New Line Cinema
- 1 year ago
- 0
- 0
New Queer Cinema или Queer New Wave (Новое квир-кино , Новая «квир» волна) — направление в американском независимом кинематографе , возникшее в ранних 1990-х годах, в рамках которого открыто освещались вопросы квир -культуры, политики и идентичностей.
Термин New Queer Cinema впервые был введён известным американским кинокритиком и феминисткой Б. Руби Рич ( B. Ruby Rich ) в начале 90-х годов в ряде публикаций: ( британский кинематографический журнал Sight & Sound , нью-йоркский еженедельник The Village Voice ). Этим термином она описала ряд фильмов, которые были радикальными по форме и агрессивными в поддержке сексуальной идентичности и бросали вызов гетеронормативному статусу-кво , поощряли положительные образы лесбиянок и геев , выступавших в различных движениях, продвигающих взгляды ЛГБТ -сообществ .
Культура квир в современном понимании чаще всего идентифицируется с понятием культуры, отражающей альтернативную идентичность и утверждающей право на борьбу за «самость». Часто это понятие используют для того, чтобы обозначить лесбиянок и геев, но и другие идентичности, входящие в состав ЛГБТ, также подпадают под него, например, трансгендеры .
Тематика геев появилась в американском кинематографе уже в 20-х годах 20-го века и затем в 1940-е была присуща, по большей части, авангардным лентам . В данном течении можно отметить таких кинорежиссёров, как Кеннет Энгер , , . Для фильмов этих режиссёров были характерны сверхнизкие бюджеты, независимость от крупных студий и практически полное отсутствие зрителей
В 60-х термин «авангардные» перешёл в термин «независимые», а на смену Энгеру и Маркопулису пришли , и Энди Уорхол . Фильмы последнего сегодня считаются образцом гомоэротического кино .
В конце семидесятых — начале восьмидесятых данную тематику стали освещать преимущественно сами представители сексуальных меньшинств. Большинство выходивших тогда фильмов не имели какой-либо кинематографической ценности и были интересны исключительно представителям геев и лесбиянок . Резкий рост заболеваемости ВИЧ -инфекцией в конце восьмидесятых привёл к росту гомофобии в обществе в связи с тем, что сексуальные меньшинства обвинялись в распространении эпидемии. Ситуация усугублялась приходом к власти консервативных политиков ( Рональд Рейган , Джорж У. Буш в США и Маргарет Тэтчер в Великобритании ). Подобный социальный накал привёл к актуализации тематики ЛГБТ среди молодых перспективных режиссёров, желающих дать беспристрастную оценку сложившейся в стране ситуации. Так появилась новая «квир» волна кинематографа .
Факты смелого, но редкого обращения кинематографистов к квир-тематике есть и в России — это фильмы «Весельчаки» (2009), режиссёр Феликс Михайлов; «Я люблю тебя» (2004), режиссёры Ольга Столповская и Дмитрий Троицкий; «Зимний путь» (2012), режиссёры Сергей Тарамаев и Любовь Львова .
К новой «квир» волне можно отнести следующих кинодеятелей:
Новая волна, как и другие направления, открыла миру большое количество талантливых кинорежиссёров. Их умение создавать разноплановые провокационные ленты на фундаменте квир-тематики оказало определённое влияние на американский, а позднее и европейский кинематограф. Новое квир-кино в американском кинематографе не было единым течением — продюсеры и режиссёры подходили к освещению вопросов сексуальности принципиально с разных сторон. Это могло быть как гомоэротическое восхищение, так и болезненная неприязнь; жанры выпускавшихся фильмов менялись от циничных чёрных комедий до безжалостных трагических драм. Объединяющим фактором была лишь квир -тематика и неординарная форма подачи материала .
Английский киноавангардист Дерек Джармен был назван «отцом» нового квир-кино в американском кинематографе. Его смелость, изобретательность и трагическая судьба стали эталонными для режиссёров новой волны .
Сегодня термином New Queer Cinema стали называть независимые фильмы о сексуальных меньшинствах. Эти фильмы, как правило, малобюджетны и, зачастую, финансируются из благотворительных фондов [ источник не указан 1190 дней ] .
Творчество режиссёров New Queer Cinema оказало влияние на Голливуд , стали появляться и получать признание фильмы о геях и лесбиянках (« Филадельфия », « Парни не плачут », « Харви Милк », « Горбатая гора » и др.). Фильм «Горбатая гора», в основе которого лежит история любви ковбоев-геев, в 2006 году имел 8 номинаций на премию « Оскар », в трёх из них он одержал победу. Это событие вызвало широкий резонанс в прессе, так как кинолента, претендующая на несколько номинаций престижной премии, стала фактически первым фильмом о любви между мужчинами .
Если в конце 1990-х годов несколько голливудских звезд, в том числе Эллен Дедженерес , Натан Лейн , Руперт Эверетт , Рози О'Доннелл и сэр Иэн Маккеллен открыто признали себя квир-личностью в СМИ, то подавляющее большинство квир-актеров Голливуда остаются в тени, и этот факт укрепляет представление о том, что есть что-то неправильное или постыдное в том, чтобы быть геем или лесбиянкой. Вне камеры все больше голливудских гомосексуалистов находят место и принятие того, кем они являются, об этом говорит создание фильмов и особенно телешоу в довольно большом количестве. Популярная комедия ситуаций Эллен (ABC, 1994–1998) сломала многие барьеры и сделала отношение телевидения более дружественным к геям, чем голливудские фильмы. Кроме того, телеканалы по подписке, такие как HBO и Showtime , в последние годы также смогли создать больше работ на квир-тематику, в том числе Еще больше историй о городе (англ. More Tales of the City, 1998), Общее основание (англ. Common Ground, 2000), Близкие друзья (англ. Queer as Folk, начало в 2000), Если бы стены могли говорить 2 (англ. If these Walls Could Talk, 2000) и Девушка солдата (англ. Soldier's Girl, 2003). Мейнстримные голливудские фильмы зачастую отстают от медиаиндустрии в отношении проблем ЛГБТ-сообществ, и это, в общем, продолжает маргинализировать жизнь и проблемы геев и лесбиянок в обществе .