Автор более 400 стихотворных пьес, из которых до нас дошло только 84 комедии (в том числе «
плаща и шпаги
») и 5 «ауто». Также обращался к различным прозаическим жанрам (сборник новелл и сочинений на разные темы «
Толедские виллы
» (
исп.
Los cigarrales de Toledo
), издан в 1624 году).
Широкую известность обрела комедия «
Севильский обольститель, или Каменный гость
» (в различных переводах — «Севильский озорник», «Севильский насмешник»;
исп.
El burlador de Sevilla y convidado de piedra
, около 1630 года, многократно перерабатывалась другими испанскими драматургами, среди которых —
Антонио де Самора
), в которой впервые выведен образ
Дон Жуана
(в пьесе — дона Хуана Тенорио), впоследствии вошедший в мировую культуру.
Продолжая традиции
ренессансного
театра
Лопе де Вега
, Тирсо де Молина использует многие мотивы, характерные уже для испанского
барокко
, — ощущение зыбкости, ненадёжности бытия, восприятие жизни как иллюзии, разочарование в
гуманистических
идеалах, обращение к религии, понимаемой как единственный безусловный нравственный авторитет.
Тирсо де Молина и испанский театр // «Любовь к трем апельсинам». Кн. 2. СПб, 1914.
Тирсо де Молина. Дон Хиль Зеленые Штаны / Пер. В. Пяста. Берлин, 1923.
Тирсо де Молина. Театр. М.—Л.: Academia, 1935.
Тирсо де Молина. Дон Хиль Зеленые штаны // Три испанские комедии. М.—Л., 1951.
Тирсо де Молина. Толедские виллы, сочиненные магистром Тирсо де Молина, урожденцем Мадрида / Пер. с исп. Е. Лысенко; предисл. Н. Томашевского. — М.: Художественная литература, 1972. — 319 с.