Пер Гюнт
- 1 year ago
- 0
- 0
« Пер Гюнт » — советский кукольный мультфильм для взрослых 1979 года , который создал на студии « Союзмультфильм » режиссёр Вадим Курчевский по мотивам одноимённой драмы Генрика Ибсена , в фильме использована музыка Эдварда Грига .
Пер Гюнт вырос красивым парнем, на него заглядывались девушки, а он мечтал стать королём и разбогатеть. Пошёл он на свадьбу и там увидел девушку Сольвейг. Пер напился, перессорился с гостями и ушёл в горы, где встретил тролль-деву. Пер хотел жениться на ней и стать королём, но король троллей объяснил, что для этого надо стать троллем и жить по их обычаям. Пер сумел убежать, и он уплыл на корабле. Много лет он плавал и копил богатства. А когда вернулся к родным берегам, в шторм корабль утонул со всем грузом. За время плавания умерла мать Пера, а Сольвейг всё ждала его в лесной избушке. На перекрёстке дорог сидел старый тролль, который сказал, что Пер жил как тролли — только для себя. Отчаявшийся Пер увидел огонёк, пошёл к дому и позвал Сольвейг, которая сказала, что для неё он всегда оставался самим собой.
Авторы сценария | Вадим Курчевский, Раиса Фричинская |
Режиссёр | Вадим Курчевский |
Художники-постановщики | Нина Виноградова , И. Доброницкая |
Оператор | Александр Виханский |
Мультипликаторы: | Вячеслав Шилобреев , Наталия Дабижа , Наталья Тимофеева, Ирина Собинова-Кассиль |
Композитор | Николай Каретников |
Звукооператор | Владимир Кутузов |
Монтажёр | Надежда Трещёва |
Редактор | Наталья Абрамова |
Ассистент оператора | С. Смирнов |
Роли озвучивали: | Олег Янковский , Анна Каменкова , Никита Подгорный , Лариса Пашкова , Семён Самодур , Ирина Карташёва |
Куклы и декорации изготовили: | Владимир Аббакумов, Владимир Алисов, Светлана Знаменская, Александр Беляев, Олег Масаинов , Нина Молева, Н. Корнева, В. Смольянинов, Михаил Колтунов , Павел Гусев , Марина Чеснокова, Валентин Ладыгин, Екатерина Дарикович |
Директор картины | Глеб Ковров |
В «Пер Гюнте» Курчевский подходит к тем границам художественных возможностей объёмной мультипликации, которые отделяют её от игрового кино. Например, испуганный вторичным появлением тролль-девы Пер бежит домой, к Сольвейг. Но проклятие тролль-девы уже навсегда откололо Пера от мира людей. И эта трещина внезапно реализуется, как трещина во льду, возникающая под ногами бегущего. Этот кадр с его глубиной и широтой поля зрения, пасмурной цветовой гаммой и пластичностью воспроизведения движений человека неожидан для мультипликационного кино всей узнаваемостью и достоверностью обыденной атмосферы угасающего зимнего дня, словно выходом на «натуру» игрового кино. Но не впрямую, а через иллюзию, воссозданную очень тонкими, чисто изобразительными средствами (художники Н. Виноградова и И. Добровольская). Но и здесь, казалось бы, на последних рубежах мультипликации, Курчевский не может удержаться от метафоры. Одинокая и забытая, умирает мать Пера. Через окно её домика мы видим кровать, на которой лежит изможденная женщина. До сына доносится её голос: «Где ты, Пер, я умираю…» Панорама снежной пустыни сменяется комнатой матери с пустой кроватью. На ней нет даже накидки — только её темный деревянный остов. В дверях стоит Пер. Чисто в доме. И пусто.
Смерть матери — это первое потрясение в жизни Пера. Но выраженная метафорически, эта сцена становится потрясением и для зрителя. Так, через неторопливость сюжета и свободное дыхание «глубокого кадра» режиссёр ведёт нас к финалу.
— Прохоров А. Вадим Курчевский // Режиссёры и художники советского мультипликационного кино. М., 1984.