Положий, Антонина Васильевна
- 1 year ago
- 0
- 0
Антони́на Васи́льевна Нежда́нова (1873—1950) — русская и советская оперная певица (лирико-колоратурное сопрано ), педагог . Народная артистка СССР (1936). Герой Труда (1925). Лауреат Сталинской премии I степени, исполнительница вокализа (Песни без слов) при участии композитора С. В. Рахманинова (1943). Доктор искусствоведения (1944).
Родилась 4 (16) июня 1873 (по другим источникам — 17 (29) июля 1873 ) в селе Кривая Балка, близ Одессы (ныне в черте Одессы , Украина ) в семье сельских учителей.
В детстве пела в церковных хорах. В 1883—1891 годах училась в Одесской Мариинской гимназии . С ноября 1885 до начала 1886 года обучалась игре на фортепиано в музыкальных классах при Императорском русском музыкальном обществе (ныне — Одесская национальная музыкальная академия имени А. В. Неждановой ). Её музыкальной наставницей была С. Рубинштейн . После окончания гимназии работала учительницей русского и немецкого языка в Одесском городском женском училище. Посещала спектакли с участием гастролировавших в Одессе русских и итальянских певцов ( М. И. Фигнер , М. Баттистини , Джакомо Гальвани), пела (главным образом народные песни) на любительских вечерах, в благотворительных концертах.
В 1902 году окончила Московскую консерваторию по классу У. Мазетти , и вскоре была приглашена солисткой в Большой театр , где служила более тридцати лет, исполняя главные партии в операх русских и зарубежных композиторов.
Наибольшую известность певицы принесли роли Антониды в опере М. И. Глинки « Жизнь за царя » и Марфы в « Царской невесте » Н. А. Римского-Корсакова.
В 1912 году единственный раз в своей карьере выступила в Европе — в Парижской опере спела партию Джильды в опере « Риголетто » Дж. Верди .
Помимо оперных партий также исполняла камерные вокальные сочинения, часто выступая в ансамбле с мужем Н. С. Головановым . В обширный репертуар (свыше 700 произведений) певицы входили произведения С. В. Рахманинова , П. И. Чайковского , Л. ван Бетховена , Ф. Шуберта , И. Ф. Стравинского и др., значительное место занимали народные — русские, украинские и белорусские песни, романсы. Участвовала в Исторических концертах С. Н. Василенко . Концертировала за рубежом (1922) и в городах СССР.
По отзывам критики, голос певицы отличался прозрачностью, верностью интонации и непревзойдённой техникой колоратуры . Не обладая большим, тем более красивым от рождения голосом, певица, по мнению исследователей, в результате упорных занятий значительно расширила диапазон своего голоса, достигла полноты звучания во всех регистрах, широкой кантилены, блестящей виртуозности.
В разные годы партнёрами певицы на сцене были П. Словцов , Л. Собинов , Ф. Шаляпин .
С 1917 года вела широкую музыкально-общественную деятельность. Участвовала в шефских концертах для рабочих, крестьян, воинов Красной Армии.
С 1924 выступала на радио. Записывалась на грампластинки.
С 1936 года преподавала в оперной студии Большого театра, в Оперной студии имени К. С. Станиславского , в 1943—1950 годах — в Московской консерватории (с 1943 года — профессор). Весной 1943 года скончался Рахманинов, посвятивший ей свой « Вокализ ». Среди её учеников — И. И. Масленникова , А. Д. Масленников , М. П. Максакова , Т. А. Воскресенская, Л. О. Гриценко , Р. В. Котова , Л. В. Лубенцова, Н. Добриянова ( Болгария ) и другие.
Автор многих статей по вокальному искусству. Под её редакцией вышло 11 сборников вокальных произведений.
Умерла 26 июня 1950 года в Москве. Похоронена 29 июня на Новодевичьем кладбище (участок № 3).
Бернард Шоу , ошеломленный её исполнением русских песен, подарил певице свой портрет с надписью: «Я понимаю теперь, почему природа дала мне возможность дожить до 70 лет — для того, чтобы я услышал лучшее творение Божие — Антонину Нежданову».
К. С. Станиславский писал: «Дорогая, чудесная, удивительная Антонина Васильевна! Знаете ли, чем Вы прекрасны и почему Вы гармоничны? Потому что в Вас соединились: серебристый голос удивительной красоты, талант, музыкальность, совершенство техники с вечно молодой, чистой, свежей и наивной душой. <…> Вы, как птица, поете потому, что Вы не можете не петь, и Вы одна из тех немногих, которые будут превосходно петь до конца Ваших дней, потому что Вы для этого рождены на свет. Вы — Орфей в женском платье, который никогда не разобьет своей лиры. Как артист и человек, как Ваш неизменный почитатель и друг я удивляюсь, преклоняюсь перед Вами и прославляю Вас и люблю».