Interested Article - Смертный грех
- 2020-12-16
- 1
Сме́ртный грех в христианстве — тяжёлый грех , влекущий за собою потерю спасения души в случае отсутствия покаяния . Этот термин широко используется в католической теологии , где развито вероучение, различающее тяжёлые и обыденные грехи . Похожим образом термин используется также в некоторых некатолических церквях, включая православие . Но там отсутствует такое определение смертного греха, которое содержится в конкретной католической доктрине. В православии принята система из восьми смертных грехов [ источник не указан 204 дня ] , в католичестве — из семи .
Смертный грех в католичестве
Официальное учение католической церкви в отношении смертного греха (и его отличий от грехов обыденных) закреплено догматически , то есть является обязательным элементом веры для католиков. Оно провозглашается Тридентским собором . В современную эпоху оно повторяется в Апостольском обращении папы Иоанна Павла II « » ( лат. Reconciliatio et Paenitentia ), где определение смертного греха вслед за определением Тридентского собора формулируется следующим образом: « смертный грех — это тот, который касается серьёзной материи [существенных вопросов ] и который, помимо этого, был совершен с полным сознанием и с полным согласием » .
Такое определение смертного греха содержится в современном Катехизисе Католической церкви с объяснением, что «серьёзность материи» определена десятью заповедями согласно ответу Иисуса Христа богатому юноше в Евангелии ( Мк. ), где на вопрос, что делать для того, чтобы иметь жизнь вечную, Иисус ответил перечислением основных заповедей Моисея : «не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай, почитай отца твоего и мать» .
Проблема смертного греха затрагивается также в энциклике Иоанна Павла II « » ( лат. Veritatis splendor ), посвящённой вопросам морального учения Римско-Католической церкви . Тридентский собор запретил католикам принимать причастие в таинстве Евхаристии , если они осознают, что совершили смертный грех, не получив прежде отпущение греха в таинстве покаяния . Это требование сохраняется в современной практике католической церкви .
Смертный грех в православии
В православной традиции смертным считается непростительный грех, который искажает замысел Божий о человеке. В Новом Завете Иисус Христос указывал смертным (непростительным) грехом «хулу на Духа Святого»: « Сегѡ̀ ра́ди глаго́лю ва́мъ, всѧ́къ грѣ́хъ и҆ хꙋла̀ ѿпꙋ́ститсѧ человѣ́кѡмъ: а҆ ꙗ҆́же на дх҃а хꙋла̀, не ѿпꙋ́ститсѧ человѣ́кѡмъ. И҆ и҆́же а҆́ще рече́тъ сло́во на сн҃а чл҃вѣ́ческаго, ѿпꙋ́ститсѧ є҆мꙋ̀: а҆ и҆́же рече́тъ на дх҃а ст҃а́го, не ѿпꙋ́ститсѧ є҆мꙋ̀, ни въ сі́й вѣ́къ, ни въ бꙋ́дꙋщїй » ( Мф. ). Под этим грехом следует понимать совершенно сознательное противление «истине», возникновение чувства вражды и ненависти к Богу.
Смертным грехом так же можно рассматривать любую греховную страсть, поработившую волю человека, отдаляющую человека от Бога, которая лишает благодати и губит душу (если человек не имеет покаяния) . Так, святитель Игнатий Брянчанинов говорит о смертных грехах: «Если кто умрёт в смертном грехе, не успев покаяться в нём, его душа идёт во ад. Ей нет никакой надежды на спасение».
Игнатий Брянчанинов указывает, что святые отцы «уподобляют смертный грех тяжёлому камню». В соответствии с этой аналогией: если человек с камнем на шее окажется в воде, то утонет. Точно так же тонет человек «в пропастях ада» под тяжестью греха. В отличие от смертного греха, несмертные грехи затрагивают всех людей, включая святых, но не губят душу. Однако оставлять их без внимания нельзя, поскольку это может привести к совершению серьёзных грехов. Кроме того, по указанной аналогии песчинки мелких грехов могут скопиться в таком большом числе, что по весу не будут уступать тяжёлому камню смертного греха .
Епископ Феофан Затворник указывает, что «грех является смертным, если кто преступает ясную заповедь Божию, с греховным желанием и услаждением, с сознанием самого себя и греховности дела» . В нравственном богословии XIX века смертный грех определяется: «Смертным грехом нужно почитать всякий тяжкий грех, который, овладевая душою человека, делается в нём господствующим, подавляет в нём духовную жизнь, ожесточает его сердце нераскаянностью, делая его неспособным к принятию благодати Божией. Такие грехи называются смертными как потому, что свидетельствуют об омертвении в нас любви к Богу и ближним и вообще духовной жизни, так и потому, что, лишая нас Царствия Божия, подвергают вечной погибели и смерти» .
В катехизисе «Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной» святителя Петра Могилы смертные грехи разделены на три вида .
К первому виду смертных грехов относятся страсти, которые служат источником для множества других грехов, как, например, объявление несправедливой войны, а также греховные страсти или пороки: чревоугодие, блуд, корыстолюбие, гнев, гордыня, зависть, леность.
Ко второму виду смертных грехов относятся грехи, называемые грехами против Духа Святого, под чем понимается различное упорство против Бога. В число таких грехов входят: отчаяние в спасении, излишняя надежда на доброту Бога при упорном нежелании вести добродетельную жизнь, откладывание покаяния, богоборство, жизнь в злобе, зависть к духовным совершенствам других.
К третьему виду смертных грехов относятся грехи, традиционно называющиеся «вопиющими к небу об отмщении за них», куда входят такие грехи как: умышленное убийство, содомский грех , притеснение нищих, вдов и сирот, лишение платы работников, оскорбление родителей.
Примечания
- Катехизис католической церкви , 1854—1863
- от 5 мая 2021 на Wayback Machine // Catholic Encyclopedia
- ↑ от 20 января 2014 на Wayback Machine // онлайн версия Г. И. Шиманский . Нравственное богословие. — Киев: Изд-во Имени Святителя Льва Папы Римского, 2010.
- ↑ еп. Феофан Затворник (Говоров) . Начертание христианского нравоучения. — М., 1896. — С. 165.
- ↑ Петр Могила . Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной. — Ч. 3, вопросы 18—42.
- Святитель Игнатий (Брянчанинов). от 17 января 2013 на Wayback Machine . / Слово о смерти, составленное Игнатием, бывшим епископом Кавказским и Черноморским, ныне пребывающим на покое в Николаевском Бабаевском общежительном монастыре, Костромской епархии. — CПб., 1862.
- ↑ Энциклика Иоанна Павла II Veritatis splendor ( от 30 июля 2013 на Wayback Machine )
- Апостольское обращение Иоанна Павла II «Примирение и покаяние» (Reconciliatio et poenitentia), 17
- Катехизис католической церкви , 1857—1858
- — , Собрание Символов, определений и деклараций по вопросам веры и морали, 1647, 1661
- Катехизис католической церкви , 1457
- Иоанн Брянчанинов . Соч. — СПб., 1905. — Т. 4. — С. 374—375. // Изложено в статье от 29 ноября 2021 на Wayback Machine Православной энциклопедии
- Покровский, А. . Нравственное Богословие. — Самара, 1891. — С. 90—91.
- 2020-12-16
- 1