Interested Article - Цареубийца (фильм)

«Цареуби́йца» — художественный фильм режиссёра Карена Шахназарова (1991); психологическая драма с элементами мистики . Главные роли исполняют Олег Янковский , удостоенный за эту актёрскую работу национальной премии « Ника », и британец Малкольм Макдауэлл . Фильм целиком отснят в двух вариантах — на русском и английском языке (для европейского показа). Основные съёмки проходили в психиатрической больнице № 16, расположенной в Николо-Берлюковской пустыни .

Сюжет

Врач-психиатр Смирнов приехал из Москвы в провинциальный город, чтобы заменить уходящего на пенсию главврача местной психиатрической клиники Александра Егоровича. Один из давних пациентов клиники Тимофеев страдает раздвоением личности и в периоды обострения отождествляет себя с убийцами российских императоров Александра II и Николая II . Новый главврач поражён тем, что пациент приводит такие подробности из жизни цареубийц, которые ему просто не могут быть известны. Мало того, в строго определённые дни у Тимофеева проявляются те же телесные повреждения, которые были у цареубийц, — шрамы с кровоподтёками на шее, как у убийцы Александра II, которому отрезали голову, и признаки прободной язвы желудка, как у Юровского, убийцы Николая II.

Смирнов начинает активно заниматься необычным пациентом. Он планирует в процессе бесед провести с Тимофеевым нечто вроде шоковой терапии: начать с ним общаться от имени Николая II, а потом показать ему, что он — просто его врач, и, таким образом, убедить Тимофеева, что и он не является тем, кем себя воображает. Предшественник Смирнова пытается его отговорить, замечая, что «в сознании человека существуют такие вещи, которых лучше никому никогда не касаться» , но новый врач приступает к осуществлению своего замысла.

Сначала всё идёт так, как планировал Смирнов: Тимофеев безоговорочно верит, что общается с Николаем II. Однако вскоре ситуация выходит из-под контроля врача: он невольно начинает идентифицировать себя с последним русским императором и однажды даже обнаруживает у себя на голове кровоточащую рану, которая бесследно исчезает через сутки; он не знает, что у Николая II на том же месте был шрам от сабельного удара, полученного им во время путешествия по Японии . Александр Егорович, понимая, что с коллегой происходит что-то неладное, снова пытается отговорить Смирнова от дальнейшей работы с Тимофеевым, но тот неожиданно говорит: «Я хочу понять, почему именно этот человек меня убил» . Тимофеев-Юровский также пытается понять, почему это убийство выпало именно ему.

В последующих беседах Смирнов и Тимофеев рассказывают друг другу об обстоятельствах тех дней, делятся мыслями и переживаниями. Смирнов-Николай начинает понимать, что сын старьёвщика Яков Юровский не был ни хладнокровным палачом, ни «избранным» — он был лишь винтиком в машине русской революции. Ленин при встрече с ним, прекрасно зная, что совершил Юровский ( «мы с ним это сделали вдвоём, я и он» ), к удивлению последнего, ни словом не обмолвился об обстоятельствах казни, совершённой по его прямому указанию ( «я всё ждал… но ни слова, ни даже намёка, ничего» ). Постепенно и Юровский осознаёт, что на самом деле он — лишь что-то вроде пружинки в нагане, которая сработала, когда он нажимал на курок, направляя ствол в сердце российского императора. Умирая через 20 лет в элитной палате клиники Грановского, Юровский понял, что, несмотря на совершённое им историческое злодеяние, он как был «никем и ничем», так им и остался.

После очередной беседы с Тимофеевым, в которой тот наконец описывает подробности дня казни, Смирнов едет в Свердловск , посещает место, на котором стоял дом инженера Ипатьева — место последнего заточения и убийства царской семьи, — и ночью умирает в гостиничном номере.

В ролях

Съёмочная группа

История создания

Примерно за год до начала съёмок фильма «Цареубийца» Карен Шахназаров и Александр Бородянский писали сценарий фильма « Палата № 6 » по повести А. П. Чехова для совместного проекта с итальянскими продюсерами. Шахназаров мечтал снять этот фильм, а Марчелло Мастроянни должен был играть главную роль — доктора Рагина. Однако ещё в процессе написания сценария итальянские продюсеры отказались от финансирования этого проекта, и у Шахназарова остался богатый материал о пациентах клиник для душевнобольных, очень пригодившийся в работе над «Цареубийцей».

Однажды Шахназаров прочитал большую статью о расстреле царской семьи. Родилась идея воссоздания этих событий в кинокартине «Цареубийца», но сценарий будущего фильма решено было писать в двух временных измерениях — 1918 год и современность, чтобы появилась возможность для импровизации. Таким образом, Бородянский и Шахназаров «развязали себе руки», не желая замыкаться на расстреле. Так появился образ доктора-психиатра Смирнова, который сначала разыгрывает Николая II, а затем «вживается» в плод своих фантазий и перестаёт понимать, кто же он: психиатр или император, убитый Юровским.

По воспоминаниям Шахназарова, изначально задумывалось, что главные роли будут исполнять Янковский и Макдауэлл. С Янковским была предварительная договорённость, а о Макдауэлле Шахназаров даже не мечтал . Актёр согласился сниматься после того, как прочитал сценарий и встретился с Шахназаровым на Каннском кинофестивале . Работая над фильмом, Макдауэлл несколько месяцев прожил в Москве на скромной съёмной квартире . Его гонорар составил два миллиона долларов .

В период съёмок катастрофически не хватало денег, а из-за занятости актёров (особенно Макдауэлла) на других кинопроектах контрольно-постановочный план переписывался несколько раз. Все свои предыдущие фильмы Шахназаров снимал за 20—30 дней, а в «Цареубийце» на натурных съёмках было необходимо отснять все четыре времени года, и приходилось надолго останавливаться, распускать киногруппу, потом вновь её собирать и пытаться «на той же ноте» отснять новый материал.

Художник картины Людмила Кусакова рассказывала, что для съёмок в Екатеринбурге пришлось восстанавливать полностью разрушенный дом инженера Ипатьева . Она пыталась найти хоть какие-то сведения о доме в городском музее, разговаривала со старожилами. Случайно обнаружилось, что в местном ЖЭКе сохранились копии планов этажей дома, по ним и были построены интерьеры в павильонах. Одну лестницу пришлось развернуть на 90 градусов, потому что она не умещалась в павильоне .

На момент съёмок худсоветы «самоликвидировались», и никто не перечёркивал сценарий, не корректировал отснятый материал, не заставлял при монтаже выбрасывать «в корзину» сцены.

Награды

  • Премия за лучшую работу художника по костюмам — Вера Романова; «Ника»-1991
  • Премия за лучшую мужскую роль — Олег Янковский; «Ника»-1991;
  • Главный приз МКФ в Белграде-1991 (Югославия).

Примечания

  1. «Фильм о фильме» в DVD-издании.
  2. . Коммерсантъ (3 сентября 1990). Дата обращения: 30 сентября 2012. 19 мая 2015 года.
  3. Советский экран журнал № 16., стр 14. — М., 1990.
  4. Александр Добровольский. «Снимать кино — дело рисованное»//«Московский комсомолец», 15 июля 2009 года

Ссылки

  • Фильм в онлайн-кинотеатре «Мосфильма»
Источник —

Same as Цареубийца (фильм)