Брансон, Квинта
- 1 year ago
- 0
- 0
Кви́нта (с лат. quinta — «пятая») — музыкальный интервал шириной в пять ступеней ; обозначается цифрой 5.
Квинта имеет несколько разновидностей.
Чистая квинта — интервал в пять ступеней (три с половиной тона ). Обозначается ч. 5 , является устойчивым интервалом и совершенным консонансом .
Чистая квинта строится на I, II, II пониженной, III, IV, V и VI ступенях в мажоре , на I, II пониженной, II (с участием VI мелодической) III, IV, V, VI и VII натуральной — в миноре .
Увеличенная квинта — интервал в пять ступеней (четыре тона). Энгармонически равна малой сексте , обозначается ув. 5 .
Увеличенная квинта строится:
Существуют также ещё две пары увеличенных квинт — на II пониженной и VII мелодической в мажоре, на II пониженной (с участием VI мелодической) и VII натуральной (с участием IV повышенной) в миноре, однако они не могут быть разрешены с соблюдением правил голосоведения и не имеют явного ладового тяготения, и поэтому употребляются редко.
Уменьшенная квинта — интервал в пять ступеней (три тона). Обозначается ум. 5 , энгармонически равна увеличенной кварте , является одной из разновидностей тритона . Чаще всего встречается уменьшенная квинта, построенная на VII ступени мажора и гармонического минора (диатоническая). В обоих случаях она разрешается в терцию на I ступени (в мажоре эта терция большая, в миноре — малая). Этот интервал имеет особое значение, так как на его разрешение опирается вся мажоро-минорная система ладов.
Уменьшенная квинта также строится:
Первые две квинты разрешаются в малую терцию на III ступени, последние две — в чистую кварту на V ступени
Ещё две уменьшенных квинты — на III ступени (с участием VII мелодической) в мажоре и на VI мелодической в миноре — встречаются редко, не могут быть разрешены с соблюдением правил голосоведения и не имеют явного ладового тяготения.
Дважды уменьшенная квинта — интервал в пять ступеней (два с половиной тона). Энгармонически равна чистой кварте, обозначается дв. ум. 5
В ладу существует только одна пара дважды уменьшенных квинт: на II повышенной ступени (с участием VI гармонической) в мажоре и на VII гармонической (с участием IV пониженной) в миноре. В обоих случаях встречным движением голосов дважды уменьшенная квинта разрешается в малую терцию: в мажоре на III ступени, в миноре — на I.
Чистая квинта имеет разное соотношение частот звуков в разных вариантах настройки: