О, море, море!..
- 1 year ago
- 0
- 0
« Поэма о море » цветной, художественный фильм — киноэпопея, по сценарию кинорежиссёра и писателя Александра Довженко . Завершён женой и сподвижником автора — Юлией Солнцевой в 1958 году. Картина, повествует о создании одного из крупнейших сооружений СССР — Каховской ГЭС .
Фильм получил ряд наград на Всесоюзном и международных кинофестивалях. Александр Довженко, за создание сценария, был посмертно удостоен Ленинской премии (1959) .
Лента стала дебютом в кино для актрисы Нины Сазоновой . Роль Кобзаря сыграл Иван Козловский .
Возвращаясь после долгой разлуки в дорогие сердцу места, генерал Федорченко ( Борис Ливанов ) вспоминает, как много лет назад он покидал родное село. Мать и председатель колхоза уговаривали его остаться, но юношу манили другие дали. Точно так же, невзирая на увещевания близких, устремлялись на учёбу и работу в большие города его бывшие одноклассники.
Дорога домой лежит через Новую Каховку — молодой город, живущий грядущим пуском Каховской гидроэлектростанции. Прибыв в село, Федорченко узнаёт, что возведение ГЭС оставило колхоз без рабочих рук: почти все выпускники местной школы отправились на большую стройку. Следующим открытием для генерала становится известие, что одновременно с ним в село начали съезжаться люди, не бывавшие здесь несколько десятилетий. Среди них — известный архитектор, полярный исследователь, летчик, писатель, заместитель министра, шесть полковников. Спустя годы они не сразу узнают друг друга; все взволнованы встречей.
Этот съезд земляков не случаен. Собрав всех прибывших на площади, председатель колхоза Савва Зарудный ( Борис Андреев ) объявляет, что село, имеющее давнюю и богатую историю, доживает последние дни. Оказавшись в зоне затопления, оно с пуском станции уйдёт на дно. Исчезнут белёные хаты, вишнёвые сады, клуб, школа, могилы дедов и прадедов. На их месте появится море. Для того чтобы люди могли последний раз увидеть родные хаты, Зарудный написал десятки писем и вызвал в село тех, кто когда-то его покинул.
Я искренне приняла в своё сердце всё то, что было близко и дорого украинскому художнику, и с огромной радостью стала работать над его всегда взволнованными, всегда наполненными ощущением ветра и моря, ощущением огромности и нужности жизни вещами.
Александр Довженко начал работать над своим последним сценарием, будучи уже серьёзно больным. В письме, адресованном прозаику Юрию Смоличу (октябрь 1956), режиссёр благодарил товарища за замечания и признавался, что сил на серьёзную переработку отдельных эпизодов ему не хватает :
Знаю я, что над морем надо ещё много работать. И если хватит мне времени, и вечер мой будет тихий и долгий, я сделаю ещё много приятного, а пока извини .
В ту пору в дневнике Довженко появляется запись: «Тяжело мне жить. Годами смотреть, как закапывают меня живым в землю…» Сценарий был завершён, но приступить к работе над фильмом режиссёр не успел: он скончался в канун первого съёмочного дня .
После смерти мужа Юлия Солнцева решила снять «Поэму о море», несмотря на то, что её самостоятельный режиссёрский опыт был не слишком велик . Получить право на постановку удалось не сразу; Солнцеву, по воспоминаниям редактора « Мосфильма » Эллы Корсунской, «долго гоняли из кабинета в кабинет» .
К усилиям Солнцевой по сохранению творческого наследия мужа кинематографическое сообщество относилось по-разному. Одни видели в них попытку стать «Довженко сегодня» , другие были благодарны за «труд поистине титанический» .
Художник Александр Борисов , на момент съёмок дебютант, вспоминал об этой работе как о сложнейшей в его фильмографии с технической точки зрения. Стояла задача затопить 300 гектаров человеческого жилья — два села со всеми постройками. В работе принимали участие инженеры-гидростроители. Для съёмок рассчитали и возвели плотину, построили дамбу .
Выход «Поэмы о море» стал серьёзным испытанием не только для Юлии Солнцевой, но и для редакции журнала « Искусство кино ». Первые рецензии, опубликованные на страницах издания, были положительными: о фильме тепло отозвались поэты Алексей Сурков и Николай Тихонов , режиссёры Сергей Герасимов , Лео Арнштам и Григорий Александров , писатели Леонид Соболев и Дмитрий Зорин , сценарист Евгений Андриканис . Авторы публикаций отмечали «эпохальность» картины, её лирическую направленность и новаторский подход. Особняком стояла рецензия кинокритика Якова Варшавского , в которой не только признавались достоинства «Поэмы…», но и фиксировались отдельные недочёты; так, переходы от реалистичных сцен к анимационным показались автору неубедительными, а образ директора стройки ( Михаил Царёв ) покоробил своей «резонерской абстрактностью» .
Проблемы в журнале начались после того, как писатель Виктор Некрасов прислал редактору Людмиле Погожевой статью, в которой противопоставил «Поэму о море» другой картине — « Двум Фёдорам » Марлена Хуциева . Симпатии автора были на стороне фильма Хуциева; к тому же «Поэму о море» Некрасов опрометчиво назвал лентой Довженко .
Поэма»… с её тяготением к монументальным формам «большого стиля» показалась писателю явлением безнадежно архаичным, принадлежащим прошлому — предпочтение отдавалось неброской правде и естественной интонации. В искусстве ценность «отдельной» личности начала брать верх над «государственными соображениями» .
«Искусство кино» опубликовало рецензию Некрасова , создав повод для читательской полемики. Однако дискуссия не состоялась: сразу после выхода статьи Погожева была приглашена в идеологический отдел ЦК КПСС ; партийные функционеры заявили редактору, что публикация является «чуть ли не антисоветской, клевещущей не только на строителей рукотворного моря, но и на весь советский народ» . Впоследствии киновед Олег Ковалов назвал статью Некрасова «программным манифестом» редакции .
Споры о том, как выглядела бы «Поэма о море», если бы Довженко довёл свой проект до конца, продолжались долго. Кинокритик Михаил Сулькин убеждён, что режиссёр вряд ли выпустил бы в свет «такое холодное, помпезное зрелище» . Киновед Армен Медведев , напротив, считает, что фильм стал «своеобразным каталогом того, что впоследствии развивал наш кинематограф» . Режиссёр Андрей Кончаловский , назвав сценарий Довженко «гениальным», заметил, что в нём «предвосхищены многие открытия „ 8 1/2 “ Феллини » .
Актёр | Роль |
---|---|
Борис Ливанов | Игнат Максимович Федорченко генерал |
Борис Андреев | Савва Зарудный председатель колхоза |
Михаил Царёв | Аристархов директор стройки |
Михаил Романов | Писатель |
Зинаида Кириенко | Катерина дочь председателя колхоза |
Иван Козловский | Кобзарь |
Леонид Тарабаринов | Валерий Голик прораб |
Георгий Ковров | Максим Тарасович Федорченко |
Антонина | |
Евгений Бондаренко | Иван Кравчина |
Валентина Владимирова | Мария Кравчина |
Михаил Петрович Греков | |
Наталия Наум | Олеся |
Антонина Кончакова | Валя |
Леонид Пархоменко | Иван Гуренко |
Евгений Гуров | Григорий Львович Шиян |
Кирилл Маринченко | Корж |
Нина Сазонова | Степанида мать погибших на фронте семерых сыновей |
Сергей Бобров | секретарь райкома |
На съёмках фильма ассистентами работали молодые режиссёры, студенты ВГИКа Кира Муратова и Александр Муратов .