Старый дом (театр, Новосибирск)
- 1 year ago
- 0
- 0
Андрей Михайлович Прикотенко ( 9 января 1971 года, Ленинград ) — российский театральный режиссёр. Главный режиссёр Новосибирского государственного академического театра «Красный факел» с 17 января 2023 года
В качестве режиссёра-постановщика работал в театрах Москвы, Риги, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Орла. Всего на сценических площадках поставил более 30 спектаклей. Главный режиссёр Новосибирского государственного драматического театра « Старый дом » (2017—2023) . Художественный руководитель Рижского русского театра им. М. Чехова (2007—2009).
Окончил СПГАТИ (ныне РГИСИ ) в 1998 году (курс В. М. Фильштинского ) .
С 2002 по 2007 год — основатель и руководитель мастерской Санкт-Петербургского театра на Литейном. Первый спектакль мастерской «Эдип царь» принес режиссёру известность и был награждён специальным призом жюри Российской национальной театральной премии и фестиваля «Золотая маска» (2003), высшей театральной премией Санкт-Петербурга «Золотой софит» в номинации «Лучшая режиссёрская работа» (2002). В постановке принимали участие Ксения Раппопорт , Тарас Бибич, Игорь Ботвин, Джулиано Ди Капуа.
«Прикотенко делает спектакль для поколения, боящегося пафоса и величия. Он рассказывает о недалеком, но честном Эдипе — человеке, которому всегда везло. О том, как мучительна для парня, привыкшего все доказывать кулаками, необходимость оглянуться на свою, казалось бы, так правильно прожитую жизнь и увидеть на ней отпечатки рока, которые превращают царя-счастливчика в позор и несчастье страны. Ни величия, ни пафоса нет, но смешной спектакль превращается в трагедию …» .
В 2005 году поставил спектакль «Тартюф» в Новосибирском театре «Красный факел» . Главные роли исполняли Владимир Лемешонок (Оргон) и Игорь Белозеров (Тартюф). Постановка признана «Лучшим спектаклем-ансамблем» на Региональном театральном фестивале «Сибирский транзит» (2006), лауреат в номинациях «Лучшая сценография» (Олег Головко) и «Лучшая мужская роль» (Игорь Белозёров — Тартюф) в новосибирском театральном конкурсе «Парадиз» (2006). «Тартюф» был представлен в основной программе Российской национальной театральной премии «Золотая маска» в 2007 г. в четырёх номинациях.
С 2007 по 2009 годы руководил Рижским русским театрам им М. Чехова, где поставил спектакли: «Дни нашей жизни» Л. Андреева, «Правила игры» (по мотивам повестей А. С. Пушкина «Пиковая дама» и «Метель» в интерпретации Н. Коляды и В. Сигарева), «Калека с острова Инишмаан» М. Макдонаха, «Дона Флор и два её мужа» Ж. Амаду.
С 2001 по 2006 годы работал в качестве старшего преподавателя кафедры режиссуры в СПбГАТИ (ныне РГИСИ), курс В. М. Фильштинского.
В период с 2010 по 2013 годы активно сотрудничал с Большим драматическим театром им. Г. А. Товстоногова. Поставил спектакли «Лето одного года» Э. Томпсона, «Трактирщица» К. Гольдони, «Ревизор» Н. В. Гоголя, «Калека с острова Инишмаан» М. Макдонаха.
«На большой сцене, столько видавшей за девяносто с лишним лет, появился тихий, камерный спектакль „Лето одного года“. Режиссёр Андрей Прикотенко поставил его без лишнего пафоса. На этот раз из оголтелого совратителя классики (см. „Эдип-царь“, „Антигону“ в Театре на Литейном и другие остро-пряные интерпретации) Прикотенко превратился в уравновешенного и вдумчивого соавтора. <…> Олег Басилашвили играет умирание и воскрешение. Виртуозное ничегонеделанье на сцене, насыщенное содержанием — вот что такое игра Басилашвили в первом акте. Когда появляется жена Этель (Алиса Фрейндлих), то статика уравновешивается динамикой. Жена хлопочет вокруг, обустраивая дачное житье. Дуэт построен на контрасте двух характеров и ритмов, но вместе они — сложная музыка согласия и понимания, для которых не нужны слова».
С 2013 года создает спектакли в известных московских театрах: «Пять вечеров» и «Дона Флор и два её мужа» в театре Ленком , в Академическом театре сатиры. В 2016 году поставил спектакль «Вишневый сад» в Новосибирском государственном драматическом театре «Старый дом», который стал лауреатом новосибирского театрального конкурса «Парадиз» в номинациях «Лучшая режиссура» и «Лучшая мужская роль» (Анатолий Григорьев) в 2017 г.
«Только Чехов был способен увидеть в драматических ситуациях смешное. Прикотенко сумел угадать эту сложную природу чеховского комизма, но он воплотил и драматизм, освещенный радостным ощущением жизни» .
В 2017 году приглашен в театр «Старый дом» на должность главного режиссёра.
— Я хочу попробовать вместе с коллегами сделать театр, в котором бы был единый способ актерского существования. Высокий уровень мастерства. Чтобы актеры были сильные, и было много качественно сильных актеров, способных решать предельно сложные задачи. Затем мне хотелось бы сделать репертуар с акцентом на современные темы, продолжить поиск современной драматургии, литературы. При этом хочется делать актуальный театр, в который будет активно ходить зритель, а не отстраненный от людей. Театр для людей — эта формула великого итальянца Джорджо Стрелера мне очень нравится. Не для самого себя и ради самого себя. А для людей .
Его спектакли принимали участие в Межрегиональном театральном фестивале «Ново-Сибирский транзит», Всероссийском фестивале «Реальный театр», Всероссийском фестивале «Голоса истории», Международном фестивале М. Макдонаха, Международном фестивале древнегреческой драматургии, Международном театральном фестивале «Балтийский дом».