир располагался на побережье, город не имел сети внутригородских каналов, поэтому необходимо было заполнить область ниже балконов зданий. Вся вода в каналах была воссоздана на компьютере . Огромный зал, в котором мадам Кальвиерри принимала девушек, чтобы впоследствии превратить их в сатурниан, пестрел зелёным цветом — впоследствии цвет заменялся цифровым фоном, а также изображениями истинного облика Розанны, чтобы воссоздать испорченную инопланетную технологию маскировки. Часть этих сцен было вырезано из соображений цензуры — руководство канала посчитала некоторые моменты «слишком страшными» .

Розанна в своём истинном облике

Также некоторые сцены подверглись кардинальным изменениям из-за проблем с бюджетом. Прежде всего это касалось истинного облика сатурниан, создание которого на компьютере обошлось команде недёшево, и, как следствие, пришельцы могли появится в кадре лишь на несколько секунд. В результате было решено распределить эти несколько секунд по всей длине эпизода. Кроме того, была изменена сцена гибели Розанны: по изначальной задумке Уитхауса из воды канала должен был показаться монстр-сатурнианин и схватить Розанну, однако в процессе съёмок выяснилось, что этот вариант потребует слишком много средств, поэтому Моффат вынужден был уговорить Уитхауса сделать монстра «невидимым» .

Костюмы для эпизода, в том числе и вуали воспитанниц дома Кальвиерри, были воссозданы по предметам искусства XV и XVI веков. В сцене, где Рори отдаёт Эми в школу Кальвиерри, на нём тот же костюм, который на протяжении эпизода носит Гвидо; надеть на Рори этот наряд было идеей Моффата, но Уитхаус, считавший Гвидо «трагическим персонажем», первоначально был против этого. В итоге сценарист пришёл к выводу, что Рори в футболке с мальчишника в этой сцене выглядел бы странно. Платье мадам Кальвиерри было сшито таким образом, чтобы максимально походить на её истинную форму — это облегчало переход между ней и маскировкой. Хелен МакКрори специально обучалась ходить в нём, чтобы все движения как можно точнее походили на движения рыбы. Зубы вампиров были уникальны для каждого актёра и создавались специально для них. Держа протезы во рту было довольно трудно говорить, отчего приходилось повторять реплики Франческо по нескольку раз, хотя сам актёр признался, что стал «довольно умело» разговаривать с вампирскими зубами во рту .

Показ

Премьера «Вампиров Венеции» состоялась 8 мая 2010 года на британском канале BBC One . В связи с тем, что после неё транслировалась расширенная версия Over the Rainbow , эпизод вышел в эфир в 18:00 — с момента возрождения сериала в 2005 году это стало самым ранним временем показа серии « Доктора Кто » . Считается, что по этой причине рейтинги были сравнительно низкими: 6,7 миллионов зрителей на BBC One и BBC HD одновременно . Когда был подсчитан окончательный рейтинг, выяснилось, что всего этот эпизод посмотрело 7,68 миллионов зрителей, в результате чего шоу достигло пятого места среди всех программ недели на BBC One . Серия получила 86 из 100, что соответствует оценке «отлично» .

«Вампиры Венеции» были изданы на DVD и Blu-ray 5 июля 2010 года, вместе с предыдущими эпизодами, « Время ангелов » и « Плоть и камень » . 8 ноября 2010 года серия была включена в бокс-сет с полным собранием эпизодов пятого сезона .

Критика

«Вампиры Венеции» получили смешанные отзывы. Дэниэл Мартин, рецензент обозревателя The Guardian , описал эпизод как «красиво снятый», также отметив, что «способ, которым каждый аспект вампирской мифологии объяснён при помощи псевдонауки „Доктора Кто“, выбран просто замечательно; сцена между Доктором и Розанной сыграна восхитительно; диалоги такие, какие ты обычно и ожидаешь от Уитхауса… а кульминационный момент с Доктором, снимающим показания с башни во время грозы, выполнен с нужным уровнем мастерства» . Критик журнала SFX Дэвид Брэдли также дал серии положительный отзыв, поставив ей четыре из пяти звёзд. Он отметил, что эпизод «намного лучше структурирован, содержит гораздо больше забавных моментов и намного больше затягивает», чем предыдущая одиночная история, « Победа далеков ». Брэдли, помимо прочего, похвалил актёрскую игру Алекса Прайса. Однако он посчитал, что «места действия выглядят затратно, в то время как спецэффекты — жалко» .

Гэвин Фуллер из The Daily Telegraph дал «Вампирам Венеции» негативный отзыв, назвав их «очень разочаровывающими» и «впустую потраченной возможностью». Он критически отозвался о сценарии и построении сюжета «чисто ради производительности», отметив, что начальная сцена использовала «идею, слишком похожую» на начальную сцену другой работы Уитхауса, эпизода « Встреча в школе »; идея «пришельцев-замаскированных-под-людей», с его точки зрения, взята из сценария того же эпизода. Фуллер негативно оценил игру Лусиана Мсамати , исполнявшего роль Гвидо, описав актёра как «будто спрыгнувшего с подмостков во время постановки „ Отелло “», и любовный треугольник между Доктором, Эми и Рори, в невыгодном свете сравнив его с таковым между Доктором, Розой и Микки в прошлых эпизодах. Кроме того, критик посчитал, что финал серии слишком напоминает концовки « Фонаря идиота » и « Эволюции далеков » .

Патрик Малкерн, журналист из Radio Times , в некоторых суждениях согласился с Фуллером: «Я должен признать, что часто зеваю на моментах, где пришельцы маскируются под людей. Слишком уж часто мы видим это в последнее время» — и отметил, что ту же идею Уитхаус использовал в предыдущих своих работах — эпизоде «Доктора Кто» «Встреча в школе» и эпизоде « Торчвуда » «Греки, дары приносящие». Но тем не менее Малкерну понравились сценарные ходы, «благодаря которым во многих моментах с Доктором, Эми и Рори проступает нечто забавное и нечто героическое». Его похвалы также удостоился «замечательный актёрский состав», в особенности Хелен МакКрори, которую он назвал «величественной» . Рецензент IGN Мэтт Уэйллс оценил «Вампиров Венеции» на 7 баллов из 10, отметив «множество потрясающих моментов, даже учитывая, что вместе они не составили единое ощущение удовольствия». Он похвалил комические сцены с участием Эми и Рори и актёрскую игру МакКрори, а также красиво снятые места действия и «достаточно умный ход с научно-фантастическим представлением классического образа вампира», признав, что пришельцы получились достаточно запоминающимися. Однако он вынужден был согласиться с Фуллером и Малкерном в том, что «самой большой проблемой эпизода является неуместно знакомые» погони с участием пришельцев, уже встречавшиеся в предыдущих сериях .

Примечания

  1. Doctor Who's showrunner Steven Moffat reveals the writers for Series Fnarg (англ.) // Doctor Who Magazine : journal. — 2010. — 1 January ( no. 417 ). — P. 4 . — ISSN .
  2. Shooting on Matt Smith's first series enters its final stages... (англ.) // Doctor Who Magazine : journal. — 2010. — 1 January ( no. 417 ). — P. 6 . — ISSN .
  3. (Press release). BBC Press Office. 19 March 2010. из оригинала 23 ноября 2015 . Дата обращения: 28 января 2013 . Retrieved 19 March 2010.
  4. Get ready for the thirty-first amazing series of Doctor Who! (англ.) // Doctor Who Magazine : journal. — 2010. — 1 March ( no. 419 ). — P. 6—7 . — ISSN .
  5. (англ.) . BBC. Дата обращения: 4 мая 2012. 30 июня 2012 года.
  6. (англ.) . BBC. Дата обращения: 4 мая 2012. 30 июня 2012 года.
  7. , pp. 277—284.
  8. (англ.) . BBC. Дата обращения: 5 января 2012. 19 апреля 2013 года.
  9. Golder, Dave (англ.) . SFX (6 мая 2010). Дата обращения: 29 апреля 2017. 1 декабря 2017 года.
  10. Golder, Dave (англ.) . SFX (25 июня 2011). Дата обращения: 29 апреля 2017. 17 апреля 2021 года.
  11. ; , (2010). for " The Vampires of Venice " (DVD) (англ.) . Doctor Who: The Complete Fifth Series Disc 3: BBC. {{ cite AV media }} : Википедия:Обслуживание CS1 (location) ( ссылка )
  12. (англ.) . BBC. Дата обращения: 14 января 2012. 20 июля 2012 года.
  13. The Eleventh Doctor is coming! (англ.) // Doctor Who Magazine : journal. — 2010. — 1 February ( no. 418 ). — P. 5 . — ISSN .
  14. "Death in Venice". Doctor Who Confidential . Series 5. Episode 6. 2010-05-08. BBC . BBC Three .
  15. Wilkes, Neil . Digital Spy (2 декабря 2009). Дата обращения: 3 декабря 2010. 18 октября 2012 года.
  16. (Press release) (англ.) . BBC Press Office. 2010-04-22. из оригинала 27 апреля 2010 . Дата обращения: 22 апреля 2010 .
  17. Golder, Dave (англ.) . SFX (29 апреля 2010). Дата обращения: 29 апреля 2017. 6 февраля 2013 года.
  18. Golder, Dave (англ.) . SFX (9 мая 2010). Дата обращения: 29 апреля 2017. 6 февраля 2013 года.
  19. (англ.) . Broadcasters' Audience Research Board. Дата обращения: 19 декабря 2011. 6 февраля 2013 года.
  20. (англ.) . Doctor Who News Page (10 мая 2010). Дата обращения: 9 декабря 2011. 6 февраля 2013 года.
  21. Doctor Who: Series 5, Volume 2. Аннотация к официальному DVD-изданию
  22. Doctor Who: The Complete Fifth Series. Аннотация к официальному DVD-изданию
  23. Martin, Dan (2010-05-08). . The Guardian (англ.) . London. из оригинала 10 мая 2010 . Дата обращения: 9 мая 2010 .
  24. Bradley, David (англ.) . SFX (8 мая 2010). Дата обращения: 4 января 2012. 18 октября 2015 года.
  25. Fuller, Gavin (2010-05-07). . The Daily Telegraph (англ.) . London. из оригинала 11 мая 2010 . Дата обращения: 9 мая 2010 .
  26. Mulkern, Partrick (англ.) . Radio Times (8 мая 2010). Дата обращения: 9 мая 2010. 9 августа 2013 года.
  27. Wales, Matt (англ.) . IGN (11 мая 2010). Дата обращения: 4 января 2012. 15 ноября 2011 года.

Литература

Ссылки

  • (англ.) на
  • (англ.) на
  • (англ.) на сайте Internet Movie Database
  • (англ.) на ресурсе « »
  • (англ.) на
Источник —

Same as Вампиры Венеции