Interested Article - Кесслер, Дувид

Дувид (Дэйвид) Кесслер ( идиш דוד קעסלער‎ ‎; 1860 , Кишинёв Бессарабской губернии 14 мая 1920 , Нью-Йорк ) — еврейский актёр, режиссёр, антрепренёр, один из самых известных артистов периода расцвета еврейского театра на идише в США .

Биография

Ранние годы

Дувид Кесслер родился в семье содержателя постоялого двора в Кишинёве в 1860 году . Подростком заинтересовался творчеством бродерзингеров (бродячих еврейских менестрелей) и под влиянием игры одного из первых серьёзных драматических актёров еврейского театра Абы Шейнгольда (на гастролях в Кишинёве в составе труппы ясского драматурга Мойше-Ицхок hаЛейви Гурвица, 1844-1910) увлёкся самодеятельным театром. Тогда же осуществил первую свою постановку по пьесе А.М. Геллера «Сводница Мехца» ( Мехце ди шатхнтэ ) для постояльцев отцовской гостиницы, используя для репетиций гостиничную конюшню.

В 17 лет присоединился к гастролировавшей в Кишинёве труппе Исрула Розенберга (1850-1904) — первой профессиональной еврейской театральной труппе в Российской империи. После дебюта в гольдфаденовских « Суламифи » ( Шуламис ) и « Бар-Кохбе » и месячной работы в театре, Кесслеру было предложено место запасного актёра в труппе, но он не решился противостоять воле отца и остался в городе. Однако спустя два года, в 1879 году Дувид присоединился таки к бродячей труппе, с которой гастролировал по городкам Херсонской и Бессарабской губерний . Некоторое время путешествовал там же с украинской труппой под сценическим псевдонимом «Д. Мишук», в июне 1883 года участвовал в гастролях труппы Мойше Финкеля в Ростове-на-Дону , дебютировав в пьесе «Менахем, сын Израиля» ( Менахем бен Исруэл ) одесского драматурга Ш. И. Каценеленбогена в адаптации Осипа Лернера (1847-1907). Затем, в том же 1883 году организовал собственное «Общество еврейских артистов под управлением Д. Кесслера», с которым отправился на гастроли в Николаев с дебютной пьесой « Иуда Маккавей ». Дальнейшим гастролям общества не суждено было осуществиться, так как 14 сентября того же года театральные постановки «на еврейском жаргоне» в России были запрещены указом товарища (заместителя) министра внутренних дел генерал-лейтенанта Оржевского.

Как и большинство еврейских артистов, Кесслер в том же году уехал в Румынию , где был принят в бухарестскую труппу Могулеско и Финкеля . В 1886 (по другим данным 1887 ) году, после разведывательной поездки Зейлика Могулеско в Нью-Йорк , весь костяк труппы, состоящий из бессарабцев Могулеско , Мойше Финкеля , Зейлика Файнмана , Леона Бланка и Кесслера перебрался через Атлантику и с уже наработанным материалом воссоздал в Нью-Йорке «труппу Могулеско» — первый профессиональный еврейский театральный коллектив в стране.

Первые годы в Нью-Йорке

Сцена из спектакля «Вор Мотька» по Ш. Ашу (Кесслер в роли вора Мотьки), 1917 год

Хотя основной репертуар труппы составляла музыкальная комедия и оперетта, Могулеско рано распознал сугубо драматический, натуралистичный талант Кесслера и начал подстраивать под него репертуар. Таким образом Кесслер приобрёл самостоятельную известность как первый характерный актёр американского еврейского театра и вскоре стал специализироваться на более серьёзных, не требовавших пения и пантомимы ролях. Так, например, специально для него была осуществлена постановка (одна из первых на идише ) шекспировского «Отелло», в которой сценическим напарником Отелло —Кесслера стал его будущий конкурент, только что прибывший из Лондона трагик Янкев Адлер (Яго). Много лет позже Кесслер вернулся к Шекспиру уже в собственном театре постановкой « Гамлета » в переводе на идиш М. Гольдберга.

Слева направо актёры Дувид Кесслер, Крастушинский, Рудольф Маркс, Зейлик Могулеско , Зейлик Файнман и Янкев Адлер . Конец 1880-х гг.

Собственный театр

В 1891 году Кесслер и Файнман отделились от созданного Могулеско и ориентированного на водевиль и мелодраму «Румынского Оперного театра» ( Roumanian Opera House ) и создали собственную труппу, разместившуюся в одном из самых больших нью-йоркских театров — Thalia Theatre в районе Боуэри (46-48 Bowery) манхэттенского нижнего Истсайда. Thalia Theatre был основан 22 октября 1826 года как Bowery Theatre и долгое время слыл самой большой театральной площадкой мира с четырьмя тысячами зрительских мест и 126-футовой сценой. Театр несколько раз горел (в 1828 , 1838 и 1845 годах) и несколько раз перестраивался, так что к моменту его покупки под еврейскую труппу зрительский зал вмещал уже 3 тысячи мест и являл собой самый крупный еврейский театр города. Много лет спустя, 5 июня 1929 года , уже при новых владельцах, в результате очередного пожара театр был окончательно разрушен.

Пока же репертуар нового еврейского театра составили как оперетты Файнмана, так и произведения современной еврейской драматургии: пьесы Якова Гордина — «Шлоймке-шарлатан», «Резня» ( Ди шхитэ , 1899), «Бог, человек и дьявол» ( Гот, мэнч ун тайвл , 1900), « Сафо » (1899/1900); работавшего ещё с Гольдфаденом в Яссах «профессора Гурвица» ( Мойше-Ицхок hаЛейви Гурвиц , 1844-1910) — « Царь Соломон » ( Шлоймэ hамэйлэх , 1897), «Кол-нидрэй» (1897), «Перикалэ» (1897); Бернарда Горина (1868-1925) « Виленский молодожён» ( Дэр вилнер балэбэсл , 1898) о знаменитом виленском канторе Йойл-Довид Страшунском (Левенштейн, 1816-1850); традиционно пользующиеся успехом у публики исторические драмы Гольдфадена — « Бар-Кохба » (1897) и другие.

Свои самые значительные произведения Яков Гордин написал специально для театра Кесслера и Файнмана, в том числе пьесы «Еврейская королева Лир, или Миреле Эфрос» ( Ди идише кенигн Лир, одэр Мирэлэ Эфрос , 1898; Берта Калиш в роли Миреле, Кесслер — её сына, Дайнэ Файнман — невестки Шейндл) и «Крейцерова соната» ( Крайцер сонатэ , 1902) по повести Льва Николаевича Толстого , ролями в которых прославилась самая крупная трагедийная актриса еврейского театра тех лет, специально привезённая Кесслером из Румынии в 1896 году Берта Калиш (1872-1939).

Thalia Theatre в 1886 году (гравюра)

Другими успехами Кесслера-импресарио стали долгосрочные ангажементы таких примадонн как Софи Карп (1861-1906), Регина Прагер (1874-1949) и Кени Липцин (1863-1916). В театре также играли жена и приёмная дочь его напарника Файнмана Дина (Дайнэ) и Циля Файнман ( дочь артиста Якова Адлера, впоследствии известная как Celia Adler, 1888-1979), Леон Бланк, в более поздние годы Зигмунд Могулеско, Мальвина Лобель и другие звёзды еврейского театра Америки.

На Второй авеню

После закрытия Румынского оперного театра Могулеско, Кесслер вместе с Рудольфом Марксом недолгое время руководили созданным на его основе театром Централь ( ). После отъезда же четы Файнман в Лондон в 1906 году , Кесслер стал единоличным менеджером Thalia Theatre, полностью устранил оркестр и переключился на сугубо драматический материал. К этому времени четыре еврейских театра в районе Боуэри — Thalia Кесслера, Windsor , Grand Якова Адлера и People's Бориса Томашевского — ставили около 1100 спектаклей для двух миллионов посетителей в год. Известность Кесслера к тому времени была уже настолько велика, что в 1911 году вся труппа переехала в специально построенный для него на сумму в один миллион долларов Kessler's Second Avenue Theatre ( Театр Кесслера на Второй авеню ) с залом на 1986 зрительских мест по адресу 35-37 Second Avenue на западной стороне улицы.

Афиша Театра Кесслера на Второй Авеню. 1927 год

Это был первый еврейский театр на Второй авеню — ничем до того не примечательной улице нижнего Истсайда (теперь район Ист Виллидж ). Через год, в 1912 году свой «Национальный театр» ( National Theatre ) на 2000 зрительских мест чуть поодаль открыл Борис Томашевский, а ещё несколькими годами позже вся улица приобрела известность «Бродвея еврейского театра на идише». Она и в самом деле и по размаху и по количеству представлений конкурировала с последним: к началу Первой мировой войны в Нью-Йорке насчитывалось 22 профессиональных драматических еврейских театра и две водевильные труппы на идише , большая часть в районе нижнего Истсайда и Второй авеню. Самый большой из них — Anderson Theater (на 66 Second Avenue) — вмещал 5 тысяч зрителей и был много лет спустя превращён в рок-арену, на которой начинали такие коллективы как The Who , The Yardbirds и Дженис Джоплин .

Репертуар театра Кесслера

Как того требовал уже искушённый и образованный зритель, репертуар театра Кесслера этих лет состоял из серьёзной драматургии современных и классических авторов, в том числе драматурга первой труппы Гольдфадена в Яссах Иосефа Латайнера (1853-1935, с 1884 года в Америке ) — «Еврейское сердце» ( Дос идише hарц , премьера 9 октября 1908 года с музыкой З. Могулеско ), «День венчания» ( Йом ахупэ , октябрь 1910 года ), «Ложный шаг» ( Дэр фалшер шрит , 8 января 1915 года ); Довида Пинского (1872-1959) — «Енкл-кузнец» ( Енкл дэр шмид , 25 ноября 1909 года ); Аншл Шорра (1871-1942) — «Первая любовь» ( Ди эрштэ либэ , 29 сентября 1909 года на музыку З. Могулеско) и « Мэндл Бейлис » (1913); музыкальная драма Нохэм-Меер Шайкевича (Шомер, 1849-1905) — «Дочь еврейского народа» ( А идиш-кинд , 1910); комедии его сына Аврома Шайкевича (Бен Шомер, 1876-1946) — «Оллрайтники» ( Ди оллрайтникес , 25 февраля 1910 года ) и «Стиль» ( Стайл , 1913, с Кесслером и Мальвиной Лобель); Янкев Л. Шницера — «Последняя попытка» ( Ди лэцтэ пробэ , 1910); Исидора Золотаревского «Товарищи» ( Хавэйрим , 1910/1911) и «Сладкие сны» ( Зисэ халоймэс , 1917/1918, первые пять представлений с Кесслером, потом с Я. Адлером); Залмена Либина (Исроэл-Залмэн Гурвиц, 1872-1955) — «Мужья и жёны» ( Мэнэр ун фройен , 15 августа 1912 года ), «Сила страсти» ( Ди махт фун лайдншафт , 21 сентября 1914 года ), «Слепая ревность, или верь жене своей» ( Блиндэ эйферзухт, одэр глейб дайн фрой , 26 ноября 1914 года ), «Его первая невеста» ( Зайн эрштэ калэ , 26 февраля 1915 года ); комедия Хаймана Майзеля «Муж моей жены» ( Майн вайбс ман , 1911); Мориса Каца (1864-1941) — «В изгнании» ( Ин голес , 15 октября 1914 года ); Михаила Петровича Арцыбашева (1878-1927) —– «Ревность» ( Эйферзухт , в переводе Аврума Наумова, 27 февраля 1914 года ); Осипа Дымова (1878-1959, брат популяризатора науки Я.И. Перельмана ) — «Трагедия моего народа» ( Ди трагедие фун майн фолк , в переводе Аврума Наумова, 1915); мелодрама Гарри Калмановича (1886-1966) — «Зеркало жизни» ( Дэр шпигл фун лэбм ); Леона Кобрина (1872-1946) — «Янкл-Бойлэ, или деревенская молодёжь» ( Янкл-Бойлэ, одэр ди дорф-югнт ; 29 ноября 1916 года ) и «Еврейское гетто» ( Ди идише гето , в роли Аврома); Шлоймэ Штейнберга «Друг на всю жизнь» ( А хавэр ын лэбм , 1 апреля 1918 года в постановке Мориса Шварца, 1890-1960); скандально-знаменитые пьесы Шолома Аша — «Мотька-вор» ( Мотьке-ганэв , 1917, совместная постановка с Морисом Шварцем; роль вора Мотьки) и «Бог возмездия» ( Гот фун некомэ , роль содержателя борделя Янкла Шапшовича).

Ноты к песне — «хиту сезона» «Человек, не имей забот» ( Мэнч, hоб кейн зоргн ) из спектакля «Два поколения» ( Цвэй дойрэс ) в исполнении «наивысших звёзд еврейской сцены» Якова Адлера (вверху слева) и Дейвида Кесслера (внизу справа)

Кесслер был постановщиком спектаклей, а иногда и актёром, и в других еврейских театрах города: «Анна-белошвейка» ( Ханэлэ ди финишерн ) Зигмунда Файнмана в «Румынском оперном театре» Могулеско (1899); «Сила правды» ( Ди эмэсэ крафт ) Якова Гордина в Гранд-Театре Я. Адлера (ноябрь 1904 года с Кесслером, Я. Адлером, Бертой Калиш и Сарой Адлер); «Бог любви» ( Гот фун либэ ) Шлоймэ Штейнберга в Lennox Theatre ( 18 октября 1918 года ) и его же «Друг на всю жизнь» ( А хавэр ын лэбм ) в Народном театре (People's Theatre Томашевского; 20 декабря 1918 года ); «Два кантора» ( Цвэй хазоным , Кесслер и Томашевский, 1858-1939) Гарри Калмановича в Национальном театре (National Theatre Томашевского; 29 августа 1919 года ).

Творческое наследие

14 мая 1920 года Кесслер пожаловался на недомогание, но вечером тем не менее вышел на подмостки в спектакле по пьесе Л.Н. Толстого . В середине спектакля он потерял сознание и спустя несколько часов скончался после неудачного хирургического вмешательства неподалёку от театра в больнице Beth Israel на всё том же нижнем Истсайде Манхэттена .

Имя Дувида Кесслера тесно связано с периодом расцвета американского еврейского театра на идише, не только как одного из самых значительных его режиссёров, актёров и антрепренёров, но и как первооткрывателя будущих звёзд театральной жизни Нью-Йорка, таких как Берта Калиш, Морис Шварц, Михл Михалеско (Вайсблат, 1885-1957) и Мешилэм-Меер (Муни) Вайзенфрайнд — известный также под именем Пол Муни . Театр Кесслера на Второй Авеню (Kesslers's Second Avenue Theatre) продолжал функционировать и после смерти его основателя; здесь в 1920-х годах начинала знаменитая Малли Пикон, отсюда в апреле 1926 году хоронили главного театрального соперника Кесслера великого еврейского трагика Якова Адлера, здесь прошли первые шаги на сцене Уолтера Маттау . В конце 1930-х годов театр был переименован в честь его многолетней примадонны Малли Пикон (Molly Picon, 1898-1992), а в 1959 году — разрушен.

Литература и грамзапись

  • מענדל אָשעראָװיטש דוד קעסלער און מױני װײַזנפֿרײַנד — צװײ דורות ייִדיש טעאַטער ( Мэндл Ошерович «Довид Кеслер ун Муни Вайзенфрайнд — цвэй дойрэс идиш театэр» , Дувид Кесслер и Муни Вайзенфрайнд — два поколения еврейского театра; на идише ). Нью-Йорк, 1930.
  • 32 World Famous Artists Sing Oldies of the Yiddish Theatre (долгоиграющая грампластинка, трек Мизмор леДовид ). Greater Recording GRC 408, 1965.

Примечания

Ссылки

Фотогалерея

Источник —

Same as Кесслер, Дувид