Три́кстер
(
англ.
trickster
— обманщик, ловкач) —
архетип
в
мифологии
,
фольклоре
и
религии
— «демонически-комический дублёр культурного героя, наделённый чертами плута, озорника»
—
божество
,
дух
, человек или
антропоморфное
животное, совершающее противоправные действия или, во всяком случае, не подчиняющееся общим правилам поведения. Как правило, трикстер ставит задачей поменять суть игрового процесса, ситуации и жизни, а не действует по злому умыслу. Не сама игра жизни, а процесс важен для трикстера. В художественных произведениях трикстеры часто выступают в роли
антигероев
.
«Трикстер — ум без чувства ответственности»
.
Содержание
Мифология
Божество-трикстер нарушает установления богов или законы природы, иногда злонамеренно (например,
Локи
), но при этом, как правило, добиваясь, пусть и неосознанно, какого-нибудь позитивного эффекта.
Часто нарушение правил происходит в форме различных уловок, хитростей (например, у
Эриды
) или воровства. Трикстеры бывают хитрыми или глупыми или же могут совмещать оба этих качества; часто являются предметом осмеяния, даже будучи священными существами или выполняя различные культурные функции. Примером может служить священный
Хейока
, чья роль заключается в том, чтоб дурачиться и играть и с помощью этого повышать самосознание и служить уравновешивающим механизмом.
Во многих культурах (например, в
древнегреческих
,
скандинавских
или
славянских
мифах, а также в
индейских
историях) трикстер и
культурный герой
часто смешиваются. Во многих североамериканских мифологиях
койот
(у юго-западных индейцев) или
(северо-западные индейцы, коряки, ительмены) также выкрал огонь у богов (
звёзды
или
солнце
), но он более трикстер, чем культурный герой. Различие заключается в других историях, касающихся характеров этих персонажей: Прометей —
Титан
, тогда как койот или ворон обычно является шутником и проказником.
Зачастую фигура трикстера проявляет половую изменчивость, меняя гендерные роли. Такие трикстеры появляются в мифологиях североамериканских индейцев, и тогда про них говорят, что они имеют двоедушную природу. Локи, скандинавский трикстер, также проявляет гендерную неустойчивость и однажды даже беременеет от жеребца
Свадильфари
; интересно, что он делит способность менять пол с
Одином
, верховным богом, который также проявляет много характеристик трикстера.
существо, которое пытается противостоять опасностям и проблемам окружающего мира с помощью различных уловок и хитростей (зооморфные трикстеры).
Например, во многих
сказках
верховный правитель выбирает своей дочери жениха, устраивая различные испытания. Храбрые герои, принцы и рыцари не могут эти испытания выдержать. Тогда появляется простой бедный крестьянин, который с помощью своей сообразительности и ума без борьбы, каким-нибудь необычным способом дурачит чудовищ, злодеев и избегает прочих опасностей. Таким образом, наименее желательный кандидат проходит все испытания и получает награду. Более современными примерами такого типа являются
Багз Банни
и
Чарли Чаплина
.
Примером озорного человека является образ
Коровьева
. В сериале
Бортко
«
Мастер и Маргарита
» Коровьев во время фокусов в
Варьете
ловит ртом последнюю из всех карт, залетевших ему в рот. Когда он разворачивает эту карту публике, то на ней оказывается
Джокер
, то есть Шут. Таким образом Коровьев, как одна из граней
Воланда
-архетипа, является трикстером. Когда надо исправить навязчивое, но глупое положение дел, Коровьев-трикстер вырывает из дела неудобные страницы ради справедливости.
Одиссей
— пример трикстера — человека, который избегает опасностей, например, смерти от рук
циклопа
Полифема
, благодаря своему уму.
Сизиф
— первый в истории лжец, жестоко наказанный за свои преступления
Карл Кереньи
.
от 4 марта 2009 на
Wayback Machine
// Из:
Пол Радин
. Трикстер. Исследование мифов североамериканских индейцев с комментариями К. Г. Юнга и К. К. Кереньи. — СПб.: Евразия, 1999, с. 242—264
Гаврилов, Д. А.
Трюкач. Лицедей. Игрок (Образ Трикстера в евро-азиатском фольклоре). — М.: «Ганга», ИЦ «Слава», 2009. — 288 с.
ISBN 978-5-98882-096-3
Гаврилов, Д. А.
. 2006
Гаврилов, Д. А.
. 2006
Манин Ю. И.
«Мифологический плут» по данным психологии и истории культуры//Природа,. 1987. N 7. С. 42-52
Новик Е. С.
;
Радин П.
Трикстер: Исследование мифов североамериканских индейцев с комментариями К. Г. Юнга и К. К. Кереньи = The Trickster: Study in American mythology with commentaries by K. Kerenyi and C. G. Jung. —
СПб.
: Евразия, 1999. — 288 с. —
3,000 экз.
—
ISBN 5-8071-0028-X
.
на других языках
Gates, Henry (2004), Julie Rivkin; Michael Ryan (eds.), "The Blackness of Blackness: A Critique on the Sign and the Signifying Monkey",
Literary Theory: An Anthology
, Oxford: Blackwell Publishing
Earl, Jr., Riggins R.
Dark Symbols, Obscure Signs: God, Self, And Community In The Slave Mind
(англ.)
. — Maryknoll, New York:
(англ.)
(
, 1993.
Bassil-Morozow, Helena.
The Trickster in Contemporary Film
(неопр.)
. —
Routledge
, 2011.
Franchot Ballinger,
American Indian Quarterly, Vol. 9, No. 1, The Literary Achievements of Gerald Vizenor (Winter, 1985), pp. 55-59
doi
:
Franchot Ballinger
MELUS, Vol. 17, No. 1, Native American Fiction: Myth and Criticism (Spring, 1991 — Spring, 1992), pp. 21-38
doi
:
L. Bryce Boyer, Ruth M. Boyer
Western Folklore, Vol. 42, No. 1 (Jan., 1983), pp. 46-54
doi
:
Trickster’s Way Volume 3, Issue 1 2004 Article 3 TRICKSTER AND THE TREKS OF HISTORY
Zolotarjov, A. M.
Társadalomszervezet és dualisztikus teremtésmítoszok Szibériában
// A Tejút fiai. Tanulmányok a finnugor népek hitvilágáról
(болг.)
/ Hoppál, Mihály. — Budapest: Európa Könyvkiadó, 1980. — С. 29—58. —
ISBN 963-07-2187-2
.
Chapter means: «Social structure and dualistic creation myths in Siberia»; title means: «The sons of Milky Way. Studies on the belief systems of Finno-Ugric peoples».
Tannen, R.S., The Female Trickster: PostModern and Post-Jungian Perspectives on Women in Contemporary Culture, Routledge, 2007