Масленников, Фёдор Фёдорович
- 1 year ago
- 0
- 0
И́горь Фёдорович Ма́сленников ( 26 октября 1931 , Нижний Новгород , СССР — 17 сентября 2022 , Санкт-Петербург , Россия ) — советский и российский кинорежиссёр , сценарист , кинопродюсер , педагог ; народный артист РСФСР (1987), лауреат Государственной премии Российской Федерации (2001).
Родился 26 октября 1931 года и крещён в Сормовском районе Нижнего Новгорода, откуда была родом его мама Екатерина Васильевна (урожд. Ильина) (1905—1983). Бабушка по материнской линии Надежда Осиповна Торопенко была дочерью донского казака и мелкопоместной дворянки из Ростова-на-Дону , дед Василий Павлович Ильин служил мастером паровозного цеха на заводе « Красное Сормово ». Там же работал и отец Игоря — Фёдор Павлович Масленников (1899—1988), инженер по капитальному строительству. Его предками были крестьяне из деревни Верхополье , дед Павел Николаевич Федотов-Масленников был кузнецом .
Вскоре семья переехала в город Колпино под Ленинградом . Отец работал на Ижорском заводе заместителем начальника Петра Меркурьева — брата актёра Василия Меркурьева , с которым его впоследствии связала тесная дружба. В 1939 году Игорь заболел воспалением среднего уха и перенёс операцию по трепанации черепа . Во время блокады отца с семьёй направили в Челябинск , где тот возглавил конструкторское бюро по производству танков Т-34 . После войны он работал на Кировском заводе . Около двух лет Масленниковы, лишённые квартиры, вынужденно проживали в доме Меркурьевых .
Игорь с детских лет вращался в актёрской среде, ходил на спектакли в Александринском театре , посещал рисовальные классы и литературную студию при Дворце пионеров (классы Глеба Семёнова ). О кинокарьере не помышлял.
В 1954 году окончил филологический факультет Ленинградского государственного университета . Во время учёбы женился на Инне Мартиновне Лепик, эстонке , племяннице учёного Александра Залесского . На четвёртом курсе у них родился сын Никита. Тогда же, Масленников устроился в вузовскую газету «Ленинградский университет» на работу в должности ответственного секретаря. Затем был направлен на Ленинградское телевидение для организации молодёжной редакции, где стал инициатором съёмок ручной камерой на 16-миллиметровую киноплёнку . Был оператором тележурнала «Молодой ленинградец» на VI Всемирном фестивале молодёжи и студентов , также сопровождал молодёжные делегации Ленинграда в заграничных поездках . Параллельно оформлял театральные и телевизионные спектакли в качестве сценографа . Первой работой были декорации к телепередаче про обезьянку Жаконю . В 1958 году вступил в КПСС .
В 1963—1965 годах — главный редактор литературно-драматического вещания Ленинградского телевидения . В 1964 году, вскоре после снятия Никиты Хрущёва с должности первого секретаря ЦК КПСС , полнометражный телефильм Льва Цуцульковского «Я — шофёр такси» (1963) с Ефимом Копеляном в главной роли, признали «идеологической диверсией». По словам Масленникова, скандал был раздут с целью поменять директора студии и председателя телерадиокомитета. Сам Игорь Фёдорович, когда был редактором ленты, получил партийный выговор и решил сменить профессию .
В 1967 году окончил Высшие режиссёрские курсы при киностудии « Ленфильм » (мастерская Григория Козинцева ) . После завершения курсов, с того же года стал режиссёром на этой же киностудии. Режиссёрским дебютом в кино (в соавторстве с Ильёй Авербахом ) стал фильм « Личная жизнь Кузяева Валентина » (1967) . Впоследствии пробовал себя в различных жанрах . Огромную же известность Масленникову принесли фильм « Ярославна, королева Франции » (1978), цикл телевизионных фильмов « Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона » (1979; 1980; 1981; 1983; 1986) и трилогия « Зимняя вишня » (1985; 1990; 1995) .
В 1984—1987 годах — художественный руководитель творческого объединения телевизионных фильмов «Ленфильма», с 1987 года — художественный руководитель Третьего творческого объединения «Ленфильма». В 1990—2010 годах — вёл свою мастерскую на «Высших режиссёрских курсах» в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения , а также читал лекции в Высшей школе режиссёров и сценаристов в Санкт-Петербурге , в 2000—2010 годах — преподавал во ВГИКе . Более тридцати лет был президентом петербургской студии «Троицкий мост» .
В 1990—1994 годах — председатель Союза кинематографистов РСФСР/Российской Федерации , с июня 1999 по январь 2004 года — первый секретарь Союза кинематографистов Российской Федерации . Являлся членом Национальной академии кинематографических искусств и наук России , входил в состав президиума Евразийской академии телевидения и радио .
Автор книг «Бейкер-стрит на Петроградской» (2007), «Из личной кинопрактики» (2010), «Побасёнки на экране» (2014) , «Шерлок Холмс и доктор Ватсон. Пять режиссёрских сценариев» (2014) , «Практика кино. Плёнка или цифра» (2016) , «Перспективы» (2017) , «Корень „Suomi“» (2019); учебного пособия «Короткий метр. Сборник сценариев для учебных и курсовых игровых фильмов» (2012); альбома стихов и шаржей «Осколки» (2015) .
Последней знаковой работой кинорежиссёра стал фильм « Банкрот » (2009) .
Всего за долгие годы творческой деятельности кинорежиссёр снял около тридцати фильмов и телесериалов .
Скончался 17 сентября 2022 года на 91-м году жизни в Санкт-Петербурге . Церемония прощания состоялась 21 сентября в первом павильоне киностудии «Ленфильм». Похоронен на Северном кладбище Санкт-Петербурга рядом с могилой матери .
Татьяна Москвина // Аргументы Недели , № 42(786) 27 октября– 2 ноября 2021