Биркгоф, Гаррет
- 1 year ago
- 0
- 0
Элизабет Гаррет Андерсон ( англ. Elizabeth Garrett Anderson ; 9 июня 1836 — 17 декабря 1917 ) — английская женщина-врач и суфражистка . Первая женщина, получившая в Британии квалификацию врача и хирурга . Также была соучредителем первой больницы, укомплектованной женщинами, первым деканом Британской медицинской школы, первой женщиной в Британии, избранной в школьный совет, и, как мэр Олдебурга, первой женщиной-мэром в Британии.
Она родилась в Олдборо , Саффолк , в 1836 году, будучи второй из одиннадцати детей Ньюсона Гаррета . В Олдборо не было школ, поэтому начальное образование Гарретт получила дома. Изначально мать обучала её чтению, письму и арифметике, а когда Гаррет исполнилось 10 лет, для них с сестрой стала преподавать гувернантка Мисс Эджворт, бедная дворянка. Утро они проводили в классной комнате; после обеда совершали регулярные прогулки; обучение юных леди продолжалось и во время семейных обедов, на которых присутствовала Эджворт. По ночам гувернантка спала в отгороженной занавеской комнате в спальне девочек. Гаррет презирала свою гувернантку и старалась перехитрить учительницу в классе . Когда Гаррет было 13 лет, а её сестре Луи — 15, их отправили в частную школу-интернат для дам в Блэкхите, Лондон, которой управляли сводные тётки поэта Роберта Браунинга . Там преподавали английскую литературу, французский, итальянский и немецкий языки, а также манеры поведения .
Позже Гаррет вспоминала глупость тамошних учителей, хотя учёба в частной школе помогла ей развить любовь к чтению . Её главной жалобой было отсутствие преподавания естественных наук и математики . Среди её любимых писателей были Теннисон , Вордсворт , Милтон, Кольридж , Троллоп , Теккерей и Джордж Элиот . Элизабет и Луи отличались тем, что им разрешалось принимать горячую ванну раз в неделю (по настоянию их отца), за что были прозваны «банными Гарретами» . Тем не менее, именно обучение в частной школе позволило сёстрам стать друзьями на всю жизнь. Когда они закончили обучение в 1851 году, их отправили в короткую поездку за границу, закончившуюся памятным посещением Всемирной выставки в Гайд-парке , Лондон .
После этого формального образования Гарретт провела следующие девять лет, занимаясь домашними делами, продолжая изучать латынь и арифметику по утрам, а также много читала. Её сестра Миллисент вспоминала еженедельные лекции Гаррет «Беседы о важных вещах», когда её младшие братья и сёстры собирались вместе, пока она обсуждала политику и текущие дела от Гарибальди до «Истории Англии» Маколея . В 1854 году, когда ей было восемнадцать лет, Гаррет с сестрой отправились в долгую поездку к своим школьным подругам Джейн и Энн Кроу в Гейтсхед , где она познакомилась с Эмили Дэвис , феминисткой и будущей соучредительницей Гёртон-колледжа в Кембридже. Дэвис было суждено стать её другом и наперсником на всю жизнь, всегда готовым дать дельный совет во время принятия важных решений в карьере Гаррет. Возможно, именно в «Английском женском журнале» , впервые изданном в 1858 году, Гаррет впервые прочитала об Элизабет Блэкуэлл , ставшей первой женщиной-врачом в Соединенных Штатах в 1849 году . Когда Блэкуэлл посещала Лондон в 1859 году, Гаррет отправилась в столицу. К тому времени её сестра Луи уже вышла замуж и жила в Лондоне. Гаррет присоединилась к Обществу содействия занятости женщин, которое организовывало лекции Блэкуэлл по теме «Медицина как профессия для женщин» и организовало частную встречу между Гаррет и доктором . Говорят, что во время поездки в Олд-Хаус около 1860 года, однажды вечером, сидя у камина, Гаррет и Дэвис выбрали путь карьерного роста для расширения границ прав женщин; Гаррет должна была открыть для женщин профессию врача, Дэвис — двери в университетское образование для женщин, в то время как 13-летняя Миллисент стала бы заниматься политикой и избирательными правами женщин. . Сначала Ньюсон был против радикальной идеи о том, чтобы его дочь стала врачом, но потом согласился сделать всё, что в его силах, как в финансовом, так и в ином плане, чтобы поддержать Гаррет .
В 1860 году она решила изучать медицину, что казалось неслыханной вещью для женщины в те дни, а старомодными людьми могло быть расценено как нечто почти неприличное. Гаррет удалось получить относительное иррегулярное начальное медицинское образование в Миддлсекской больнице в Лондоне, но ей было отказано в приёме в качестве полноправного студента и там, и во многих других медицинских школах, в которые она пробовала поступить. В больнице Миддлсекса она провела около шести месяцев и показала себя хорошей медсестрой. Ей разрешали посещать амбулаторию и частные занятия по латыни, греческому языку и фармакологии , а также присутствовать при операциях. Отдельно она занималась с преподавателями по анатомии и физиологии три раза в неделю, чем заслужила допуск на лекции по химии в медицинской школе при больнице и в анатомический кабинет. Но несмотря на поддержку администрации, большинство студентов мужского пола были против сокурсницы-женщины . Гаррет покинула больницу, получив сертификат с отличием по химии и фармакологии. Она подала документы в несколько медицинских школ, включая Оксфорд, Кембридж, Глазго, Эдинбург, Сент-Эндрюс и Королевский колледж хирургов, но все они отказались принять её .
Её спутницей в этой борьбе стала София Джекс-Блейк . Хотя обе они считаются «выдающимися» медицинскими деятелями конца XIX века, Гаррет смогла использовать полученные сертификаты через лазейку в приёмной комиссии Почтенного общества аптекарей . Получив в частном порядке диплом по анатомии и физиологии, она была принята в 1862 году в общество аптекарей, которое, согласно их уставу, не могло юридически исключить её по половому признаку . Также она продолжала изучение анатомии в Медицинской школе лондонской больницы с некоторыми из профессоров Сент-Эндрюсского университета и в заочной медицинской школе в Эдинбурге при королевском родильном доме .
В 1865 году она, наконец, сдала экзамен и получила лицензию от общества аптекарей, став первой женщиной, получившей квалификацию в Британии, чтобы официально заниматься медициной (раньше неё получил квалификацию доктор Джеймс Бэрри , который родился и вырос женщиной, но представлялся мужчиной с 20 лет, чтобы поступить в медицинскую школу, и прожил свою взрослую жизнь как мужчина). В этот день трое из семи кандидатов сдали экзамен, причем Гаррет получила самые высокие оценки . Общество аптекарей немедленно внесло поправки в свои правила, чтобы другие женщины не могли получить лицензию , что означало, что подобный путь для Джекс-Блейк закрыт; новое правило запрещало женщинам, получившим частное образование, сдавать экзамен . Только в 1876 году был принят медицинский акт, новый закон, который позволил Британским медицинским властям выдавать лицензии всем квалифицированным заявителям независимо от их пола .
Несмотря на имеющуюся у Гаррет лицензию, её половая принадлежность не позволяла ей занять медицинскую должность ни в одной больнице. Поэтому в конце 1865 года Гаррет открыла свою собственную практику на Аппер-Беркли-стрит, 20, Лондон . Поначалу пациентов было мало, но их количество постепенно росло. После шести месяцев практики она захотела открыть амбулаторный диспансер , чтобы бедные женщины могли получить медицинскую помощь от квалифицированного практикующего врача своего пола. В 1865 году в Британии произошла вспышка холеры, поразившая как богатых, так и бедных, и в панике некоторые люди забыли о своих предрассудках по отношению к женщине-врачу. Первая смерть от холеры наступила в 1866 году, но к тому времени Гаррет уже открыла амбулаторию Святой Марии для женщин и детей на Сеймур-Плейс, 69 . В первый год она ухаживала за 3000 новыми пациентами, которые совершили 9300 амбулаторных визитов в диспансер . Диспансер вскоре перерос в Новую больницу (англ. New Hospital) для женщин, и там Андерсон проработала более двадцати лет. Узнав, что декан медицинского факультета университета Сорбонны в Париже выступает за набор женщин в качестве студентов-медиков, Гарретт начала изучение французского языка, чтобы иметь возможность подать заявление на получение медицинской степени, которую, не без некоторых трудностей, она получила в 1870 году .
В том же году она была избрана в первый совет Лондонский школы, недавно открытый для женщин; Гаррет получил самый высокий голос среди всех кандидатов. А также стала одним из приглашённых врачей-визитёров в больнице восточного Лондона для детей (позже детской больницы королевы Елизаветы), став первой женщиной в Великобритании, назначенной на медицинский пост . Но обязанности на этих двух должностях оказались несовместимыми с её основной работой, и в 1873 году она подала в отставку с них . В 1871 году она вышла замуж за Джеймса Джорджа Скелтона Андерсона (умер в 1907 году), лондонского судовладельца, но не оставила врачебную практику. В 1872 году амбулатория стала новой больницей для женщин и детей , где женщины со всего Лондона лечились от гинекологических заболеваний; больница переехала в новое помещение на Мэрилебон-стрит в 1874 году. Примерно в это же время Гаррет также выступила с ответом на мужской взгляд медицинского характера на женское образование. Поводом послужила статья Генри Модсли «Секс и разум в образовании», в которой утверждалось, что образование для женщин вызывает чрезмерную нагрузку и тем самым снижает их репродуктивную способность, иногда вызывая «нервные и даже психические расстройства» . Контраргумент Гаррет состоял в том, что настоящая опасность для женщин заключается не в образовании, а в скуке, и что свежий воздух и физические упражнения предпочтительнее, чем сидеть у камина с романом . Позже Гаррет стала лектором в единственном учебном заведении в Британии, предлагавшем курсы для женщин .
Она стабильно работала над развитием Новой больницы (англ. New Hospital) и (с 1874 года) вместе с Софией Джекс-Блейк над созданием медицинской школы для женщин в Лондоне, где занимала должность декана . Оба учреждения с тех пор были значительно усовершенствованы и качественно оборудованы. Новая больница (в Истон-Роад), архитектором которой стал Дж. М. Брайдон , который взял в помощники сестру Андерсон Агнес Гаррет и её кузину Роду Гаррет, которые внесли свой вклад в проектирование , была укомплектована исключительно медперсоналом из женщин, а в основанной ей школе (на улице Хантер-стрит) обучалось более чем 200 студенток, большинство из которых готовилось к поступлению на медицинский факультет Лондонского университета, который был открыт для женщин в 1877 году . В Новой больнице на 1874 год имелось 26 коек, и Главный медицинский совет Англии первоначально противился её использованию в учебных целях, так как по закону только больница размером от 150 коек и выше считалась пригодной для целей обучения студентов. Но после трёх лет борьбы и апелляций альянс, созданный школой для женщин-врачей и Королевским бесплатным госпиталем Грейс-ин-Роад, смог добиться отмены официальных постановлений на этот счёт. Усилия небольшой группы потенциальных женщин-врачей во главе с Гаррет в конце концов привели к принятию в 1876 году парламентом акта, разрешающего допускать женщин к сдаче экзаменов на медицинские факультеты университетов.
В 1873 году она стала членом Британской медицинской ассоциации (БMA), но вскоре после этого было выдвинуто предложение полностью исключить женщин (в частности, Андерсон и Фрэнсис Элизабет Хогган ) из ассоциации. Против этого решительно выступил доктор Норман Керр, который отстаивал равные права членов совета . Это явление стало «одним из нескольких уникальных случаев, поскольку Гарретт удалось войти в доселе полностью мужское медицинское объединение, которое впоследствии было сильно обеспокоено официальным исключение других женщин, которые могли бы последовать за ней» . В 1892 году все ограничения на членство женщин в Британской медицинской ассоциации были сняты. А в 1897 году Гарретт Андерсон была избрана президентом отделения Британской медицинской ассоциации в восточной Англии .
Гаррет Андерсон также активно участвовала в движении за избирательные права женщин. В 1866 году Гаррет Андерсон и Эмили Дэвис представили петиции, подписанные более чем 1500 женщинами, с просьбой предоставить женщинам-главам домохозяйств право голоса . В том же году Гаррет Андерсон присоединилась к первому Британскому женскому избирательному комитету . Хотя она не была так активна, как её сестра Миллисент Гаррет Фосетт , однако успела стать членом Центрального Комитета Национального общества за избирательное право женщин в 1889 году.
После смерти мужа в 1907 году она посвящала больше времени и сил общественной деятельности. 9 ноября 1908 года она была избрана мэром Олдборо, став первой женщиной-мэром в истории Британии. Находясь на своём посту она выступала с речами за избирательное право, прежде чем растущая радикализация в движении привела к её уходу в 1911 году . Её дочь Луиза, также ставшая врачом, занимала более активную позицию и даже участвовала в радикальных акциях движения, за что была привлечена к уголовной ответственности и в 1912 году помещена в тюрьму .
Элизабет Гаррет Андерсон однажды заметила, что «врач ведет две жизни, профессиональную и частную, и границы между ними никогда не пересекаются» . В 1871 году она вышла замуж за Джеймса Джорджа Скелтона Андерсона (умер в 1907 году) из Восточной пароходной компании , совладельцем которой был его дядя Артур Андерсон , но не отказалась от своей медицинской практики. У неё было трое детей: Луиза (1873—1943), Маргарет (1874—1875), умершая от менингита, и Алан (1877—1952).
В 1902 году они переехали в Олдборо , а через год, после смерти матери Элизабет, в Олд-Хаус. Скелтон умер от инсульта в 1907 году . Она была счастлива в браке, и в преклонном возрасте посвящала время дому, саду и путешествиям с младшими членами большой семьи .
Она умерла в 1917 году и была похоронена в родном Олдборо на кладбище церкви Святого Петра и Святого Павла . Её сын, Аллан Гаррет-Андерсон, заменил Эрика Геддеса на посту инспектора военно-морского флота в августе 1917 года, а её дочь Луиза, также врач, была начальником одного из полевых госпиталей во время Первой мировой войны .
Движение за допуск женщин к медицинской профессии, неутомимым пионером которого она была в Англии, распространилось на многие европейские страны, за исключением Испании и Турции.
Новая больница для женщин, созданная Элизабет Гаррет Андерсон, с 1918 года носит её имя и объединена с акушерской больницей в 2001 году , прежде чем переехать в Университетский колледж Лондонского университета.
Бывшие здания больницы Элизабет Гаррет Андерсон включены в состав новой Национальной штаб-квартиры британского профсоюза UNISON. Галерея Элизабет Гаррет Андерсон (Elizabeth Garrett Anderson Gallery) , постоянная инсталляция, установленная в отреставрированном здании больницы, с использованием различных средств массовой информации, повествующих об истории Гаррет Андерсон, её больницы и борьбы женщин за достижение равенства в области медицины в более широких рамках социальной истории XIX-го и XX-го веков.
Центр интенсивной терапии в больнице Ипсвича был назван центром Гаррет Андерсон, в знак признания её связей с графством Суффолк .
Школа Элизабет Гаррет Андерсон, средняя школа для девочек в Ислингтоне, Лондон, названа в её честь.
Архив Элизабет Гаррет Андерсон хранится в женской библиотеке Лондонской школы экономики . Архивы больницы Элизабет Гаррет Андерсон (бывшая Новая больница для женщин) хранятся в лондонском Метрополитен-архиве .
9 июня 2016 года Google Doodle отметил её 180-летие .