Итальянский неореализм
- 1 year ago
- 0
- 0
Итальянский неореализм — течение в послевоенном итальянском кинематографе , сложившееся под влиянием поэтического реализма Марселя Карне и Жана Ренуара и достигшее наибольшего размаха с 1945 по 1955 год. Основные представители течения — Роберто Росселлини , Лукино Висконти , Витторио де Сика , Джузеппе де Сантис — группировались вокруг киножурнала «Cinema», главным редактором которого был Витторио Муссолини (сын дуче).
Хотя основные принципы неореализма (натурная съёмка, естественное освещение, неприукрашенный показ жизни низов) Висконти и де Сантис нащупали в прото- нуаре « Одержимость » (1943), первым неореалистическим фильмом принято считать « Рим — открытый город » ( 1945 ) Роберто Росселлини. Четыре года спустя, после выхода картины Витторио де Сика « Похитители велосипедов », об итальянском неореализме заговорил весь мир.
Ю. М. Лотман отмечал, что итальянский неореализм был направлен против «театральной помпезности» ( вестернов , киноопер и исторических эпопей) и стремился «к полному отождествлению искусства и внехудожественной реальности». Средствами реализации были следующие «отказы» :
Зигфрид Кракауэр отмечал «уличность» действия в картинах этого направления когда «превалируют ситуации общественной жизни над частными делами, эпизоды с участием широких масс над личными конфликтами». По его мнению «Когда на улицах творят историю, улицы сами просятся на экран» и приводил в качестве наблюдение Никола Кьяромонте, который, прослеживая истоки возникновения итальянского неореализма послевоенных лет, писал: «Тогда жизнь кинорежиссёров протекала, как и у всех остальных, на улицах и на дорогах. Они видели то же, что видели все. Для подделки того, что они видели, у них не было ни съёмочных павильонов, ни достаточно мощного оборудования, да и не хватало денег. Поэтому им приходилось снимать натурные сцены прямо на улицах и превращать простых людей в кинозвёзд» .
Кинематографический стиль, называемый «неореализмом», ассоциируется с левыми (но не экстремистскими) политическими настроениями. Многие из создателей этих фильмов были эмоционально близки к левому краю политического спектра, включая Итальянскую коммунистическую партию (которая, со своей стороны, была в преддверии зарождения новых тенденций, получивших два десятилетия спустя название « еврокоммунизм » и « »). По мнению некоторых историков, именно неореализм оказал смягчающее влияние на итальянских коммунистических идеологов и способствовал ослаблению их жёсткого марксистского догматизма и идеологических нравов [ источник не указан 1915 дней ] .
К середине 50-х годов XX века популярность неореализма стала сходить на нет: послевоенная нищета и неустроенность уходили в прошлое, благосостояние итальянского населения неуклонно росло, коммунисты стали терпеть поражения на выборах. На первый план в итальянском кинематографе выступили более утончённые режиссёры-модернисты — Федерико Феллини и Микеланджело Антониони . Помимо них, с неореализма началась карьера выдающихся актрис Анны Маньяни и Сильваны Мангано . Многие принципы неореализма оказались востребованными пришедшими ему на смену движениями, такими как французская новая волна , новое немецкое кино , иранское кино конца XX века и Догма 95 .
По свидетельству Евгения Евтушенко , все русские шестидесятники выросли отнюдь не на марксизме , а на итальянском неореализме: «Нет маленьких страданий, нет маленьких людей — вот чему научил нас заново итальянский неореализм» .
В СССР 50-х годов XX века неореалистические фильмы имели беспрецедентный успех. Их появление на экране было бесспорным знаком ослабления жёстких идеологических рамок советской цензуры, а сами фильмы являли собою резкий контраст с предельно политизированным и дидактическим советским кинематографом 1930—1950-х годов и его жёсткими идеологическими и эстетическими канонами. Традиционные чопорные каноны Голливуда тоже были отброшены неореалистическими режиссёрами. Некоторые советские кинокартины конца 1950-х и ранних 1960-х отмечены влиянием неореалистической эстетики. [ источник не указан 231 день ]
Лотман отмечал, что при всем демократизме итальянский неореализм становился «слишком интеллектуальным», а значит, скучным для неподготовленного зрителя .
|
В разделе
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|
|
В разделе
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|
К числу кинематографических работ, обозначаемых словом «неореализм», обычно относят конкретную, чётко ограниченную группу фильмов; в частности:
|
В статье
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|