Interested Article - Фильм-спектакль

Фильм-спектакль экранизация театрального спектакля , осуществлённая средствами кинематографа и киноискусства или телевидения .

Согласно изданию « Кино: Энциклопедический словарь », фильм-спектакль является экранизацией своего театрального прототипа, при которой активно используются средства кино: в первую очередь монтаж , студийные и натурные съёмки . И. Г. Кацев, в 1970—1980 годы занимавший должность заместителя главного редактора Главной редакции литературно-драматических программ Центрального телевидения Гостелерадио СССР , называет так театральный спектакль, снятый на видео- или киноплёнку многокамерным способом, независимо от того, присутствуют ли в нём монтаж и натурные съёмки . В каталоге Гостелерадиофонда «фильмами-спектаклями» именуются любые видеозаписи театральных постановок, включая записи по трансляции со сцены театра . В то же время, некоторые источники называют «фильмом-спектаклем» запись спектакля средствами кинематографа (то есть « киноспектакль » ).

История

Фильмы-спектакли появляются в первое десятилетие существования кинематографа, причём для художественных фильмов раннего периода характерна глубокая взаимосвязь с театром. Но отсутствие звука и новые выразительные средства вскоре подтвердили возникновение нового жанра, и действительные экранизации спектаклей стали выделяться на фоне остальных кинолент .

В России

В кинематографе

Р. Н. Юренев , автор обстоятельной работы о фильмах-спектаклях, опубликованной в 1950-е годы называет фильмами-спектаклями «снятые на пленку, зафиксированные кинематографическими методами спектакли драматических театров» и сравнивает их со спектаклями, которые переносила на экран французская фирма « Фильм д'Ар » в начале XX века . А. Липков отмечает, что практика экранизации спектаклей существовала практически с момента рождения кино и приводит в качестве примера съёмку фрагментов постановки Петербургского Народного дома «Князь Серебряный» пионером российского кинематографа Александром Дранковым . По С. Гинзбургу к фильмам-спектаклям могут быть отнесены также дореволюционные фильмы «Ревизор» (1916 год, экранизация спектакля московского Малого театра с участием Е. Турчаниновой ) и « Царь Иван Васильевич Грозный » (1915 год, в нём запечатлена одна из лучших партий Шаляпина из оперы « Псковитянка »).

Первые фильмы-спектакли были практически копиями театральных постановок. В дальнейшем их начали постепенно усовершенствовать: часть съёмок производить не в бутафорских декорациях природы, а на натуре, долгие театральные сцены делились на более короткие эпизоды, как в кинематографе, некоторые актёры заменялись на более подходящих по внешним данным . Особыми видами фильма-спектакля стали киноопера и кинобалет .

В послевоенные годы интерес к этой форме искусства подстегнул дефицит игрового кино, возникший в конце 40-х, начале 50-х годов XX века . В 1951 году режиссёр С. Алексеев снял постановку Малого театра « Правда хорошо, а счастье лучше ». Этот опыт открыл кинематографу возможность без больших затрат как творческих, так и организационно-временных (на утверждение киносценария, согласования) легко и быстро получить ленты, пригодные для демонстрации в кинозалах . Фильмы-спектакли утвердились в российском кино. Решение о массовом выпуске фильмов-спектаклей на киноэкраны был вызвано необходимостью заполнить экраны кинотеатров в условиях послевоенного кризиса малокартинья . Уже в следующем, 1952 году, из двадцати четырёх выпущенных на экраны фильмов десять были фильмами-спектаклями. Среди самых кассовых лент были фильмы-спектакли « Учитель танцев » Центрального театра Советской армии , « » Ленинградского театра драмы имени А. С. Пушкина и «Разлом» Большого драматического театра имени М. Горького , а в 1953 фильм-спектакль « Любовь Яровая » Большого драматического театра имени М. Горького стал лидером кинопроката . Многие фильмы-спектакли снимались на кинематографических студиях, но появились благодаря развитию телевидения, для которого в начале 1950-х годов была организована масштабная съёмка театральных постановок ведущих театров страны .

На телевидении

Фильмы-спектакли, созданные по заказу телевидения и прошедшие путь от простой записи действия на сцене на плёнку (первый такой фильм-спектакль Малого театра « Правда — хорошо, а счастье лучше » снимался кинематографическим способом, одной камерой при пустом зале, с дальнейшим монтажом < [ уточнить ] ) до создания полноценных творческих работ с использованием всех спектров телеискусства, создали условия для усовершенствования формы фильма-спектакля и становления его как особого жанра телевизионного искусства .

По мнению Зоркой Н. М. , телевизионный фильм-спектакль — это новое художественное произведение, «произведение другого самостоятельного искусства, эквивалент, параллель сценического оригинала в ином, телеэкранном пространстве и измерении. Именно телевизионный фильм-спектакль, существующий параллельно и одновременно с живым театральным действием, наглядно демонстрирует и самостоятельность нового эстетического вида, и его определенные преимущества, и вместе кровную связь с оригиналом, иногда и обратное влияние на оригинал» .

Фильмы-спектакли на телевидении ставили такие известные режиссёры, как Георгий Товстоногов , Анатолий Эфрос , Евгений Радомысленский , и многие другие .

Примечания

  1. Кино: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков , И. В. Вайсфельд и др.. — М. : Советская энциклопедия , 1986. — 100 000 экз.
  2. Кисунько В. Г. Телевизионное искусство // Большая советская энциклопедия, в 30 т.. — М. : Советская энциклопедия, 1976. — Т. 25 .
  3. Кацев И. Г. . История . Музей телевидения и радио. Дата обращения: 27 октября 2016. 27 октября 2016 года.
  4. . Архивы . Музей телевидения и радио. Дата обращения: 25 октября 2016. 11 января 2019 года.
  5. Колесниченко О. Я. // Культура и время перемен. 7 февраля 2017 года.
  6. Проблемы телефильма-спектакля : [ рус. ] : сборник статей / Ред. Богомолов Ю. А. ; Вартанов А. С.; Липков А. // Поэтика телевизионного театра. — М. : Искусство, 1979. — С. 95—114. — 239 с.
  7. С. В. Комаров. . — 2-е изд., доп. и расшир.. — Москва: Искусство, 1981. — Т. 3. — С. 152. 19 февраля 2017 года.
  8. // Философские науки : журнал. — Москва: Высшая школа, 1991. — Вып. 5-8 . — С. 54 . — ISSN . 17 февраля 2017 года.
  9. Ben Brewster, Lea Jacobs. (англ.) . — Oxford University Press, 1997-01-01. — P. 5—6. — 256 p. — ISBN 9780198182672 . 26 октября 2016 года.
  10. , с. 160.
  11. , с. 412.
  12. , с. 102.
  13. Кино: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков , И. В. Вайсфельд и др.. — М. : Советская энциклопедия , 1986. — 100 000 экз.
  14. , с. 37.
  15. , с. 109.
  16. Р. Н. Юренев пишет, что в 1946-47 годах производство игровых кинокартин держалось на уровне военных лет (около 25 в год), в 1948-49 снизилось до 17, в 1950 г. было сделано 13, а в 1951 — только 9 фильмов ( , с. 98).
  17. Федор Раззаков. . — Litres, 2016-08-27. — С. 153—154. — 878 с. — ISBN 9785425088185 . 26 октября 2016 года.
  18. Евгения Корнилова, Евгений Корнилов. . — Litres, 2015-03-03. — С. 206—207. — 374 с. — ISBN 9785457493827 . 26 октября 2016 года.
  19. , с. 47-48.
  20. , с. 112.
  21. , с. 51-54.
  22. . Телевидение и радиовещание (1987). Дата обращения: 25 февраля 2017. 26 февраля 2017 года.

Литература

  • Гинзбург С. С. Фильм-спектакль // Кинословарь: в 2 т. / Ред. коллегия: С. И. Юткевич (глав. ред.). — М. : Советская энциклопедия, 1970. — Т. 2 . — С. 760 .
  • Зоркая Н. М. / Л. П. Орлова. — Москва: Искусство, 1981. — 167 с. — 7000 экз.
  • Липков А. Проблемы телефильма-спектакля // Поэтика телевизионного театра : Сборник статей / ВНИИ искусствознания; Отв. ред. Ю. Богомолов, Ан. Вартанов, А. Липков. — М. : Искусство, 1979. — С. 239 .
  • Новикова А. А. Телевидение и театр: пересечения закономерностей / предисловие А. А. Шереля. — 2-е изд. — М. : Едиториал УРСС, 2010. — 176 с. — ISBN 978-5-354-01257-2 .
  • Юренев Р. Н. Краткая история киноискусства. — М. : Изд. центр «Академия», 1997. — 286 с. — ISBN 5-7695-0145-6 .
  • Юренев Р. Н. Фильмы-спектакли // Вопросы киноискусства : Сборник статей / Отв. ред. Ю. С. Калашников; Акад. наук СССР. Ин-т истории искусств. — М. : Искусство, 1955. — С. 412-427 .
  • Юровский А. Я. Телевидение — поиски и решения: Очерки истории и теории советской тележурналистики. — 2-е изд., доп.. — М. : Искусство, 1983. — 215 с.
Источник —

Same as Фильм-спектакль