Interested Article - Понтий Пилат

По́нтий Пила́т ( лат. Pontius Pilatus , др.-греч. Πόντιος Πιλάτος ; родился около 12 года до н. э., Апруций , Римская империя — умер после 37 года) — римский префект Иудеи c 26 по 36 год, из всаднического сословия . Корнелий Тацит называет его прокуратором Иудеи, Иосиф Флавий — правителем ( игемоном ) и наместником, однако найденная в 1961 году в Кесарии надпись, датируемая периодом правления Пилата, показывает, что он, как и другие римские правители Иудеи с 6 по 41 год, был в должности префекта .

Правление Пилата ознаменовалось массовым насилием и казнями . Налоговый и политический гнёт, провокационные действия Понтия Пилата, оскорблявшие религиозные верования и обычаи иудеев , вызывали массовые народные выступления, беспощадно подавлявшиеся римлянами. Современник Пилата философ Филон Александрийский характеризует его как жестокого и продажного самодура, виновного в многочисленных казнях, совершённых безо всякого суда. Иудейский царь Агриппа I в письме императору Калигуле также перечисляет многочисленные преступления Пилата: «подкуп, насилия, разбойничество, дурное обращение, оскорбления, непрерывные казни без вынесения судебного приговора и его бесконечная и невыносимая жестокость» .

После жалобы самаритян на кровавую расправу, учинённую Понтием Пилатом, в 36 году римский легат в Сирии Луций Вителлий (отец будущего императора Вителлия ) отстранил его от должности и отправил в Рим . Дальнейшая судьба Пилата неизвестна.

Понтий Пилат в христианской традиции

Согласно Новому Завету , Понтий Пилат во время суда трижды отказывался предать Иисуса Христа смерти, в которой был заинтересован синедрион во главе с первосвященником Каиафой .

… Но они кричали: Распни Его! Распни! Он в третий раз сказал им: Какое же зло сделал Он? я ничего достойного смерти не нашёл в Нём; итак, наказав Его, отпущу. Но они продолжали с великим криком требовать чтобы Он был распят; и превозмог крик их и первосвященников. И Пилат решил быть по прошению их и отпустил им посаженного за возмущения и убийства в темницу, которого они просили, а Иисуса предал в их волю.

Ecce Homo (Се, Человек!) . На картине Антонио Чизери Понтий Пилат показывает подвергшегося бичеванию Иисуса жителям Иерусалима , в правом углу изображена скорбящая жена Пилата.

По евангельскому рассказу, Пилат при этом «взял воды и умыл руки перед народом», использовав, таким образом, старинный иудейский обычай, символизировавший невиновность в пролитии крови (отсюда выражение « умыть руки »).

И написал фразу , которую прикрепили к кресту, на котором распяли Христа.

Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский. Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски. Первосвященники же Иудейские сказали Пилату: не пиши: Царь Иудейский, но что Он говорил: Я Царь Иудейский. Пилат отвечал: что я написал, то написал.

Относительно последующей жизни Пилата существует множество легенд, историческая достоверность которых сомнительна. Согласно Евсевию Кесарийскому ( IV век ), он впал в различные несчастья, которые в конце концов вынудили его к самоубийству . По другой апокрифической легенде, его тело после самоубийства было брошено в Тибр , но это вызвало такое возмущение воды, что тело было извлечено, отвезено в Виенну и утоплено в Родане , где наблюдались те же самые явления, так что в конце концов его пришлось утопить в озере названном по его имени на высоте 1548 метров под Люцерной . На этом месте сегодня верховое болото . В Швейцарии эта легенда так широко известна, что даже главная гора Люцерна названа горой Пилата «Pilatusberg». По другим сообщениям, он был казнён Нероном . В Виенне находится пирамидальная колонна цирка (ипподрома), которую долгое время выдавали за «гробницу Пилата».

Имя Понтия Пилата — одно из трёх (помимо имён Иисуса и Марии), упоминающееся в христианском Символе веры : « И во единого Господа Иисуса Христа, …распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребённого ». По распространённому богословскому толкованию, слова « при Понтии Пилате » — указание на конкретную дату, на то, что земная жизнь Христа стала фактом человеческой истории.

Христос перед Пилатом, Михай Мункачи , 1881 год

Апокрифы о Понтии Пилате

Первоначальная враждебность христианства к Понтию Пилату постепенно исчезает, и «раскаявшийся» и «обратившийся к христианству» Пилат становится героем ряда новозаветных апокрифов , а Эфиопская православная церковь даже канонизировала жену Пилата Прокулу (имя известно из ряда списков Евангелия от Никодима ), которую стали отождествлять с христианкой-римлянкой Клавдией, упоминаемой у апостола Павла ( 2Тим. ). В результате возникло двойное имя — Клавдия Прокула . Эфиопская церковь почитает Пилата в лике святых и совершает его память вместе с его женой 25 июня .

Суд Пилата

Суд Пилата — описанный в Евангелиях суд над Иисусом Христом, которому Пилат, следуя требованиям народной толпы, вынес смертный приговор . Во время суда, согласно Евангелиям, Иисуса Христа подвергли истязаниям ( бичеванию , возложению тернового венца ), поэтому суд Пилата входит в число Страстей Христовых .

Исторические свидетельства

В целом, число исторических свидетельств о Понтии Пилате существенно уступает числу апокрифических текстов, связанных с его именем, начиная с «Донесений Пилата Тиберию», упоминания о которых встречаются уже у авторов II—III веков, и заканчивая подделками XX века, такими, например, как «Свидетельство грека Гермидия» (якобы служившего официальным биографом правителя Иудеи и записавшего подробности суда над Иисусом).

Помимо Нового Завета , Понтий Пилат упоминается в сочинениях Иосифа Флавия , Филона Александрийского и Тацита . В 1961 году в средиземноморском порту Кесарии , который был когда-то резиденцией римского наместника в Иудее, два итальянских археолога обнаружили известняковую плиту размером 82×100×20 см с латинской надписью, расшифрованной археологом Антонио Фрова как:

…]S TIBERIÉVM
PON ]TIVS PILATVS
.. PRAEF ]ECTVS IVDA[ EA ]E
..́.

что, возможно, является фрагментом надписи: « Понтий Пилат, префект Иудеи, представлял Тиберия кесарийцам ». Эта плита стала первой археологической находкой, подтвердившей существование Пилата.

В ходе проведения раскопок рядом с городом Бейт-Шемеш был обнаружен вымощенный камнем участок древнеримской дороги протяжённостью около 150 м и шириной до 6 метров, на котором нашли монеты, отчеканенные римским префектом Иудеи Понтием Пилатом в 29 г. н. э.

В 2018 году израильские учёные расшифровали надпись на найденном полвека назад древнем кольце и выяснили, что это имя римского наместника Иудеи Понтия Пилата. Специалисты предполагают, что кольцо, сделанное из медного сплава и датируемое первым веком до нашей эры — серединой первого века нашей эры, могло принадлежать либо самому Пилату, либо чиновнику в его администрации, еврею или язычнику. «Я не знаю никакого другого Пилата из той эпохи, а кольцо указывает на то, что он был человеком высокого положения», — отметил профессор Данни Шварц .

Пилат в искусстве и культуре

Образ Пилата нашёл отражение в культуре нового времени: в художественной литературе (например, « Мастер и Маргарита » Михаила Булгакова , «Прокуратор Иудеи» Анатоля Франса , «Евангелие от Пилата» Эрика-Эмманюэля Шмитта , «Кредо Пилата» Карела Чапека , «Смирительная рубашка» Джека Лондона , « Плаха » Чингиза Айтматова ), «Воспоминания Понтия Пилата» , музыке (например, рок-оперы « Иисус Христос — суперзвезда » Эндрю Ллойда Уэббера , « Мастер и Маргарита » А. Градского , песня группы « Ария » «Кровь за кровь») и многих других; в изобразительном искусстве (например, « » (1634) Рембрандта , « Что есть истина? » (1890) Николая Ге , а также целый ряд полотен, посвящённых сюжету Ecce Homo («Се, человек»), в том числе работы кисти Иеронима Босха , Караваджо , Корреджо , Тинторетто , Михая Мункачи и многих других.

В кинематографе образ Понтия Пилата был представлен в десятках фильмов следующими актёрами:

Примечания

  1. Деревенский Б. Г. . . — СПб. : Алетейя , 2013. — 576 с. — ISBN 978-5-91419-817-3 . — С. 17-22.
  2. Ельницкий Л. А. 3 сентября 2011 года. //Прометей. Историко-биографический альманах серии « Жизнь замечательных людей ». — М.: Молодая гвардия , 1972. — Т.9. — С. 316—319
  3. Белобровцева И., Кулыос С. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Комментарий. — М. : Книжный Клуб 36.6, 2007. — С. 185—186. — 496 с. — ISBN 978-5-98697-059-2 .
  4. Евсевий Кесарийский . 5 мая 2012 года.
  5. Борис Деревенский. Иисус Христос в документах истории (Иисус в новозаветных апокрифах II—V вв.)
  6. Barnes A. (англ.) . 4 февраля 2012 года. // The Catholic Encyclopedia . Vol. 12. New York: Robert Appleton Company, 1911.
  7. Антонов, Е. (2017-03-15). . Наука и жизнь . из оригинала 17 марта 2017 . Дата обращения: 16 марта 2017 .
  8. Ilan Ben Zion . 22 октября 2019 года. // The Times of Israel , 07.03.2017
  9. . 3 декабря 2018 года. // РИА Новости , 29.11.2018
  10. . 22 октября 2019 года. // Haaretz

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Понтий Пилат