Interested Article - Мандолина

Мандоли́на ( итал. mandolino ) — итальянский музыкальный инструмент с четырьмя двойными металлическими струнами ( хорами ), настроенными по квинтам и защипываемыми медиатором . Продолжительное звучание одной ноты обеспечивается использованием специфичного для мандолины приёма тремоло из быстрочередующихся ударов по струне .

История

Предком мандолины и других инструментов лютневого семейства является арабский уд , появившийся в VIII веке во времена арабского завоевания Пиренейского полуострова сначала в Испании, а затем, продвигаясь на восток, и в других странах Западной Европы . На его основе стали появляться разновидности инструментов под названиями бандола, пандура , пандурина, мандора, мандола и другими, образованными от арабских корней ban, pan, tam , означающих лютневидные инструменты (см. танбур ) и происходящих от греческого pandúra . Название мандолина (известно с 1634 г. ) является уменьшительной формой слова мандола (известно с 1235 г. ) , то есть это меньший по размеру инструмент.

Один из ранних типов мандолины XVII—XVIII веков, под названием миланская мандолина , похожа на лютню и имеет 4—6 пар жильных (кишечных) струн с квартовой или кварто-терциевой настройкой G м H м E 1 A 1 D 2 G 2 .

В 1720—1730-х годах неаполитанский мастер Антонио Виначчиа создаёт новый вид мандолины, которая после усовершенствования Паскуале Виначчиа в 1835 году получила свою законченную форму. Её новшеством стала возможность установки металлических струн, наличие колковой механики, увеличенный объём резонаторного корпуса и длина инструмента, количество ладов увеличено с 12—13 до 17 . Медиатор для игры на мандолине используется со второй половины XVIII века .

В XVII веке для миланской мандолины создаются обработки танцев и песен. Вместе с другими струнными щипковыми инструментами она используется в оркестре при исполнении опер , кантат , ораторий , инструментальной музыки, в аккомпанирующей группе бассо континуо . В XVIII веке в операх и ораториях становится популярна ария с мандолинным сопровождением. Сольное исполнение достигает своей вершины в концертах и других крупных произведениях А. Вивальди , И.А. Хассе .

Для неаполитанской мандолины в 1761—1783 годах в Париже издавалось множество сборников с дуэтами мандолин, сонатами для мандолины и баса, вокальными произведениями. Л.В. Бетховеном (1770—1827) написаны три пьесы: Тема с вариациями ре мажор, Сонатина до мажор, Адажио ми-бемоль мажор. В 1963 году они были изданы в переложении В.М. Блока для фортепиано, с предисловием музыковеда Н.Л. Фишмана . В 1799 году И.Н. Гуммелем создан концерт для мандолины. Как инструмент сопровождения серенад мандолина применялась в комических операх Ревнивый любовник (1778, А. Гретри ) , Севильский цирюльник (1782, Д. Паизиелло), Дон Жуан (1787, В.А. Моцарт) . Наиболее эффектно звучание инструмента в оркестре проявляется в хоре мандолин, например С. Прокофьев использовал 12 мандолин в «танце шута» балета Ромео и Джульетта (1938) .

В России

В 1785 году историк Яков Штелин так описывал происходящие в культурной жизни России события:

В заключение повествования о музыкальных новостях и достопримечательностях при императрице Елизавете следует упомянуть, что и итальянская гитара, вместе со своей землячкой мандолиной, принесённая разными итальянцами, появилась в Петербурге и Москве, но не успела приобрести себе здесь расположение, тем более, что не могла служить, как в Италии, для сопровождения влюблённых вздохов под окнами возлюбленной, в стране, где не в обычае ни вечерние серенады , ни вздохи на улице .

С гастролями в России выступали итальянские мандолинисты Занебони (1781, 1782) , Л. Инвернарди (1795), Пьетро Вимеркати (1837) , Эмилио Коломбо (1891) , Эрнесто Рокко (1903) .

Со второй половины 1880-х начинают издаваться школы и самоучители разных авторов: Э.И. Кёлера (1886 ) , И. Куликова (1889—1890 ) , Ф. Кристофаро (1896) , Л.А. Надежина (1904) , П.А. Розмыслова (1904) , Н.П. Трапезникова (1909) , И.Я. Петрова (до 1917) , М.З. Бельского , В.И. Яшнева (1928) , К.А. Исакова (1927) , В.В. Зарнова (до 1929 года) , Д.П. Александрова (1931) . «Заочные уроки» Зарнова подверглись критике композитора С.З. Сендерея , отмечавшего отсутствие в них базовых сведений о технике игры, сложность понимания авторского варианта цифровой нотации, а также легкомысленность предлагаемого репертуара, не соответствующего политике активной индустриализации СССР . Оригинальной особенностью некоторых самоучителей является использование цифровой или нотно-цифровой записи произведений ( табулатуры ), встречающейся в изданиях разных лет, вплоть до более современных М.Л. Маранцлихта (1974) и В.П. Круглова (2008) .

Так как сконструированная в 1908 году четырёхструнная домра идентична мандолине по диапазону, строю и приёмам игры, то некоторые авторы специально обозначают направленность своих школ на оба инструмента: С.Н. Тэш и Н.Н. Кудрявцев (1927), Д. Пивоваров (1927), Н.Д. Розов (1932), П. Худяков (1939) , Г.Г. Михайлов (1957) . То же самое относится и к нотным изданиям. Несмотря на разнообразие самоучителей большинство из них схожи друг с другом по содержанию и принципу подачи материала . Отдельно следует отметить подходящую для мандолины «Школу игры на четырёхструнной домре» Н.Т. Лысенко (1967, на русском и украинском языках), в которой акцент сделан на подробный разбор техники игры.

С 1926 года овальные (до 1970-х), полуовальные и плоские мандолины массово выпускались на Ленинградской фабрике имени Луначарского . Последними моделями второй половины 1980-х были полуовальные мандолины с пластмассовым корпусом. Также выпуск мандолин был налажен на Ростовской, Московской экспериментальной , Шиховской фабрике, украинской Черниговской и Львовской фабрике музыкальных инструментов.

Ансамбли мандолин

Простейшим видом мандолинного ансамбля, называемого «неаполитанским», является коллектив из нескольких мандолин прима и аккомпанирующих им гитар . В лучшем случае к ним присоединяется мандола .

Первое упоминание о российском неаполитанском ансамбле «Санкт-Петербургский кружок любителей мандолинистов и гитаристов», под управлением русского итальянца Д. Ф. Париса , датируется 1887 годом . Его примерный состав в 1897 году включал в себя 10 мандолин и 4 гитары . Кроме него в прессе упоминаются два петербургских ансамбля под управлением Е. П. Жуковского (1889) и Н. П. Трапезникова (1899) . В 1911 году опубликован устав «Первого Санкт-Петербургского кружка мандолинистов и гитаристов» , но был ли это новый коллектив или какой-то из упоминаемых ранее — неизвестно.

Немного более подробные сведения имеются об «Обществе мандолинистов и гитаристов любителей в Москве» под руководством В. А. Жемчужникова (устав принят в 1897 ). В нём принимал участие гитарист В. А. Русанов (в период 1898—1901). Он же в 1907—1909 возглавлял оркестр дачной молодёжи (курируемый «Комитетом по благоустройству дачной местности при станции Быково Московско-Казанской железной дороги»), собиравшийся для совместной игры на мандолинах, гитарах, балалайках и фортепиано. В 1908 В. А. Русанов вместе со своим учеником В. П. Машкевичем (1888—1971) основал подобный коллектив «Московское общество любителей игры на народных инструментах и любителей светского пения», просуществовавший до 1914 года .

Вполне вероятно, что знакомство с неаполитанскими и гитарными видами иностранных оркестров способствовало рождению идеи музыканта В. В. Андреева о необходимости создания первого в истории ансамбля балалаек (1887) , развившегося в домрово-балалаечный Великорусский оркестр (1896), по образцу которого в России стали создаваться многочисленные оркестры русских народных инструментов . Также остаётся открытым вопрос о степени влияния мандолины на процесс воссоздания андреевской домры (1896) и становление Великорусского оркестра в целом . Например, критически относившийся к деятельности Андреева музыковед Н. Ф. Финдейзен в своих дневниках отмечал, что «домра их — это окарикатуренная мандолина» (1907) .

Уроки игры на мандолине, гитаре и других инструментах входили в программу обучения Общества содействия нравственному, умственному и физическому развитию молодых людей « Маяк » (1900—1918). В 1910 году преподавателем мандолины В. И. Степановым организован учебный оркестр мандолинистов и гитаристов. Другими преподавателями в разное время были Н. П. Трапезников , С. А. Сурмилов , Ятков , Н. Я. Удал , Д. Ф. Парис , О. К. Узинг , А. Ф. Радышкевич .

В 1920—1930-е годы в деревенских и сельских клубах создаются самодеятельные ансамбли случайного состава из любых доступных музыкальных инструментов . Популярным видом ансамбля становится трио мандолины, балалайки и гитары, для которого издавалась нотная литература . В городских клубах организуются неаполитанские оркестры, в том числе смешанного состава (с добавлением балалаек и других инструментов). Их репертуар в основном состоял из разученных по слуху популярных уличных песенок, цыганских романсов , фокстротов и прочего .

Во второй половине 1920-х Н. Я. Шмелёвым организован оркестр мандолин, мандол и лют при Доме культуры меховой фабрики «Белка» ( г. Слободской Кировской области). После смены руководителя в 1946 году коллектив был постепенно преобразован в оркестр домр, балалаек и баянов . В том же 1946 году на Всесоюзном радио (Москва) организован профессиональный Неаполитанский ансамбль Н. Д. Мисаилова . В период борьбы с космополитизмом (1948—1953) ансамбль был расформирован и возрождён в 1957 году в ДК МВТУ им. Баумана . Другие известные коллективы: Неаполитанский ансамбль Н. Д. Розова (Москва, основан до 1929) , Неаполитанский оркестр В. В. Целиковского (Тверь, 1930), самодеятельный Неаполитанский ансамбль Н. Н. Сипкина «Домашнее музицирование» (Москва, 1945), Неаполитанский оркестр А. Г. Катышева при ДК «Кировец» (СПб., 1948) , Оркестр Б. Я. Тилеса при ДК им. Первой пятилетки (СПб., осн. до 1952) , Ансамбль А. И. Навроцкого при ДК УЗТМ г. Свердловска (1950-е), Ансамбль С. Н. Лачинова (Москва, 1947—1967). Их репертуар в основном состоял из произведений советских композиторов и переложений классической музыки .

Высокая популярность мандолинных оркестров в России, на Украине и в Белоруссии сохранялась до начала 1960-х . С другой стороны, музыковед Рогаль-Левицкий ещё в 1956 году отмечал, что их популярность резко снизилась за последние 30—40 лет . Связано это было с возросшей конкуренцией со стороны активно культивируемых в СССР самодеятельных и профессиональных оркестров русских народных инструментов .

Неаполитанские оркестры в период второй половины XIX — первой половины XX века, кроме самой Италии и некоторых других стран Европы, также обрели популярность в США, Канаде, Австралии, Японии .

Виды

Идеи по созданию полноценного неаполитанского оркестра и квартета потребовали разработки мандолин регистровых разновидностей. Так в 1890-х годах, по инициативе итальянского музыканта Луиджи Эмбергера, были сконструированы две мандолины увеличенных размеров, предназначавшиеся для создаваемого Эмбергером классического мандолинного квартета, состоящего из двух мандолин, мандолы и люты : . Кроме «классического» существует и «романтический» вид квартета из двух мандолин, октавной мандолы и гитары (вместо гитары реже используется люта) : . Мандолинистом Раффаэле Калаче (1863—1934) в роли солирующего инструмента активно использовалась разновидность люты с пятью хорами и строем CGDAE : .

Л. Эмбергером также была создана оркестровая разновидность уменьшенной мандолины пикколо terzini . Создание контрабаса (лиолы : , мандолоне ) в строе A к D б G б C м и пикколо quartini и приписывается семейству итальянских мастеров Виначчиа . Мандолина пикколо используется очень редко в больших оркестрах или как инструмент для маленьких детей : - .

Английское
название
Регистровые разновидности Строй Мензура , см Длина, см Нотация
Piccolo mandolin Пикколо C 1 G 1 D 2 A 2 (quartini )
D 1 A 1 E 2 H 2
H м F 1 C 2 G 2 (terzini : )
26,6 Транспонируется ниже реального звучания на кварту, квинту или малую терцию в скрипичном ключе
Mandolin Мандолина , прима G м D 1 A 1 E 2 33,5—35,7 61—63,5 В скрипичном ключе
Mandola Мандола , альт C м G м D 1 A 1 45 77 В альтовом ключе
Octave mandolin Октавная мандолина,
октавная мандола , тенор
G б D м A м E 1 52 Транспонируется выше на октаву в скрипичном ключе
Mandocello Люта , виолончель C б G б D м A м 60,1 95,7 В басовом ключе
Mandobass Контрабас E к A к D б G б
(струны одинарные )
98,8 157,3 Транспонируется выше на октаву в басовом ключе
Размеры кузова, см
Вид Высота Ширина Длина
Овальная (прима) 14,5 20—21 31,5—32
Полуовальная 9,5 24,5—25 31,5—32
Плоская 7 27 31,5—32
Мандола овальная 18,5 25 35—36
Люта овальная 21,5 30 46—48
Контрабас плоская 13 76 91—92
По форме корпуса
  • Овальная (неаполитанская) — корпус (кузов) выпуклый каплевидный, собирается из 15—30 узких клёпок. Верхняя дека с изломом (перегибом ) в 7—10°, находящимся за подставкой на расстоянии 3—4 мм от места её установки . Кузов мандолины прима начинается от 10-го лада на грифе .
  • Полуовальная (венская) — конструкция схожа с плоской мандолиной, но отличается от неё чуть более узким корпусом и слегка выпуклым дном (нижней декой), которое может изготавливаться из фанеры или 5—7 клёпок равной ширины . Из-за несущественных отличий полуовальной мандолины от плоской, в обиходе её также могут называть «плоской» или «португальской».
  • Плоская (португальская) — корпус состоит из двух округлых плоских дек и обечайки (схож с португальской гитарой ).

Звучание овальной мандолины приглушённое и мягкое, полуовальной — более яркое, плоской мандолины — открытое и резкое .

Мандолина Гибсона — мандолина с выпуклыми деками ( archtop ) и узкой обечайкой как у скрипки . Разработана О. Гибсоном в 1890-х годах . В 1922 ведущим конструктором компании « Gibson » Л. Лоэром была представлена мандолина со скрипичными резонаторными отверстиями (эфами). Мандолина Гибсона имеет две различные формы корпуса: с завитком (F-стиль) и без завитка (A-стиль) . К 1935 году в США она почти полностью заменила собой овальную мандолину, даже в ансамблях классической музыки. К середине XX века, благодаря мандолинисту Биллу Монро , вошла в состав блюграсс -ансамбля , где одной из её функций стала ритмическая поддержка вторых и четвёртых долей такта игрой приглушёнными аккордами ( chop chords ) .

Мандриола европейская, трихордия мексиканская — мандолина с тройными хорами, настраивающимися в унисон G м D 1 A 1 E 2 или октаву G б G м G м — D м D 1 D 1 — A м A 1 A 1 — E 1 E 2 E 2 .

Примечания

  1. .
  2. Маранцлихт М. Самоучитель игры на мандолине или четырёхструнной домре (по нотно-цифровой системе) / Под общ. ред. Г. Михайлова. — М. : Советский композитор, 1974. — С. 15. — 70 с.
  3. // Большая российская энциклопедия. Электронная версия. — М. , 2017.
  4. Модр А. Мандолина (63—65, 222—223). Лютня (с. 58—60) // Музыкальные инструменты = Modr A. Hudební nástroje / Перевод с чешского Л.А. Александровой с третьего издания 1954 года. — М. : МузГИз, 1959. — 267 с.
  5. // Музыкальный словарь. Том 1 / Сост. Г. Риман. Перевод с 5-го нем. изд. Б. Юргенсона. — Москва-Лейпциг: Юргенсон, 1901-1904. — С. 74.
  6. Tyler J., Sparks P. Mandolin // The New Grove. Dictionary of music and musicians. — New York: Oxford University Press, 2001.
  7. (нем.) Sachs C. // Real-Lexikon der Musikinstrumente. — B. : Im Verlag von Julius Bard, 1913. — С. 251—253.
  8. // Музыкальный словарь. Том 2 / Сост. Г. Риман. Перевод с 5-го нем. изд. Б. Юргенсона. — Москва-Лейпциг: Юргенсон, 1901-1904. — С. 804.
  9. Скрозникова А.А. от 10 июля 2021 на Wayback Machine // Исследования молодых музыковедов. Сборник статей по материалам конференции 14—15 апреля 2016 / РАМ им. Гнесиных. Отв. ред. Т.И. Науменко. — М.: Пробел-2000, 2016. — С. 102—103.
  10. Бетховен. Тема с вариациями. Адажио. Сонатина. Пьесы для мандолины в обработке для фортепиано В. Блока. — М.: МузГИз, 1963. — 28 с.
  11. Рогаль-Левицкий Д.Р. Мандолина // Современный оркестр. Том 4. — М. : МузГИз, 1956. — С. 86—96.
  12. , с. 93.
  13. , с. 77—78.
  14. Фаминцын А.С. Домра и сродные ей музыкальные инструменты русского народа. — СПб.: Тип. Э. Арнгольда, 1891. — С. 194.
  15. Финдейзен Н.Ф. от 9 июля 2021 на Wayback Machine — М.-Л.: Гос. издательство, 1928. — С. 153, 167.
  16. , с. 24.
  17. Sparks P. от 8 марта 2022 на Wayback Machine — City University of London, 1989. — P. 61—62. — 205 p.
  18. , с. 83.
  19. от 9 июля 2021 на Wayback Machine — СПб.: Тип. М.Д. Ломковского, 1903. — 20 с.
  20. , с. 83—87.
  21. Кёлер Э. от 9 июля 2021 на Wayback Machine — М.: Ю.Г. Циммерман. — 24 с.
  22. , с. 82—83.
  23. Куликов И. от 9 июля 2021 на Wayback Machine — М.: П. Юргенсон, 1890. — 27 с.
  24. Кристофаро Ф. от 9 июля 2021 на Wayback Machine — М.: Гутхейль, 1896. — 79 с.
  25. Кристофаро Ф. от 9 июля 2021 на Wayback Machine — М.: Гутхейль, 1896. — 95 с.
  26. Надежин Л.А. от 9 июля 2021 на Wayback Machine — М.: И.Ф. Мюллер, 1904. — 47 с.
  27. Розмыслов П.А. Самоучитель для мандолины по новейшей циферной методе. В 2 ч. — СПб.: Изд. авт., 1904. — 16 с.
  28. Трапезников Н.П. Самоучитель для мандолины. Новейший общедоступный и практический по нотной и циферной системам. — СПб.: Северная лира, 1909. — 23 с.
  29. Петров И.Я. Новейший самоучитель для мандолины по нотной и циферной системам. — изд. 18-е испр. — [М.: Изд. О. Клаус, до 1917.] — 24 с.
  30. , с. 85.
  31. Бельский М.З. Новейший общедоступный самоучитель для мандолины по нотной и циферной системам. — М.: Лит. Гроссе.
  32. Яшнев В.И. Новейший самоучитель для мандолины по нотной и цифровой системе. — Л.: Тритон, 1928. — 15 с.
  33. Исаков К.А. Новейший самоучитель для мандолины по нотной и цифровой системе + Сборник пьес "Любимец мандолиниста". — Л.: Изд. авт., 1926—1927.
  34. Сендерей С.З. от 9 июля 2021 на Wayback Machine // Довести до конца борьбу с нэпманской музыкой. — М., 1931. — С. 72—74.
  35. от 9 июля 2021 на Wayback Machine — Вятка: Муз. магазин Г. Кауфман, 1929. — С. 17.
  36. Александров Д. Самоучитель игры на мандолине по нотной и цифровой системам. — М.: МузГИз, 1931. — 24 с.
  37. Круглов В.П. Школа игры на мандолине. — М.: РАМ им. Гнесиных, 2008. — 184 с.
  38. Короткова Е. от 8 июня 2021 на Wayback Machine // Играем с начала. Da capo al fine : газета. — М., 2006. — 1 августа.
  39. , с. 97—98.
  40. Михайлов Г.Г. Самоучитель игры на мандолине и четырёхструнной домре. — М.: МузГИз, 1957. — 97 с.
  41. , с. 83—84.
  42. Отюгова Т.А., Галембо А.С., Гурков И.М. Рождение музыкальных инструментов. Из истории Ленинградского производственного объединения по изготовлению музыкальных инструментов. — Л. : Музыка, 1986. — С. 114—118. — 187 с.
  43. Неаполитанский оркестр (с. 232). Деревенское трио (с. 89—90) // от 26 июля 2021 на Wayback Machine / Ред. Т.Н. Суханова. — М.: Прогресс-Традиция, 2010. — 496 с.
  44. // Каталог музыкальных инструментов / Министерство местной промышленности РСФСР. — М. : Главместпромсбыт, 1949. — С. 51—54.
  45. Устав С.-Петербургскаго кружка любителей мандолинистов и гитаристов. — СПб.: Тип. Ю. Штауфа (И. Фишона), 1887. — 15 с.
  46. Колокольцов К.В. от 9 июля 2021 на Wayback Machine — СПб.: Скоропечатня "Надежда", 1897. — Приложения XXXV.
  47. , с. 87—88, 98, 101.
  48. от 9 июля 2021 на Wayback Machine — СПб.: Тип. Е.А. Полубояриновой, 1911. — 14 с.
  49. Устав Общества мандолинистов и гитаристов любителей в Москве. [Утв. 24 дек. 1897 г.] — М., 1898. — 15 с.
  50. // История гитары в лицах : журнал. — 2014. — № 1 (10) . — С. 8, 28—29, 38 . 24 июня 2021 года.
  51. // Большая российская энциклопедия. Том 1. — М. , 2005. — С. 724.
  52. Имханицкий М.И. У истоков русской народной культуры. — М. : Музыка, 1987. — С. 57—58.
  53. , с. 94.
  54. , с. 94—98, 102—104.
  55. , с. 94—97.
  56. Финдейзен Н.Ф. // Русская музыкальная газета. — СПб., 1898. — № 5—6. — С. 614.
  57. Финдейзен Н.Ф. от 9 июля 2021 на Wayback Machine — СПб.: Дмитрий Буланин, 2010. — С. 190.
  58. от 9 июля 2021 на Wayback Machine — СПб., 1911. — С. 38.
  59. от 9 июля 2021 на Wayback Machine — СПб., 1904. — С. 10.
  60. от 9 июля 2021 на Wayback Machine — СПб., 1905. — С. 8, 11.
  61. от 9 июля 2021 на Wayback Machine — СПб., 1907. — С. 7.
  62. от 9 июля 2021 на Wayback Machine — СПб., 1908. — С. 47.
  63. от 9 июля 2021 на Wayback Machine — Петроград, 1917. — С. 50.
  64. от 9 июля 2021 на Wayback Machine : журнал. — М.: Крестьянская газета, 1926. — Август (№ 8 (13)). — С. 7—8.
  65. Пересада А.И. Оркестры русских народных инструментов. Справочник. — М. : Советский композитор, 1985. — С. 55.
  66. , с. 4.
  67. от 11 июня 2021 на Wayback Machine // Официальный сайт
  68. от 11 июня 2021 на Wayback Machine // Дворец культуры МГТУ им. Баумана
  69. от 11 июня 2021 на Wayback Machine // Журнал "История гитары в лицах". — 2012. — № 4. — С. 43.
  70. от 11 июня 2021 на Wayback Machine // Центр культуры и досуга "Кировец", СПб
  71. от 14 марта 2022 на Wayback Machine // Журнал "История гитары в лицах"
  72. Лачинова Т.С. // Играем с начала. Da capo al fine : газета. — М. , 2010. — Июнь ( № 6 (78) ). 29 января 2020 года.
  73. Варламов Д.И. . — Саратов, 2009. — С. 31. 9 июля 2021 года.
  74. Sparks P. The Classical Mandolin. — New York: Oxford University Press, 1995.
  75. // Музыкальная энциклопедия. Том 3. — М. : Советская энциклопедия, 1976. — Стб. 432.
  76. Прокопенко Н.А. Мандолины // Устройство, хранение и ремонт народных музыкальных инструментов. — М. : Музыка, 1977. — С. 10—13.
  77. от 6 июня 2021 на Wayback Machine // minermusic.com
  78. от 6 мая 2021 на Wayback Machine // Atlas of Plucked Instruments
  79. Бандас Л.Л., Кузнецов И.А. Мандолина // Производство и ремонт щипковых музыкальных инструментов. — М. : Лёгкая и пищевая промышленность, 1983. — С. 5, 43—46, 242.
  80. Комаров Н.А., Федюнин С.Н. Мандолина // Изготовление и ремонт щипковых музыкальных инструментов. — М. : Легпромбытиздат, 1988. — С. 186.
  81. // gibson.com (архивировано в 2015)
  82. от 18 апреля 2021 на Wayback Machine // vintagemandolin.com
  83. , с. 48—50.
  84. от 24 июня 2021 на Wayback Machine // Mandolin Cafe

Литература

  • // Большая российская энциклопедия. Том 18. — М. , 2011. — С. 749—750.
  • Семененко О.М. Культура игры на мандолине в России конца XIX века и её значение в развитии концертной балалайки В.В. Андреева // Аспирантский сборник. Вып. 7 / Ред.-сост. Н.Ю. Данченкова. — М. : Гос. институт искусствознания, 2013. — С. 76—104.
  • Мочалова Е.Н. . — М. , 2018. — 148 с.
Источник —

Same as Мандолина