Interested Article - Шоу Трумана
- 2020-09-02
- 1
«Шо́у Тру́мана» ( англ. The Truman Show ) — американская сатирическая психологическая трагикомедия 1998 года режиссёра Питер Уира по сценарию Эндрю Никкола . Продюсерами выступили Скотт Рудин , , и сам Никкол. Фильм повествует о Трумане Бёрбанке, который живёт обычной жизнью, не подозревая, что всё происходящее вокруг него является круглосуточным реалити-шоу с нанятыми актёрами. Главную роль исполнил Джим Керри , второстепенные — Лора Линни , Эд Харрис , Ноа Эммерих , Наташа Макэлхон , Холланд Тейлор , Пол Джаматти и .
Ранний сценарий Никкола представлял собой научно-фантастический триллер , действие которого происходило в Нью-Йорке. Впоследствии сценарий был выкуплен Скоттом Рудином для компании Paramount Pictures . Режиссёром должен был стать Брайан Де Пальма , которого затем заменили Питером Уиром, что позволило впоследствии уменьшить бюджет фильма до 60 млн долларов вместо первоначальных 80. Никкол также переписал сценарий, пока съёмочная команда ожидала присоединения Керри к фильму из-за занятости актёра в других проектах. Бо́льшая часть съемок проходила в спроектированном посёлке , расположенном в районе .
Мировая премьера фильма состоялась 1 июня 1998 года в Лос-Анджелесе, а 5 июня он был выпущен в прокат в Северной Америке. Российская премьера состоялась 5 ноября 1998 года. Фильм имел финансовый успех и получил широкое признание критиков. Он был удостоен множества наград, в том числе премий « Золотой глобус », BAFTA и « Сатурн », а также трёх номинаций на « Оскар ».
«Шоу Трумана» неоднократно анализировалось как исследование симулированной реальности , экзистенциализма , негласного наблюдения , религии , метафилософии , неприкосновенности частной жизни и реалити-шоу. В фильме отмечалось смешение жанров , включающее элементы , метапрозы , психологической драмы, романтической комедии , сатиры и социальной фантастики .
Сюжет
Труман Бёрбанк — житель города Сихэвэн ( Seahaven , дословно – «Морская гавань»), работающий страховым агентом и живущий обычной жизнью. Однако он не знает, что за каждым его движением наблюдают многочисленные скрытые камеры , а его жизнь круглосуточно передаётся в прямом эфире по всему миру. Сихэвэн, родина Трумана, на самом деле является искусно выполненными декорациями , а всё население — нанятые актёры. Кристоф, исполнительный продюсер «Шоу Трумана», со своей командой может даже изменять погоду в городе с помощью технологий под огромным куполом киностудии.
С возрастом Труман начинает интересоваться путешествиями: так, на уроке в школе он говорит, что мечтает стать мореплавателем, подобно Магеллану . Так как герой, очевидно, не должен покидать остров, но при этом искусственно ограничить его невозможно, Кристоф придумывает сюжетный ход, в котором «отец» Трумана якобы тонет на глазах у сына. С тех пор Труман панически боится воды и не рискует не только садиться в прогулочный катер, но даже ходить или ездить по мосту. Страху способствуют фильмы и специальные выпуски «новостей», сообщающих об опасностях путешествий и преимуществах пребывания дома.
Вскоре планы Кристофа рушатся, и вместо того, чтобы влюбиться в назначенную для него сюжетом шоу «жену» — Мэрил, Труман испытывает чувства к одной из статисток Лорен. Симпатия оказывается взаимной, но девушка, зная, что продюсеры шоу не могут допустить их взаимоотношений, делает несколько намёков на то, что мир Трумана — иллюзия. В тот же день Лорен убирают из проекта: на первом свидании пары в секретном месте, назначенном Труманом, появляется «отец» девушки и начинает обвинять её в шизофрении . Однако Лорен успевает Труману назвать своё настоящее имя — Сильвия, а также рассказать ему правду. Тем не менее, Труман мечтает о жизни с Сильвией и о поездке на Фиджи , куда она якобы переехала. За пределами шоу Сильвия начинает кампанию в поддержку свободы Трумана.
На тридцатый год показа «Шоу Трумана» его главный персонаж начинает много размышлять о своей жизни, вспоминать несостыковки и понимать, что мир вращается, в целом, вокруг его персоны. Труман замечает необычные явления: упавший с неба студийный прожектор «Сириус», льющийся только на него дождь и точно описывающий его действия радиоканал. Подозрения Трумана усиливаются после появления его «отца», одетого бродягой. Труман начинает расспрашивать «мать», но та отвечает, что часто испытывает чувство ностальгии по мужу и он ей везде мерещится. Просматривая альбом с фотографиями, Труман видит, что на одной из них Мэрил держит пальцы скрещенными (жест, «отгоняющий» обман). Труман понимает, что его обманывают, и решает бежать из Сихэвэна.
Сначала Труман хочет попрощаться с «женой», но в клинике, где Мэрил якобы работает, ему сообщают, что она находится в операционной. Затем Труман наблюдает наспех поставленную специально для него сцену, когда врачи наигранно делают неподготовленному актёру-статисту серьёзную операцию, во время которой «пациент» вдруг пытается вскочить с кровати. Охрана клиники уводит Трумана, но его правота в сомнениях ещё больше подтверждается. Другие попытки побега Трумана также не удаются: билеты на самолёт до Фиджи оказываются раскуплены на месяц вперёд, а автобус ломается. Тогда Труман дожидается Мэрил, и, не предупреждая её, запирает в машине и обещает отвезти на Фиджи. По пути им попадаются неправдоподобные препятствия, последним из которых является «ядерная авария» на дороге. Полицейский, которого Труман не знает, обращается к нему по имени. Труман сбегает из машины, но его ловят в лесу.
Труман становится агрессивным , очередной разговор с «женой» превращается в ссору после того, как та посреди серьёзной беседы неожиданно начинает рекламировать сорт какао . Мэрил, испугавшись агрессии Трумана, не выдерживает и кричит в камеру, что больше не может так работать. Внезапно появляется Марлон, лучший «друг» Трумана, и уводит его. Мэрил удаляют из шоу. Тем временем в прямом эфире Сильвия звонит Кристофу и обвиняет его во лжи и лицемерии, на что он отвечает, что дал Труману всё, что может желать человек, и лишь в куполе герой будет в безопасности.
На следующий день Труман как будто возвращается к привычному образу жизни. Он погружается в повседневные дела и даже назначает на будущий день встречу насчёт страхования жизни. Всё это, однако, оказывается планом для усыпления бдительности следящих за ним. Ночью Кристоф отправляет Марлона в гости к герою, но тот обнаруживает, что Труман сбежал через импровизированный туннель в подвале, обманув съёмочную команду бельём в виде спящего тела и записью собственного храпа. Кристоф впервые в истории шоу приостанавливает показ трансляции, что приводит к её рекордному количеству просмотров.
Трумана ищут все актёры массовки, и Кристоф решает «включить» день раньше времени. После неудачных поисков Трумана на суше Кристоф понимает, что всё это время вне зоны наблюдения оставалась вода. Скоро Трумана находят в яхте, направляющейся к границе купола. Кристоф начинает отдавать указания по изменению погоды, надеясь, что шторм усилит эффект водобоязни и заставит героя вернуться домой. Увидев, что Трумана это не останавливает, Кристоф приказывает усилить шторм до уровня «опасный», чтобы перевернуть яхту. Труман начинает тонуть, и Кристоф даёт указание закончить шторм. Труман плывёт по спокойному течению, пока бушприт лодки не протыкает декорации, окрашенные в цвет неба. Бёрбанк понимает, что все его предположения были верными. Он пытается пробиться сквозь стену, затем видит проход вдоль купола и лестницу, ведущую к двери в стене. Труман открывает дверь, но Кристоф через громкую связь призывает героя остаться, утверждая, что во внешнем мире его ждут лишь лицемерие, ложь и двуличие. В ответ Труман картинно прощается с аудиторией и выходит из павильона. Телезрители ликуют, Сильвия спешит навстречу Труману. В финале показываются двое охранников парковки, обсуждающих, что бы ещё посмотреть по телевизору.
В главных ролях
|
Съёмочная группа
- Режиссёр: Питер Уир
- Сценарий: Эндрю Никкол
- Продюсеры: Эндрю Никкол, Адам Шродер, Эдвард С. Фелдмэн, Скотт Рудин
- Исполнительный продюсер: Линн Плешетт
- Оператор: Питер Бижу
- Художник: Деннис Гасснер
- Музыка: Филип Гласс , Буркхард фон Далльвиц, Фридерик Шопен , Войцех Киляр , The Big Six
- Монтаж: Уильям Андерсон, Ли Смит
- Костюмы: Мэрилин Мэттьюз
Съёмки
Планировалось, что режиссёром картины станет сценарист Эндрю Никкол. Однако из-за того, что он запросил слишком большой гонорар, руководство студии решило найти другого режиссёра. Среди кандидатов были Брайан де Пальма , Тим Бёртон , Терри Гиллиам , Барри Зонненфельд и Стивен Спилберг .
Как сценарист, Никкол вкладывал в свой фильм философский смысл, лаконично выраженный ещё Шекспиром: « Весь мир — театр , а люди в нём — актёры» .
Первым выбором продюсеров на центральные роли были Робин Уильямс и Деннис Хоппер , однако, с приходом режиссера П. Уира, тот полностью пересмотрел каст, сделав ставку на Джима Керри и Эда Харриса. Керри настолько обрадовался возможности отойти от роли комика и взять драматическое амплуа, что даже согласился снизить свой обычный гонорар, с 20 до 12 млн долл.
Награды и номинации
Награды
- 1999 — две премии « Сатурн »: лучший фильм в жанре фэнтези и лучший сценарист (Эндрю Никкол)
- 1999 — три премии BAFTA : лучший оригинальный сценарий (Эндрю Никкол), работа художника ( Деннис Гасснер ), премия имени Дэвида Лина за режиссуру (Питер Уир)
- 1999 — награда Screen International Европейской киноакадемии (Питер Уир)
- 1999 — три премии « Золотой глобус »: лучший драматический актёр (Джим Керри), актёр второго плана (Эд Харрис) и оригинальная музыка (Буркхард фон Даллвитц, Филип Гласс)
- 1999 — премия «Хьюго» за лучшую постановку
- 1999 — премия MTV Movie Award за лучшую мужскую роль (Джим Керри)
- 1998 — премия Национального совета кинокритиков США лучшему актёру второго плана (Эд Харрис)
Номинации
- 1999 — три номинации на премию « Оскар »: лучшая режиссура (Питер Уир), оригинальный сценарий (Эндрю Никкол) и мужская роль второго плана (Эд Харрис)
- 1999 — три номинации на премию «Сатурн»: лучший режиссёр (Питер Уир), актёр (Джим Керри) и актёр второго плана (Эд Харрис)
- 1999 — 4 номинации на премию BAFTA: лучший фильм, мужская роль второго плана (Эд Харрис), операторская работа ( Питер Бижу ) и спецэффекты
- 1999 — три номинации на премию «Золотой глобус»: лучшая драма, режиссёр (Питер Уир) и сценарий (Эндрю Никкол)
- 1999 — номинация на премию MTV Movie Award за лучший фильм
См. также
- « Эд из телевизора » (1999)
- Бред Шоу Трумана — вид бреда в психиатрии.
Ссылки
- // Газета.ru , 15 июля 2023
Примечания
- (англ.) . Дата обращения: 29 августа 2023. 20 апреля 2021 года.
- (англ.) . IMDb . Дата обращения: 31 августа 2023. 17 апреля 2023 года.
- How's It Going to End? The Making of The Truman Show (англ.) // Paramount Pictures : DVD. — 2005. — Iss. Part 2 .
- How's It Going to End? The Making of The Truman Show (англ.) // Paramount Pictures : DVD. — 2005. — Iss. Part 1 .
- ↑ от 21 февраля 2014 на Wayback Machine // Lumiere — журнал о кино
- от 16 июля 2023 на Wayback Machine // Газета.ru , 15 июля 2023
- 2020-09-02
- 1