Если бы не розы (фильм)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Если…» ( англ. If…. ) — британская драма режиссёра Линдсея Андерсона , посвящённая жизни в британских частных школах . Фильм стал скандально известным благодаря сценам восстания в школе и ассоциируется с контркультурой 1960-х годов, поскольку был снят независимым режиссёром во время парижских демонстраций в мае 1968 года . На протяжении всего фильма сюжет сопровождается сюрреалистическими элементами. После премьеры в Британии фильм получил рейтинг X .
Роль Мика Трэвиса стала дебютной ролью Малкольма Макдауэлла в большом кино. Макдауэлл играл главную роль и в остальных частях трилогии Андерсона о Мике (« О, счастливчик! » и « Госпиталь „Британия“ »). Фильм получил главный приз Каннского кинофестиваля « Золотую пальмовую ветвь » . В 2004 году журнал Total Film поставил фильм на 16-е место в списке величайших британских фильмов, а Британский институт кино удостоил фильм 12-го места в подобном списке . В 2007 году компания Criterion Collection выпустила фильм в DVD формате, релиз состоялся 19 июня.
Действие происходит в английской частной школе для мальчиков, герои — Мик Трэвис ( Малкольм Макдауэлл ) и двое его друзей, противостоящие жёсткой школьной системе. Телесные наказания , произвол старших над первокурсниками, доносы , казарменный быт — всё это постепенно укореняет в молодых людях ненависть к царящим порядкам. В день основания Трэвис, его девушка и друзья расстреливают школьников с крыши из найденных в тайнике автоматов . Персонал школы открывает ответный огонь, фильм заканчивается сценой перестрелки.
Сценарий фильма написал британский сценарист Дэвид Шервин, опираясь в значительной степени на собственный опыт учёбы в Тонбриджской школе графства Кент . Сценарий носил рабочее название «Крестоносцы» ( англ. Crusaders ). В 1960 году Шервин и его соавтор Джон Хоулетт предложили экранизировать сценарий режиссёру Сизу Холту, который до этого работал монтажёром на студии Ealing Studios и к тому времени срежиссировавший несколько картин для студии Hammer Film Productions . Холт почувствовал, что не готов режиссировать сам, но предложил продюсировать фильм. Они также определили образ главного героя, который должен был выглядеть как Джим Старк из фильма 1955 года « Бунтарь без причины » и нервный срыв которого должен послужить сигналом к действию. В результате поисков режиссёра Холт в пабе «Сохо» представил Шервина Линдсею Андерсону , который и занял режиссёрское кресло .
Фильм снимали в Челтенхэмском колледже — альма-матер Андерсона. Хотя в соглашении не было установлено, что съёмки должны проходить именно там, директор школы Дэвид Эшкрофт убедил руководство согласиться на то, чтобы фильм был снят именно в их школе. Съёмки начались в середине марта 1968 года и продолжалась в течение трёх недель в течение семестра. Школьники, появившиеся в массовке, были реальными учениками школы, которые оставались после уроков, чтобы принять участие в съёмках. В одной из сцен Питер Джеффри, сыгравший роль директора школы, выступает перед школьными старостами, некоторые из которых были настоящими. За каждый день съёмок колледж получал по £ 1000 в течение 20 дней.
Олденхемская школа в Эльстрее, Хартфордшир , была использована для дальнейших съёмок после окончания срока летних договорённостей о съёмках в Челтнеме . Кафе «J&H Packhorse Cafe», где снималась одна из сцен фильма, располагалось на , а не в Челтнеме, как изначально предполагалось. Сцена «комнаты развлечений» была снята в комнате школьного общежития Олденхемской школы, которую арендовали для съёмок. Съёмки общей спальни проводились там же, в том числе съёмки длинной комнаты для детей и комнаты с деревянными перегородками. Сцена в душе и туалете снималась в раздевалке общежития. Съёмки на природе, включая финальную перестрелку на крыше, проходили в Челтенхэмском колледже, после окончания семестра. Актовый день снимался внутри церкви святого Джека на улице Альбион в Челтенхэме. Сцена угона мотоцикла из магазина снималась в Broadway Motor Company на Гладстон роуд в Лондоне . Сейчас на месте гаража стоит бар «Везерспун» ( англ. Wetherspoons pub ) .
Любовная сцена между девушкой и Трэвисом (часть сцены в кафе) была полностью придумана Макдауэллом, который хотел увидеть исполнительницу роли, Кристину Нунан, обнажённой. Андерсон согласился с просьбой Малкольма и ввёл сцену в фильм. Он счёл необходимым, чтобы Макдауэлл спросил у Кристины разрешения. Та в свою очередь ответила: «Я не против» ( англ. I don't mind ) .
В фильме были использованы чёрно-белые вставки. В аудиокомментариях, подготовленных к DVD релизу 2007 года, Малкольм Макдауэлл сказал, что работы по освещению часовни заняли бы гораздо больше времени для съёмок в цветном варианте, нежели в чёрно-белом . Время на съёмку в ней было ограничено, и Андерсон решил снимать сцену на чёрно-белую плёнку. Подобный эффект был использован во время съёмок некоторых других сцен для улучшения «текстуры» ( англ. texture ) фильма. Сам Андерсон ещё в детстве был сильно впечатлён гангстерским фильмом , начинавшимся чёрно-белым и заканчивавшимся в цвете . Другой причиной использования смешанной колоризации фильма был ограниченный бюджет фильма, поэтому под конец съёмок использовалась чёрно-белая плёнка .
На примере жизни маленького сообщества учеников школы в фильме исследуется проблема подавления индивидуальности властью (в том числе подавление сексуальности) и те следствия, к которым это приводит: если противоречия властной системы остаются неразрешёнными, единственным выходом оказывается радикальное действие. Эта тема была близка Андерсону, который утверждал, что всегда симпатизировал революционерам. По его собственному свидетельству, в работе над фильмом он вдохновлялся классической лентой Жана Виго « Ноль по поведению » и называл «Если….» « брехтовским фильмом». Помимо элементов брехтовского метода в фильме прослеживается влияние документального реализма в духе Джона Осборна и движения « Свободное кино »; с другой стороны, наличие сюрреалистических эпизодов свидетельствует о трудности разграничения реальности и фантазии в жизни персонажей.
Данные приведены по материалам сайта Internet Movie Database .
Награждён | Каннский кинофестиваль (1969) |
---|---|
Золотая пальмовая ветвь (Гран-при) |
Лучший фильм — «Если» |
Номинирован | Британская академия кино и телевизионных искусств (1969) |
---|---|
BAFTA |
Лучший режиссёр —
Линдсей Андерсон
|
Номинирован | Золотой глобус (1970) |
---|---|
Золотой глобус |
— «Если» |
{{
cite AV media notes
}}
:
|format=
требует
|url=
(
справка
)
;
Неизвестный параметр
|director=
игнорируется (
справка
)
;
Неизвестный параметр
|publisherid=
игнорируется (
справка
)
;
Неизвестный параметр
|titleyear=
игнорируется (
справка
)