Interested Article - Лурсель, Жак

Жак Лурсель ( фр. Jacques Lourcelles ; род. 11 января 1940 , Париж , Франция ) — французский кинокритик , сценарист и .

Биография

В молодости принадлежал к группе « мак-магонцев » — синефилам, объединившимся вокруг кинозала « » в 17-м округе Парижа . В 1960-е годы был главным редактором журнала , вместе с аналогичными изданиями Positif и Cahiers du cinéma составлявшего легендарную тройку, задававшую критический тон в золотые годы французской . В 1965 году выпустил монографию об Отто Преминджере , а после закрытия в 1967 Présence du cinéma работал в Positif .

В качестве сценариста был соавтором сценариев к нескольким фильмам . В 2012 участвовал в документальном телесериале «Синефилы нашего времени» ( Cinéphiles de notre temps ).

Словарь кино

Основную известность Лурселю принесло издание трёхтомного «Словаря кино», вышедшего в 1992 году, и затем регулярно переиздававшегося. Третий том этого опуса, награждённого литературной премией Люсьена Баррьера , весом в килограмм и объёмом в 1728 страниц, содержащий статьи о 1500 фильмах, заменил для обычных любителей кино Словарь Садуля 1960-х годов (быстро устаревший из-за своей коммунистической направленности) и Словарь Тюлара 1982 года (неточный, академичный и неряшливо сделанный) .

По словам автора, он проделал значительный труд, просмотрев в 1983—1992 годах 95 % из 3000 фильмов, упомянутых в книге . Критики признают значительные литературные достоинства произведения, отдельные места которого читаются как роман, и отмечают наличие статей о восточноевропейском, русском и азиатском кинематографе , но указывают на крайнюю субъективность оценок и вкусовщину при отборе фильмов . Поклонник кино 1930-х — 1960-х годов ( Золотой век Голливуда и «папино кино» во Франции), считающий более поздний период истории кинематографа эпохой тотального упадка, Лурсель и в своём словаре отдаёт предпочтение фильмам и режиссёрам этого времени , тогда как кинематограф неореализма и послевоенное немецкое кино представлены гораздо хуже .

Характеристики режиссёров 1960-х — 1980-х годов отражают личные предпочтения автора, резко осуждающего кинематограф одних ( Пекинпа и Леоне , «погубившие жанр вестерна» , «бессильный» Вендерс ) и защищающего других ( Линч , Кроненберг , Таннер ) . Наиболее комплиментарная статья посвящена фильму « » Паскаля Тома, что критики словаря не преминули отметить .

Издатели русского перевода третьего тома Словаря учли эту особенность, выпустив книгу под названием «Авторской энциклопедии фильмов», и, как и французские рецензенты, указав на крайнюю предвзятость суждений .

Лурсель и Новая волна

Принципиальный противник Новой волны , возлагающий на это движение (и лично на Годара) долю ответственности за приведение мирового кинематографа в состояние упадка, Лурсель либо игнорирует представителей этого направления ( Шаброль ), либо ограничивается яростными нападками и издевательствами ( Годар , Ромер ) .

Выбрав для характеристики творчества Годара его первый и наиболее известный фильм « На последнем дыхании », Лурсель обвиняет режиссёра в плагиате у американцев («бледная копия американского нуара») и выносит приговор всей Новой волне, разрушившей, по его мнению, и режиссуру, и сценарную, и операторскую работу .

Единственная причина, по которой «На последнем дыхании» ещё достоин упоминания в наши дни, — в том, что он, как веха, отмечает вхождение кинематографа в эру потери своей невинности и природного волшебства.

Lourcelles . «À bout de souffle» (Авторская энциклопедия фильмов. Т. I, с. 3)

К Трюффо он более снисходителен, хотя и считает, что в его знаменитом дебюте — фильме « Катиться по наклонной » нет почти ничего новаторского , а при разборе « Украденных поцелуев » хвалит именно за разрыв с Новой волной и лично с ненавистным автору Годаром .

С Ромером Лурсель пытается свести счёты времён журнального противостояния , выбрав объектом для нападок его фильм « Зелёный луч », и назвав его «одной из худших, если не самой худшей» среди 20 000 картин, из которых он производил отбор .

Сценарии

  • 1974 — / Le Chaud lapin
  • 1976 — / L’Acrobate
  • 1977 — / Un oursin dans la poche
  • 1979 — / Confidences pour confidences
  • 1981 — / Celles qu’on n’a pas eues
  • 1999 — / La Dilettante

Комментарии

  1. Хичкок — 24 статьи, Уолш — 22, Форд и Чаплин по 18, Хоукс — 15, и по одной — об Антониони и Фассбиндере
  2. Леоне как режиссёра он ставит значительно ниже Иствуда
  3. Ромер был главным редактором Cahiers du cinéma

Примечания

  1. Луи Скореки. (5 июня 2013). Дата обращения: 1 октября 2022. 1 октября 2022 года.
  2. Morice J. (фр.) . (2 августа 2008). Дата обращения: 5 апреля 2016. 12 августа 2020 года.
  3. Алешичева Т. (3 марта 2010). Дата обращения: 5 апреля 2016. 23 февраля 2020 года.
  4. (фр.) . Дата обращения: 5 апреля 2016. 12 апреля 2017 года.
  5. (фр.) . Ciné-club de Caen. Дата обращения: 5 апреля 2016. 12 августа 2020 года.
  6. Coppermann A. (фр.) . (27 апреля 1992). Дата обращения: 5 апреля 2016. 1 июля 2018 года.
  7. От издательства // Лурселль Ж. Авторская энциклопедия фильмов. Т. I
  8. Lourcelles . «À bout de souffle» (Авторская энциклопедия фильмов. Т. I, с. 3)
  9. Lourcelles . «Les Quatre cents coups» (Авторская энциклопедия фильмов. Т. II, с. 396)
  10. Lourcelles . «Baisers volés» (Авторская энциклопедия фильмов. Т. I, с. 115)
  11. Lourcelles . «Le Rayon vert» (Авторская энциклопедия фильмов. Т. II, с. 981)

Литература

  • Lourcelles J. Dictionnaire du cinéma. T. III. — P. : Robert Laffont, 1999. — ISBN 978-2221091128 .
  • Lourcelles J. Otto Preminger. — P.: Seghers, 1965
  • Лурселль Ж. Авторская энциклопедия фильмов. Т. I—II. — СПб.-М.: Rosebud Publishing, 2009. — ISBN 978-5-904175-02-3

Ссылки

  • Coppermann A. (фр.) . (27 апреля 1992). Дата обращения: 5 апреля 2016.
  • Morice J. (фр.) . (2 августа 2008). Дата обращения: 5 апреля 2016.
  • Алешичева Т. (3 марта 2010). Дата обращения: 5 апреля 2016.
  • (фр.) . Ciné-club de Caen. Дата обращения: 5 апреля 2016.
  • (фр.) . Internet Movie Database . Дата обращения: 5 апреля 2016.
  • (фр.) . BNF . Дата обращения: 5 апреля 2016.
Источник —

Same as Лурсель, Жак