Будуев, Николай Робертович
- 1 year ago
- 0
- 0
Никола́й Робéртович Э́рдман ( 3 [16] ноября 1900 , Москва — 10 августа 1970 , там же) — советский поэт и драматург, киносценарист. Лауреат Сталинской премии второй степени ( 1951 ).
Николай Эрдман родился в семье бухгалтера фабрики «Товарищества шёлковой мануфактуры», лютеранина и уроженца Митавы (1860—1950), впоследствии также блеснувшего ролями второго плана в фильмах « Окраина » и « Весёлые ребята », и Валентины Борисовны Эрдман (в девичестве Кормер, 1880—1964). Её отец Борис Васильевич Кормер (1851—1915) владел часовой мастерской . Бабушка со стороны матери, Прасковья Абрамовна Гольдберг (1854—1938), была дочерью московского купца первой гильдии и мануфактурщика Абрама Симховича Гольдберга. Тётя, Ольга Борисовна Кормер (1885—1963), была замужем за протоиереем С. И. Голощаповым .
Учился в Москве, в Петропавловском реальном коммерческом училище . В 1919 году был призван в Красную Армию . Демобилизовался в 1920 году и тогда же начал литературную деятельность . Под влиянием своего брата Бориса , художника, вошёл в группу имажинистов , опубликовал несколько стихотворений, писал тексты для артистических кабаре; работал в жанре популярных в те годы сатирических обозрений, часто в соавторстве с В. З. Массом , для мюзик-холла, позже для Театра Сатиры (в том числе «Москва с точки зрения») , был автором интермедии в знаменитом спектакле Театра им. Вахтангова «Лев Гурыч Синичкин» по пьесе Д. Ленского (1924) .
В 1924 году Николай Эрдман написал свою первую пьесу — « Мандат ». Поставленная в 1925 году в Театре им. Вс. Мейерхольда (премьера состоялась 20 апреля ), а затем в Ленинградском академическом театре драмы , пьеса принесла признание молодому драматургу. В 1920-х годах сатирическую комедию Эрдмана ставили во многих городах СССР, в том числе в Одессе и Харькове , Баку и Ташкенте ; в 1927 году пьеса была поставлена в Берлине и в одном только ГосТиМе выдержала более 350 представлений .
Иная судьба ожидала вторую пьесу Эрдмана — « Самоубийца », написанную в 1928 году. В том же году её принял к постановке Вс. Мейерхольд , но не получил разрешения Главреперткома; в начале 1930-х годов разрешение как будто было получено: в декабре 1931 года пьесу Эрдмана начали репетировать во МХАТе , но спектакль так и не был выпущен; в мае 1932 года к репетициям «Самоубийцы» приступил Мейерхольд в ГосТиМе, но и его спектакль был запрещён на стадии генеральной репетиции . В этот период изменилось отношение и к «Мандату» .
В 1982 году бывший актёр ГосТиМа Валентин Плучек поставил многострадальную пьесу Эрдмана в Московском театре Сатиры , но прожил спектакль недолго и вскоре был запрещён ; лишь в 1986 году Плучек смог возобновить «Самоубийцу».
В 1925 году Эрдман совершил поездку в Германию и Италию, где познакомился с М. Горьким.
С 1927 года Николай Эрдман работал в кинематографе как сценарист. Вместе с Владимиром Массом и Григорием Александровым он написал сценарий фильма « Весёлые ребята », однако во время съёмок комедии в Гаграх , в 1933 году , Эрдман и Масс были арестованы. Поводом для этого стали сочинённые ими и не предназначенные для печати политически острые стихи и пародии. Фамилии обоих сценаристов из титров фильма были удалены. Следствие по их делу вёл Н. Х. Шиваров ; приговор, вынесенный Эрдману, оказался мягким для того времени — ссылка на 3 года в г. Енисейск .
Реабилитирован в 1989 году.
Ещё в 1928 году Николай Эрдман познакомился с одной из ведущих актрис МХАТа Ангелиной Степановой , с которой на протяжении ряда лет был связан непростыми отношениями: Степанова в то время была замужем за режиссёром Николаем Горчаковым , сам Эрдман был женат на Дине Воронцовой (1898—1942), балерине и эстрадной танцовщице.
Однако именно благодаря ходатайствам Степановой в 1934 году Эрдман был переведён в Томск , куда прибыл 8 марта. Вскоре Степанова вышла замуж за Александра Фадеева .
В Томске Эрдман проживал в Подгорном переулке (ныне — Беленца ), д. 6. Чем он занимался почти полтора года, пока не установлено. 1 сентября 1935 года был зачислен в Томгортеатр заведующим литературной частью. Приказом от 22 октября 1936 года Эрдман был уволен с этой должности с 1 ноября по собственному желанию — в 1936 году его освободили, но без права жительства в столице и других крупнейших городах. Эрдман поселился в Калинине (ныне Тверь), в дальнейшем он жил в Вышнем Волочке , Торжке , Рязани .
После ареста Эрдмана был запрещён и его «Мандат»; Эрдман продолжал попытки создания новой пьесы, но ни одна не была закончена, известно лишь одно название из задуманных — «Гипнотизёр». Продолжал работать в кино; стал одним из авторов сценария нового фильма Г. Александрова — « Волга-Волга », в 1941 году удостоенного Сталинской премии .
По воспоминаниям Натальи Чидсон, после начала Великой Отечественной войны желал попасть на фронт. Но как бывший ссыльный, носитель немецкой фамилии, опасался, что его могут отправить не на фронт, а в трудармию, что могло означать работу под конвоем. Находился в начале войны в Рязани вместе с Михаилом Вольпиным, где добровольцами их не взяли, оставалось ждать следующей мобилизации. Хотя Рязань не входила в число запрещённых к проживанию городов для Эрдмана, им пришлось оттуда уехать, так как прописку им не дали. Они уехали в Ставрополь (ныне г. Тольятти), где и были зачислены в сапёрный батальон инженерной бригады 7-й сапёрной армии . Войска постоянно отступали. Пройдя во время отступления 600 км, Эрдман повредил ногу, вследствие чего у него началась флегмона. Им удалось сесть на воинский эшелон, который прибыл в Саратов, где на вокзале их заметили Николай Дорохин, Борис Ливанов и Борис Петкер — артисты эвакуированного МХАТа. Они привели их в гостиницу «Европа», где сами жили. И. И. Москвин, исполнявший обязанности директора, привёл к Эрдману врача, которому удалось спасти его ногу от ампутации.
До конца года Эрдман и Вольпин находились в Саратове. В канун 42-го года начальник клуба НКВД Борис Сергеевич Тимофеев, придя на квартиру, где они вмести с артистами МХАТа находились, сообщил, что их приглашают быть авторами в Ансамбле НКВД. Тимофеев был с ними знаком, так как ещё до войны Эрдман и Вольпин писали программу для ансамбля. Они были вызваны в Москву, где их поселили при клубе, дав комнату. С января 1942 года по январь 1947 года проходит действительную службу в составе военной команды Ансамбля песни и пляски НКВД.
Во время войны он участвовал во фронтовых бригадах, обслуживавших войска НКВД, носил форму. Однажды, глядя на себя в зеркало, грустно заметил: «У меня такое ощущение, будто за мной опять пришли…»
После войны Эрдман писал сценарии к фильмам, работал в Театре на Таганке .
Многие годы Эрдман сотрудничал c Михаилом Вольпиным . В частности, этим замечательным дуэтом (Эрдман — проза, Вольпин — стихи) создан русский текст оперетты Штрауса « Летучая мышь » (включая знаменитую сцену «про собаку Эмму»), позже использованный при экранизации . О работе Эрдмана над переводами классических оперетт говорят слова Г. М. Ярона :
Мне кажется, что за все годы было только две удачные переделки классических оперетт — это «Боккаччо» В. Масса и Н. Эрдмана, шедшая у нас в 1930 году в постановке В. Бебутова, и «Летучая мышь» Н. Эрдмана и М. Вольпина, поставленная у нас же И. Тумановым в 1947 году.
Николай Робертович Эрдман умер 10 августа 1970 года на 70-м году жизни. 13 августа похоронен в Москве на Новом Донском кладбище .
Первая жена — Надежда Александровна Воронцова (1898—1942), балерина, танцевала в мюзик-холле, в гастрольных коллективах, снималась в короткометражных кинофильмах.
Вторая жена — Наталья Васильевна Чидсон (1916—2008) балерина, служила в Большом театре СССР. В браке с Эрдманом она состояла с 1946 по 1953 год.
Третья жена — Инна Ивановна Кирпичникова, балерина музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Скончалась спустя год после смерти Эрдмана.
Двоюродный племянник — писатель Владимир Фёдорович Кормер .
Эрдман, Николай Робертович // / Под ред. Н. М. Дмитриенко . — 1-е изд. — Томск: Изд-во НТЛ, 2004. — С. 428. — 440 с. — 3000 экз. — ISBN 5-89503-211-7 .