Когнитивный диссонанс
- 1 year ago
- 0
- 0
Консона́нс и диссона́нс ( фр. consonance , от лат. consonantia — созвучие, согласное звучание, и фр. dissonance , от лат. dissonantia — неблагозвучие, нестройное звучание; названные латинские термины — переводы, соответственно, др.-греч. συμφωνία и διαφωνία ) в теории музыки — категории гармонии , характеризующие слияние или неслияние в восприятии одновременно звучащих тонов, а также сами созвучия ( интервалы , аккорды ), воспринимаемые/интерпретируемые как «слитные» и «неслитные».
Несмотря на то, что для объяснения кон- и диссонирования зачастую привлекаются математико- акустические аргументы, ни консонанс, ни диссонанс не являются абсолютными, «физическими» данностями. За исключением октавы и квинты (и конкордов , составленных из них), на протяжении тысячелетий считавшихся совершенными консонансами, качество всех прочих интервалов и многозвучий, их парные и групповые «сонантные» оппозиции неоднократно пересматривались, по-разному интерпретировались. Этот процесс продолжается и поныне.
В системе классико-романтической гармонии консонансами считаются унисон (условно относимый к интервалам), октава , квинта , кварта , большая и малая терции , большая и малая сексты , мажорное и минорное трезвучия и их обращения. К созвучиям-диссонансам относят септимы и секунды , тритон , все увеличенные и уменьшённые интервалы (в частности — энгармонически равные консонансам), а также аккорды с участием этих интервалов.
Кварта — так называемый неустойчивый консонанс — трактуется как диссонанс, если её нижний звук помещается в басу (например, во втором обращении трезвучия , квартсекстаккорде).
Различие между консонансом и диссонансом рассматривается в 4 аспектах:
Соотношение консонанса и диссонанса всегда было важнейшей проблемой музыки. Пифагорейцы (VI—IV вв. до н. э.) проводили аналогию между консонансом ( др.-греч. συμφωνία ) и гармонией мира , мировым порядком ( космосом ), противопоставляя ему диссонанс — дисгармонию, хаос . К консонансам («симфониям») они относили октаву, квинту и кварту, квинту с октавой и двойную октаву, все остальные созвучия — к диссонансам («диафониям»). Последователи Пифагора различали консонанс и диссонанс в зависимости от числовых отношений тонов; последователи Аристоксена считали критерием консонантности «приятность» созвучий для слуха . В средневековой теории музыки для обозначения консонанса и диссонанса существовали термины «конкорданс» ( лат. concordantia ) и «дискорданс» ( лат. discordantia ); похожим термином («конкорданция») в России XVII века пользовался Н. П. Дилецкий .
В XIII веке ( Иоанн де Гарландия , Франко Кёльнский ) обе терции перешли в разряд консонансов; вскоре за ними последовали и обе сексты. В XIV веке (например, у Гильома де Машо ) трезвучие ещё трактуется как мягкий диссонанс и нуждается в разрешении. В XV веке (например, у Антуана Бюнуа ) встречаются уже параллельные трезвучия и параллельные секстаккорды (например, в фобурдонах Гиойма Дюфаи ), что свидетельствует о переходе тех и других в разряд несовершенных консонансов. В XVI веке оба трезвучия полностью перешли в разряд консонансов, причём большое трезвучие рассматривалось как более «совершенное», более чистое по сравнению с малым (см. Пикардийская терция ). На рубеже XVI—XVII веков диссонансы стали вводиться без приготовления консонансами (так делал, например, Монтеверди , за что он подвергся резкой критике со стороны Артузи ). В позднеромантической гармонии (например, в «Тристане» Р. Вагнера ), а особенно на рубеже XIX—XX веков (поздние сочинения А. Н. Скрябина , произведения композиторов новой венской школы , С. С. Прокофьева и др.) диссонанс уже не обязательно разрешается в консонанс. Примером свободного применения всех созвучий, в том числе и диссонансов, может служить « Весна священная » И. Ф. Стравинского . В музыке XX—XXI веков градация сонантности осознаётся как многоступенная (вместо двуступенной — консонанса и диссонанса): прима и октава, квинта и кварта, терции и сексты (тритон), мягкие диссонансы (м. септима, б. секунда), острые диссонансы (б. септима, м. секунда).
В лингвистике и стиховедении используются термины, производные от того же корня, что и музыкальные термины консонанс/диссонанс (от лат. глаголов consono, dissono) — консонантное письмо и диссонансная рифма . См. также ассонанс (от корня assono).