Русская народная песня
—
фольклорное
произведение, которое сохраняется в народной памяти и передаётся в устной форме, продукт коллективного устного творчества
русского народа
. Относится к народному искусству.
Чаще всего у
народной песни
нет определённого автора, или автор неизвестен, но известны и народные песни литературного происхождения. Существенная черта большинства жанров русской народной песни — непосредственная связь народной песни с бытом и трудовой деятельностью (например, песни трудовые, сопровождающие различные виды труда — бурлацкие, покосные, прополочные, жатвенные, молотильные и др.), обрядовые, сопровождающие земледельческие и семейные обряды и празднества, —
колядки
,
масленичные
,
веснянки
,
купальские
,
свадебные
,
, игровые, календарные и т. п.).
Специфика традиционной культуры, присущий ей синкретизм и бесписьменная природа обуславливают существенную непохожесть компонентов музыкально-поэтического языка народной песни на выразительные средства западноевропейской классической музыки
. «Методика анализа и выработанные в рамках профессиональной музыки аналитические категории (такие, как
такт
,
метр
, система
гармонических ладов
и ладовых
тяготений
и др.) неприменимы по отношению к музыке устной традиции»
. С точки зрения
ритмической организации
в русском песенном фольклоре выделяются образцы с более или менее выраженным
квантитати́вным
началом (от
лат.
quantitas
– количество)
, где акцентировка носит не динамический (как в тактометрике), а временно́й характер
. «Ритмы чередования акцентируемых и неакцентируемых, кратких и долгих звуков, восходящих и нисходящих мелодических ходов могут образовывать самые разнообразные сочетания»
. С точки зрения звуковысотности в русской традиционной песни обнаруживается целый ряд явлений, не имеющих аналогов в западноевропейской (даже
модальной
Средневековой
) музыке. К их числу относятся флуктуация вокального
строя
песен (его смещение в процессе исполнения)
, переменность
интервального рода
(некоторые напевы могут быть исполнены и в
диатонической
, и в
пентатонной
шкале
)
, отсутствие ладовой нагрузки у концевого тона
, явление «конечного неустоя» (как пишет Т. Старостина, «наличие этой удивительной категории в народных ладах возможно... потому, что в таких модальных системах всегда присутствует явный и часто повторяющийся центральный тон, освобождающий конечный от функции
самого весомого устоя
»
).
Ладовая
система русского песенного фольклора в целом сложна и неоднородна
, поскольку само понятие «русская народная песня» вбирает в себя большой пласт разных региональных традиций (локализм), оформившихся в разные исторические эпохи (полистадиальность)
.
, с. 80: «Существующие в нём [народном музыкальном языке] средства выразительности значительно отличаются от сложившихся в профессиональной музыке».
, с. 80—81.
, с. 116—118: «Знакомство с «героями» наших рассуждений приводит к признанию важной роли отношений долгототы-краткости в их ритмической организации. <...> Квантитативную ритмику, вероятно, следует отнести не столько к закономерностям речи (еще менее того — языка), сколько к специфически музыкальному их претворению. <...> Но есть еще одно обстоятельство. <...> некоторые песенные формы основаны на равномерной пульсации... и вполне естественно соответствуют определенной метрической сетке... <...> Противопоставление двух этих групп явлений очевидное и, конечно, упрощенное. Скорее речь должна идти о двух логических основах ритмической организации, постоянно взаимодействующих в песенном фольклоре.».
, с. 150.
, с. 82.
↑
, с. 40—47.
↑
.
Лазутин С. Г.
Русские народные песни. — М.:
Просвещение
, 1965. С. 302
Щуров В. М.
Жанры русского музыкального фольклора. — М.: Музыка, 2007. С. 400.
ISBN 978-5-7140-0821-4
Елисеева Юлия Александровна.
// Финно-угорский мир. — 2018. —
Т. 10
,
вып. 1
. —
ISSN
.
24 июня 2019 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 23 июня 2019.
23 июня 2019 года.
Кара Алла Петровна.
// Вестник Поволжского института управления. — 2009. —
Вып. 2
. —
ISSN
.
24 июня 2019 года.
(неопр.)
. www.mkrf.ru. Дата обращения: 23 июня 2019. Архивировано из
23 июня 2019 года.
(рус.)
. www.tatar-inform.ru. Дата обращения: 24 июня 2019.
24 июня 2019 года.
(неопр.)
. www.folkcentr.ru. Дата обращения: 24 июня 2019.
22 июня 2019 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 24 июня 2019.
24 июня 2019 года.
//
Квятковский А. П.
Поэтический словарь / Науч. ред. И. Роднянская. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — 376 с.
Алексеева О. И.
: Дис. … канд. филос. наук : 24.00.01 — Белгород, 2006. — 183 с.
Васильева Е. Е.
Немоторная ритмика в русском песенном фольклоре // Профессиональная подготовка руководителя самодеятельного хорового коллектива : Сборник научных трудов ЛГИК им. Н. К. Крупской. — 1988. —
Т. 124
. —
С. 110—122
.
Жиров М. С., Алексеева О. И.
// Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. — Белгород, 2009. —
Т. 10
,
№ 9
. —
С. 34—43
.
Камаев А. Ф., Камаева Т. Ю.
Народное музыкальное творчество: учебное пособие. — 6-е изд., стер. —
СПб.
: Лань: ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2023. — 188 с.
Кнызева Д. В.
. — 2011. — С. 221—225.
Колпакова Н. П.
Опыт классификации традиционной крестьянской бытовой песни //
/ Под ред. А. М. Астаховой и др.. —
М.
,
Л.
: Издательство Академии наук СССР, 1960. —
С. 167—182
.
Народное музыкальное творчество: Учебник / Ответственный редактор О. А. Пашина. —
СПб.
: Композитор, 2005. — 568 с. —
ISBN 978-5-7379-0278-0
.
Попова Т. В.
Основы русской народной музыки. —
М.
: Музыка, 1977. — С. 150.
Русские народные песни. Мелодии и тексты / Ред. О. Ф. Агафонов. — Переиздание, составление от издания 1983 года (ред. В. Бекетова). —
М.
: Музыка, 1987. — 128 с.
Старостина Т. А.
О ладовой системе русского песенного фольклора.
Толмачёв Ю. А.
Народное музыкальное творчество. — учебное пособие. — Тамбов: Изд-во
Тамб. гос. техн. ун-та
, 2006. — 120 с.
Шеля А.
— Тарту, 2018.
Ссылки
(radostmoya.ru)
(nashasreda.ru)
—
СПб.
: тип. Департамента внѣшней торговли, 1820
(feb-web.ru)
(nevesta-kazan.narod.ru)
(culture.ru)
(culture.ru)
(Русский Париж).
Некоторые аудиозаписи народных песен в открытом доступе
Русские народные песни, исполняет кандидат филологических наук, научный сотрудник
Института Славяноведения
, участник фольклорного ансамбля «Посолонь» Гаврюшина Лидия Константиновна.
,
,