Interested Article - Лорд, Джон

Джон Лорд ( англ. Jon Lord , полное имя англ. Jonathan Douglas Lord Джо́натан Дуглас Лорд ; 9 июня 1941, Лестер — 16 июля 2012, Лондон ) — британский композитор и клавишник , наиболее известен своим участием в группе Deep Purple .

Участник групп , , Deep Purple , Whitesnake и Paice, Ashton & Lord . С 2002 года сосредоточился на сольной карьере.

Стиль игры Джона Лорда легко узнаваем, как из-за характерного звука Хаммонд-органа , часто использовавшегося музыкантом для исполнения, так и из-за заметного влияния классических композиторов на произведения музыканта.

Биография

Джон Дуглас Лорд родился 9 июня 1941 в Лестере , Великобритания .

Он начал приобщаться к музыке с самого раннего возраста, в семье играли на пианино , и уже с пяти лет начал брать уроки музыки. В этом возрасте Джон Лорд пристрастился к Баху , который оказал очень большое влияние на всё последующее творчество музыканта. Также ему нравились сочинения средневековых композиторов, музыка эпохи барокко и произведения Элгара .

Будучи подростком, Джон Лорд был очарован игрой некоторых джазовых органистов , таких как Джимми Смит , и рок-н-ролльных пианистов ( Джерри Ли Льюиса) . В итоге симбиоз классики , джаза и рок-н-ролла в конечном счёте и определил общий стиль музыки Джона Лорда.

В возрасте 19 лет Джон Лорд переехал в Лондон и, мечтая о карьере актёра, поступил в Центральную школу сценической речи и драмы. Одновременно он начал свои выступления, играя джаз и ритм-энд-блюз в основном в пабах , в составе различных групп с постоянно меняющимся составом. Первой группой Джона Лорда, по крайней мере, официально документированной, была Bill Ashton Combo, джаз-бэнд с акцентом на игру на саксофоне .

В 1963 году, Джон Лорд, вместе с примкнул к группе Red Bludd’s Bluesicians, также известной, как The Don Wilson’s Quartet. Тогда же Джон Лорд приобрёл свой первый электрический орган . Со следующего года он начал принимать некоторое участие в зарождающейся группе , лидером которой был , брат участника Rolling Stones Ронни Вуда . Кроме того, он участвовал в записи песни You Really Got Me — хита №1 группы The Kinks .

Artwoods ориентировались на такую музыку, где орган был бы блюзовой ритмичной сердцевиной, приблизительно как у Spencer Davis Group и Animals . Группа достигла некоторого успеха, выпустив несколько синглов и EP (один из них — I Take What I Want — 28 мая 1966 года достиг 28-й позиции; сейчас эти записи можно услышать на альбоме «Art Gallery»), однако, коммерческого успеха не было. В последний момент Лорд уговорил группу переименоваться в St Valentine’s Day Massacre и сменить имидж на « гангстерский », но на этот ход отреагировала только Дания . «Я пытался раздвинуть границы музыки Artwoods как только мог, — вспоминал Лорд. — Включал в свои соло фрагменты Баха и Чайковского . Боюсь, это их только напугало».

Джон Лорд на некоторое время присоединился к группе Ронни Вуда Santa Barbara Machine Head , с которой было записано три инструментальных трека. Однако попытки подписать контракт с какой-либо компанией провалились, и Джон Лорд присоединился к группе . Эта группа была вокальной и нуждалась в инструменталистах для выступлений. Джон Лорд не записывался с этой группой, и можно сказать, что его участие в этой группе ознаменовалось только знакомством с Ником Симпером , одним из создателей Deep Purple .

В начале 1968 года, Джон Лорд участвует в создании группы Boz вместе с Бозом Баррелом (будущим участником King Crimson и Bad Company ), Ричи Блэкмором , Иэном Пейсом и Чезом Ходжесом. Проект имел очень короткую историю, но он послужил основой для создания группы Roundabout , которая была создана в марте 1968 года.

Deep Purple 1968—1976

Германия, декабрь 1970 года

Джон Лорд в этот период продолжал совершенствовать свой стиль. Невзирая на то, что многие известные музыканты, например Кит Эмерсон , начали активно пользоваться синтезатором Муга , Джон Лорд экспериментировал с клавишными на основе Хаммонд-органа , который позволял создать плотную и ритмичную основу для игры Ричи Блэкмора . Лорду также нравился звук электронного фортепиано « RMI368 Electra-Piano and Harpsichord ». В 1973 году Лорд с техниками объединили его с электроорганом «Хаммонд С3».

Джон Лорд предпочитал использовать усилители Marshall , что опять же позволяло создавать основу для игры Ричи Блэкмора, поскольку благодаря этим усилителям клавишные звучали так же тяжело и плотно, как и гитара.

Что касается его музыки, то она с развитием Deep Purple также менялась, оставаясь, однако, такой же узнаваемой и стилистически выдержанной. Сам Джон Лорд говорил:

Я начинаю понимать, что значит слово «чувственность». Я всегда был холодным органистом. Технически компетентным, но без капли чувства. Я многому научился у нашего гитариста Ричи и кое-что почерпнул от барабанщика Йена.

«My Sweet Lord». Melody Maker , март 1971 года.

Первые годы существования Deep Purple прошли, можно сказать, под диктовку Джона Лорда, с его тяготением к классической музыке, при постоянном соперничестве с Ричи Блэкмором, который был вдохновлён успехом Led Zeppelin и сам стремился играть более тяжёлую музыку. Венцом эпохи Лорда в Deep Purple стала запись альбома « Concerto for Group and Orchestra » в Альберт-Холле в 1969 году. После этого, по собственному признанию Джона Лорда, Ричи Блэкмор одержал победу, и группа начала двигаться в направлении хард-рока . Однако Джон Лорд и здесь нашёл себя как талантливый композитор и импровизатор, умело сочетая свою музыку, основанную на классических мотивах, с пассажами , зачастую тоже не менее классическими, Ричи Блэкмора . При этом какой-либо конкуренции между музыкантами, подобно той, что наблюдалась у Ричи Блэкмора с Иэном Гилланом , не было: каждый работал в своей нише, тем более что Лорд никогда не претендовал на лидерство, предпочитая оставаться в тени.

Джон Лорд в 1976 году

Джон Лорд работал в Deep Purple вплоть до её распада в 1976 году:

«Думаю, если бы [после ухода Гиллана и Гловера] история Purple не получила бы продолжения, Блэкмор прихватил бы одного из нас [с Пейсом] или обоих, и мы бы занялись новым проектом. Он уже экспериментировал с Филом Лайноттом и Пейси — и правильно делал, между прочим — но я не знаю, почему они не двинулись в таком составе дальше. Письмо Иэна Гиллана было жутко досадным. Он чувствовал, что что-то не так, и лично я предпочёл бы, чтобы он остался и продолжил бороться. <…> Может быть, если бы мы сделали перерыв и отдохнули бы друг от друга, история была бы совсем иной. Думаю, я был несколько пассивен. Мне следовало бы стоять на своём. И мне тем более нужно было стоять на своём, когда в группу взяли Томми . Но я уступил».

Начиная с 1976 года, Лорд занимался сольными проектами и проектами с другими музыкантами. В целом, можно сказать, что они не имеют никакого отношения к хард-року , хотя и не являются целиком классическими произведениями. За это время он записал альбомы с такими музыкантами, как Тони Эштон , Ивонна Эллиман , Альберт Ли , Кармайн Эппис , с участием таких знаменитостей, как композитор и дирижёр . Нередко в записях принимали участие его коллеги по Deep Purple Иэн Пейс и Роджер Гловер . Стиль альбомов достаточно различен: от классических фортепианных сюит до достаточно тяжёлых, ритмичных песен. Объединяет их одно: запоминающаяся игра Джона Лорда.

Whitesnake 1978—1983

Деятельность Лорда в Whitesnake ограничивалась созданием общего фона (или гало , по словам Лорда), оттеняющего двух гитаристов Берни Марсдена и Мики Муди . Впрочем, наряду с общим фоном, мы можем слышать и недолгие, но запоминающиеся кусочки клавишных соло Лорда. Музыкант добавил к своим клавишным инструментам электропиано Yamaha и наконец на сцене также использовал синтезаторы Муга , что позволяло ему играть двенадцатитактовые блюзы , что часто было востребовано, и наполнять музыку струнными инструментами и прочими эффектами.

Одновременно Джон Лорд записал два альбома, очень отличных друг от друга. Первый альбом, Before I Forget , продемонстрировал как обработки классических произведений (более того, в одном из треков Лорд обработал незаконченную сюиту Баха), так и энергичный мейнстрим , и даже английские классические фортепианные баллады, исполненные матерью и дочерью и Сэм Браун . В записи участвовали такие известные музыканты, как Саймон Филлипс , Кози Пауэлл , Нил Мюррей и другие. При записи не использовался, как это обычно было для Лорда, какой-либо оркестр .

Зато второй альбом, саундтрек к фильму , был полностью оркестровый, и все композиции были написаны Джоном Лордом.

Кроме своих сольных альбомов, Джон Лорд работал в качестве приглашённого музыканта с Джорджем Харрисоном , Кози Пауэллом, Грэмом Боннетом и Дэвидом Гилмором .

Deep Purple 1984—2002

1990 год

После воссоединения Deep Purple Джон Лорд участвовал в записи 6 альбомов. Поскольку музыка группы представляла собой всё тот же хард-рок , Джон Лорд занял ту же самую нишу в музыке. Этот период в Deep Purple ознаменовался возникшим конфликтом между Джоном Лордом и Ричи Блэкмором . Как и давние споры, он возник не на почве лидерства, а исключительно из-за музыкальных разногласий; в частности, Джон Лорд считал, что музыка на альбоме Slaves & Masters — это не та музыка, в направлении которой следует двигаться группе, а Джо Линн Тёрнер не тот вокалист, который нужен группе. Лорд был инициатором возвращения Иэна Гиллана . В этом его точка зрения совпала с точкой зрения менеджмента , и Ричи Блэкмор был вынужден подчиниться, а затем и вовсе покинул группу.

В это время Джон Лорд записал только один сольный альбом, и несколько невыпущенных альбомов. Альбом Pictured Within , вышедший в ноябре 1998 года, занимает особое место в дискографии музыканта. Он посвящён умершим незадолго до этого родителям Джона Лорда, и на альбоме музыкант в полной мере продемонстрировал своё глубокое композиционное мастерство.

Джон Лорд отыграл свой последний концерт с Deep Purple 19 сентября 2002 года в Ипсвиче , после чего покинул группу, чтобы посвятить себя сольной работе.

2002—2012

Эти годы Джон Лорд посвятил всецело сольной работе и выступлениям. В основном он занимался написанием классической музыки; так, две его композиции в исполнении симфонического оркестра Оденсе вошли в летний сборник классики 2007 года, выпущенный EMI. Лорд участвовал также в проекте , играющем в стиле давней привязанности Джона Лорда — ритм-энд-блюз.

Очень неожиданным пересечением с группой ABBA стал его дуэт как композитора, написавшего балладу "The Sun Will Shine Again" , исполненную одной из солисток легендарного шведского ансамбля Фридой Люнгстад. Песня вошла в его очередной сольный альбом "Beyond The Notes", увидевший свет в 2004 году. Всю музыка написал он сам, а тексты песен Сэм Браун.

В октябре 2009 года Джон Лорд посетил Россию. 9 октября состоялся концерт в Екатеринбурге , 12 октября — в Санкт-Петербурге , 15 октября — в Москве. В Петербурге (в Ледовом дворце ) Лорд выступал с Оркестром Государственного Эрмитажа под управлением Фабио Мастранжело, в Москве ( ГЦКЗ «Россия» ) — с Московским симфоническим оркестром . На всех концертах Джона Лорда сопровождала венгерская группа Cry Free , известная своими кавер-версиями Deep Purple, а также вокалисты и Кася (Катажина) Ласка . Музыканты исполнили произведение Джона Лорда Concerto for Group and Orchestra , знаменитые хиты Deep Purple в симфороковых аранжировках, а также сольные номера Джона Лорда.

В апреле 2011 года Джон Лорд дал ещё 4 концерта в России — в Краснодаре, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге и Москве.

Болезнь и смерть

9 августа 2011 года Джон Лорд объявил о том, что приостанавливает гастрольную деятельность для лечения онкологического заболевания. В феврале 2012 года он проходил курс лечения рака поджелудочной железы в Израиле . Скончался 16 июля 2012 года в лондонской клинике .

Память

В двух вышедших в 2013 году альбомах отдаётся дань памяти Джону Лорду. Бывшие коллеги из Deep Purple посвятили ему Now What?! , включив в оформление альбома строчку из песни «Above and Beyond» «Souls, having touched, are forever entwined» (с англ. «Души, коснувшись, навсегда переплелись»); также Лорду посвящена песня Uncommon Man с этого альбома. А Ричи Блэкмор завершил альбом Dancer and the Moon инструментальной композицией «Carry On… Jon». В честь музыканта был проведён концерт « Celebrating Jon Lord » с участием оркестра и большим количеством приглашённых артистов .

В декабре 2014 года в Ужгороде (Украина) на набережной Независимости Джону установили .

Семья

  • Первый брак с Джудит Фельдман англ. Judith Feldman (1969—1981)
    • Дочь — Сара Лорд ( англ. Sara Lord ), телепродюсер.
  • Второй брак — Вики Лорд (урождённая Гиббс , англ. Vicky Lord ), сестра-близнец жены Иэна Пейса Джеки.
    • дочь — Эми Лорд (в замужестве Черрингтон, англ. Amy Cherrington ).

Дискография

Сольные работы

Deep Purple

Whitesnake

Hoochie Coochie Men

  • Live at the Basement (2003)
  • Danger. White Men Dancing (2007)

Jon Lord Blues Project

  • Jon Lord Blues Project Live (2011)

Разные

Как приглашённый музыкант

Записанные, но не выпущенные

  • From Darkness To Light (2000)
  • Calling The Wild (2000)

Примечания

  1. . Дата обращения: 27 августа 2008. 22 августа 2011 года.
  2. // Classic Rock. — Арс Лонга, 2003. — Вып. 21 , № 5 . — С. 46—53 . — ISSN . 6 июля 2019 года. "
  3. (недоступная ссылка) // Fuzz
  4. от 8 марта 2013 на Wayback Machine // contactmusic.com
  5. . Дата обращения: 16 июля 2012. 19 июля 2012 года.
  6. . Дата обращения: 10 ноября 2021. 10 ноября 2021 года.
  7. от 26 марта 2015 на Wayback Machine | Reporter UA
  8. Рецензия в журнале Dark City № 71, 2012 год 5 из 5 звёзд 5 из 5 звёзд 5 из 5 звёзд 5 из 5 звёзд 5 из 5 звёзд

Ссылки

  • на thehighwaystar.com
  • на русскоязычном сайте о группе Whitesnake
  • // Журнал FUZZ
  • (видео на YouTube )
Источник —

Same as Лорд, Джон