Йейтс, Уильям Батлер
- 1 year ago
- 0
- 0
Уи́льям Ба́тлер Йейтс ( англ. William Butler "W. B." Yeats ; 13 июня 1865 — 28 января 1939) — ирландский англоязычный писатель , поэт , драматург , выдающийся деятель западноевропейской литературы XX в. В годы расцвета своего творчества стал движущей силой и был одним из столпов писательского истеблишмента в родной стране, члены которого содействовали основанию первого ирландского национального « Театра Аббатства ». В более поздние годы занимал пост сенатора от Ирландского свободного государства .
Протестант англо-ирландского происхождения, Йейтс родился в столичном районе Сандимаунт , провёл детские годы в графстве Слайго , а образование получал в Дублине и Лондоне . Начал интересоваться поэзией с раннего возраста, когда увлёкся ирландским фольклором и оккультизмом . Эти темы неизменно фигурируют на первом этапе его творчества, который начался примерно со студенческих лет до начала XX века. Первый сборник стихов поэта был опубликован в 1889 году, в стиле его стихосложения демонстрируется дань уважения таким писателям как Эдмунд Спенсер , Перси Шелли , а также творчеству прерафаэлитов .
С 1900 года его поэзия стала более реалистичной и политизированной. В этот период Йейтс в основном отошёл от трансцендентальных убеждений своей юности, хотя по-прежнему был озабочен некоторыми элементами, такими как циклические теории жизни общества. Он стал ведущим драматургом Ирландского национального театра в 1894 году и продвигал молодых поэтов, таких как Эзра Паунд . Уильям Йейтс был удостоен Нобелевской премии по литературе в 1923 году.
Отец поэта, Джон Батлер Йейтс , получил юридическое образование, но, когда сыну было два года, решительно порвал с адвокатским миром и отправился в Лондон изучать живопись. Он становится портретистом. Младший брат Уильяма — известный ирландский художник Джек Батлер Йейтс . В 1880 году Йейтсы вернулись в Ирландию и поселились в пригороде Дублина. В Дублине Уильям Йейтс окончил школу и с одобрения отца поступил в художественное училище.
Уильям Йейтс рано начал писать стихи, и его талант был замечен довольно быстро. Среди поэтов, благосклонно отнёсшихся к его раннему творчеству, можно назвать Уильяма Хенли , Джерарда Хопкинса , Уильяма Морриса и Оскара Уайльда .
В 1885 году Йейтс познакомился с Джоном О’Лири, членом ирландского тайного общества « фениев », после многолетнего заключения и изгнания вернувшимся в Дублин. Под влиянием нового знакомого Йейтс начинает писать стихи и статьи в патриотическом ключе, в его поэтике появляются многочисленные образы древнеирландской кельтской культуры.
Также рано проявился интерес Йейтса к оккультизму . Ещё в художественной школе он познакомился с Джорджем Расселом , впоследствии известным поэтом и оккультистом, писавшим под псевдонимом А. Е. Они и ещё несколько человек основали Герметическое общество для изучения магии и восточных религий под председательством Йейтса. В середине 1880-х годов он ненадолго присоединился к Теософскому обществу , но вскоре разочаровался в нём.
30 января 1889 года Йейтс познакомился с Мод Гонн , которая стала его любовью на долгое время. Она была деятельным участником движения Ирландии за независимость, и вовлекла Йейтса в политическую борьбу. Не оставлял Йейтс и своего увлечения оккультными дисциплинами, так, в 1890 году он вступил в Орден Золотой зари , основанный незадолго до этого его знакомым Макгрегором Мазерсом .
В 1899 году вышел стихотворный сборник Йейтса «Ветер в камышах», по мнению критики, главное достижение раннего этапа его творчества. Образный ряд поэзии Йейтса в это время насыщен персонажами кельтской мифологии и фольклора. Йейтс получает репутацию певца «кельтских сумерек», времени упадка национальной культуры Ирландии, ищущего силы лишь в возрождении забытого наследия прошлого.
Начало XX века ознаменовалось повышенным интересом Йейтса к театру. Он принимает активное участие в работе первого ирландского национального театра под названием « Театр Аббатства », чьим многолетним директором он вскоре становится. Йейтс пишет несколько пьес, на стилистику которых заметное влияние оказал японский театр но . В это же время Йейтс знакомится с начинающим тогда поэтом-модернистом Эзрой Паундом , оказавшим определённое влияние на стилистику Йейтса.
Весной 1917 года Йейтс приобрёл свою знаменитую «башню», много раз упомянутую в его позднем творчестве как символ традиционных ценностей и духовного развития. Это был участок земли с усадьбой и заброшенной нормандской сторожевой башней , находящаяся в ирландском графстве Голуэй . Он прикладывает много сил для того, чтобы сделать из этого полуразрушенного сооружения своё родовое гнездо. Ведь осенью того же 1917 года он наконец женится. Брак с двадцатипятилетней Джорджи Хайд-Лиз оказывается удачным, у пары появляется двое детей: сын и дочь. Писатель вместе с семьёй проживают в усадьбе в течение десяти лет с 1919 года. После 1929 года семья Йейтсов покидает жилище и башня снова оказывается заброшенной, пока в 1965 году её заново не открывают уже как мемориал и центр наследия писателя.
В 1923 году Йейтсу была присуждена Нобелевская премия по литературе .
Йейтс не оставляет своего увлечения оккультизмом. В 1925 году выходит плод его многолетних размышлений на тему — книга «Видение», в которой он связывает этапы развития человеческого духа с фазами Луны. В более зрелом возрасте Йейтс переживает второе рождение как поэт, и выпускает два стихотворных сборника, являющихся вершиной его творческого развития — это «Башня» (1928) и «Винтовая лестница» (1933).
Умер в отеле в Ментоне, Франция в 1939. Похоронен в коммуне Рокбрюн-Кап-Мартен ; в 1948 его прах был перевезён в Ирландию кораблём ВМС Ирландии « Маха » и перезахоронен в небольшой деревушке Драмклифф , на берегу залива Слайго. Во время переноса останков на борт судна в церемонии прощания участвовал почётный караул из французских альпийских стрелков: ранее Франция не отдавала воинские почести ни одному гражданскому лицу .
Ранние произведения Йейтса проникнуты мотивами кельтского фольклора и характеризуются неоромантическим стилем, заметно влияние оккультизма . Ряду произведений (в их числе пьеса «Кэтлин, дочь Холиэна») не чужды политически-национальные тенденции.
Его первое значительное произведение The Island of Statues («Остров статуй»), фантастическая поэма, которая никогда не печаталась повторно при жизни автора и не была включена в сборник стихов, так как, по мнению автора была чересчур длинной.
Первый сборник его стихов, «Странствия Ойсина» ( The Wanderings of Oisin ), вышел в 1889 году. Книга насыщена непонятными кельтскими названиями и необычными повторениями, а ритм стихов меняется во всех трёх разделах. Книга написана на основе ирландской мифологии , а также имеет влияние работ Сэмюеля Фергюсона и поэтов-прерафаэлитов . У Йейтса ушло два года для написания этой работы. Её темой является обращение жизни созерцательной к жизни деятельной.
В том же году вышла его книга по фольклору Ирландии, «Волшебные и народные сказки» , с примечаниями, составленными Йейтсом на основании его собственных исследований в западной Ирландии.
В этот период автор особенно увлекался поэтическими драмами, результатом стала написанная в стихах драма «Графиня Кэтлин» ( The Countess Kathleen, 1892). Эта драма рассказывает о самопожертвовании ирландской графини ради спасения от голода крестьян.
В сборник «В семи лесах» ( In the Seven Woods , 1903) вошли стихотворения, написанные главным образом на темы из ирландского эпоса. Примечательно, что начиная с этого сборника, прослеживается переход от напыщенных форм к более разговорному стилю.
Другие наиболее важные его сочинения:
Одно из самых знаменитых стихотворений Йейтса «Пасха 1916 года» посвящено Пасхальному восстанию , с рядом казнённых или изгнанных руководителей которого Йейтс был связан лично, и сопровождается рефреном: «Родилась ужасная красота» ( A terrible beauty is born ). Один из центральных мотивов его лирики — трагическая любовь к Мод Гонн , ирландской революционерке. После Первой мировой войны и гражданской войны в Ирландии Йейтс меняет поэтику; в его поздней лирике — трагические историософские и культурные образы, стилистика заметно усложняется.
В сборнике «Дикие лебеди в Куле» ( The wild swans at Coole , 1919) автор сосредотачивает внимание на действенных людях, чья воля способна менять мир и проявлять их личность. Увлёкшись спиритизмом Йейтс пишет книгу «Видения» ( Vision , 1925), в которой толкует исторические и психологические моменты с мистической точки зрения.
Йейтс писал в символистском стиле , используя непрямые символы и символистические структуры. Слова, которые использует Йейтс, помимо особенного значения представляют и абстрактные мысли, которые кажутся более важными. Использование им символов всегда носит физический характер, что представляет как прямое значение, так и другое, не материальное, вневременное понятие. В то время, когда модернисты использовали свободное стихосложение, Йейтс придерживался традиционных форм. К этому, среднему, периоду его творчества принадлежат Responsibilities и The Green Helmet .
Поэзия позднего периода носит более персональный характер, а в поэзии последних двадцати годов жизни упоминаются дети поэта и даже имеются размышления о его старении. Одной из поэм этого периода является The Circus Animals' Desertion .
Наиболее значительные сборники поэзии, начиная с 1910 года это The Green Helmet (1910) и Responsibilities (1914). Сборники «Башня» ( The Tower , 1928), «Винтовая лестница» ( The Winding Stair , 1929), и New Poems (1938) включают наиболее сильные образы в поэзии XX в., они отмечены высоким мастерством автора и его широкой фантазией.