Толчком к созданию альбома стал приём
ЛСД
после долгого перерыва и последующий
бэд-трип
. По словам Летова, такого с ним прежде не случалось. Он описывает состояние, в котором он устал от собственных устоявшихся мнений: «
Это даже не депрессия была, а ощущение чего-то совсем безнадежного, когда задыхаешься просто от своих мнений, от своих полностью устоявшихся точек зрения. И когда всё это было сломано — оно точно пробило какую-то пробку, будто меня изнутри протаранило, возник страшный фонтан. Я только и успевал записывать…
»
.
Переосмысливая полученные переживания, Летов гулял по лесам и прочим безлюдным местам, записывая на
диктофон
новые песни. В результате появился цикл песен, по смыслу близкий скорее к его проекту 1990 годов «
Егор и Опизденевшие
», чем к «Гражданской обороне».
Демоверсия
этого альбома, где Летов играл на ударных, по его словам, отличалась более прозрачным звуком, а окончательная версия получила более жесткое и тяжелое звучание. Летов прокомментировал это так:
…это альбом Егора и Опизденевших, но в процессе записи выяснилось, что материал Опизденевших сыгран и записан именно ГО, причём самым классическим образом. Со всеми характерными составляющими, от свободной импровизации до жёсткого, демонстративного минимализма. Причём задуман он был чисто и прозрачно звучащим от начала и до конца, а получился в целом довольно плотным и тяжёлым.
—
Егор Летов
.
Альбом был записан в довольно короткие сроки, что роднит его с ранним творчеством группы. Альбом выделяется на фоне других позитивной направленностью и светлым настроением,
а также отсылками к прошлому творчеству, включая как название (так называлась композиция с изданного ограниченным тиражом альбома «Егора и Опизденевших» «
Психоделия Tomorrow
»), так и кавер на песню Олега Лищенко «Я чувствую себя не в своих штанах» и новую версию песни «Снаружи всех измерений» с первого альбома «
Поганая молодёжь
». Летов называл альбом одним из самых лучших своих произведений, отмечая, что впервые сделал вещь для себя, ни на кого не нападая в песнях. В интервью после выхода он говорил, что альбом забрал весь материал, и, возможно, новых альбомов выпускать он больше не будет.
Все мои последние путешествия <…> стали
трансперсональными
. Это то, про что словами говорить невозможно, а стало быть, невозможно ни поделиться, ни передать. Во всяком случае, я пока не знаю, как это сделать.<…>Этот опыт — он уже с точки зрения творчества неприменим, к сожалению. Я даже не знаю, что я буду делать дальше, поскольку я об этом говорить словами не могу.
Альбом расхваливать не буду, хотя и очень хочется<…> Если в «
ДСЖ
» и «
Реанимации
» задуманное было воплощено на 200 процентов, то здесь на все 500. На данный момент — это максимальная реализация того, что я хотел сказать и сделать.
—
Егор Летов
.
Критики восприняли альбом в основном положительно.
Максим Семеляк в журнале «
Афиша
» положительно оценил альбом, назвав «демонстрацией спасательного оборудования» и самым внятным и сознательным альбомом группы
.
Портал «Km.ru» назвал его «столетним сияющим звездопадом»
, «непостижимым сплавом „
Ста лет одиночества
“ со „Звездопадом“» (на альбоме «
Звездопад
» Летов пел свои любимые советские песни).
Портал «InterMedia» отметил наличие на альбоме самоповторов («Танец для мёртвых») и неестественный цифровой гитарный звук
.
Журнал «Rolling Stone» сравнил интонации Летова с «травоядными», назвав тексты «сеансом самоцитирования», однако выделив среди прочих «Значит, ураган», «Калейдоскоп», «Сияние»
.
Православно-политическое
интернет-издание
Pravaya.ru в своей рецензии на альбом критически отнеслось к наркотической тематике альбома и отсутствию темы любви, хоть и называя его «сияющим»
.
Обозреватель деловой газеты «Взгляд» отметил «краткую мощную психоделию» альбома, назвав его «не тьмой, не светом, а солнечным затмением», сравнив Летова с
Борисом Гребенщиковым
.
Список композиций
Слова и музыка всех песен
Егор Летов
, кроме №13 (автор — Олег Лищенко).
№
Название
Длительность
1.
«Слава психонавтам»
3:48
2.
«Кто-то другой»
2:53
3.
«Фейерверк»
3:44
4.
«Значит, ураган»
3:52
5.
«Сияние»
2:31
6.
«Танец для мёртвых»
4:09
7.
«Куда мы есть»
3:09
8.
«Упадок»
0:47
9.
«Где»
3:53
10.
«Потрясающий вид из окна»
3:01
11.
«Калейдоскоп»
4:40
12.
«К тебе»
3:04
13.
«Я чувствую себя не в своих штанах»
1:45
14.
«Всё это с тобой»
4:55
15.
«Резвые»
2:17
16.
«Снаружи всех измерений»
4:53
17.
«Кролики»
2:28
18.
«Ночью»
7:29
19.
«Осень»
4:31
О композициях
Слава психонавтам
— открывает альбом композиция
«Слава психонавтам»
, в которой Летов воспевает
психонавтов
и людей, исследующих глубины своего сознания. В их ряды Летов зачислял
Альберта Хофманна
,
Тимоти Лири
,
Теренса МакКену
,
Александра
и
Энн
Шульгиных и прочих людей, «расширяющих границы внутреннего космоса».
С исполнением песни связан скандал с выступлением «Гражданской обороны» на фестивале «Мир без наркотиков», где группа выступила с программой, не совсем совпадающей с идеей фестиваля
. По словам Летова, это было сознательным поступком, тем более, что
психоделики
он к наркотикам не относил
; (01.08.2005)
Кто-то другой;
(04.08.2005)
Фейерверк
— на этой композиции Летов декламирует стихотворение под инструментальный трек;
Значит, ураган
— в черновиках Летова изначально называется
«В огне брода нет»
; (14.08.2005)
Сияние
— песня была сочинена в декабре 2005 года. Куплетная часть была задумана Летовым в стиле
колыбельной
. По мнению некоторых критиков, песня является центральной в альбоме
; (16.12.2005)
Танец для мёртвых;
(10.08.2005-20.06.2006)
Куда мы есть
— на черновике этой песни впервые появляется посвящение альбома «астронавтам внутренних пространств всех времен и народов»
; (29.08.2005)
Упадок
— под шумовой аккомпанемент Летов декламирует короткое стихотворение; (02.06.2005)
Где
— инструментальная композиция, Летов подпевает мелодии на заднем фоне;
Потрясающий вид из окна
— это единственная песня, попавшая в ротацию «
Нашего радио
», прозвучав в передаче «
Чартова дюжина
» 28 апреля 2007 года
; (24.04.2006)
Калейдоскоп
— в конце песни Егору Летову подпевает
Наталья Чумакова
; (01.04.2006)
К тебе
— на вопрос посетителя официального сайта группы, имеет ли отношение композиция к
Иисусу Христу
и обложке альбома (где изображен
Ноев ковчег
), Летов иронично ответил: «
По Вашему разумению, получается, это Христос всех вывез на ковчеге?
»
; (19.08.2005)
Всё это с тобой
— в черновиках Летова песня фигурирует сначала как
«Духи уносятся прочь»
и не включает длинное перечисление («… и радуга на кубическом сантиметре снега»)
, затем фигурирует в более полной версии с названием «(Пыточное) колесо завертелось вспять»
; (26.03-13.06.2006)
Снаружи всех измерений
— новая версия песни с первого официального альбома «Гражданской обороны» «
Поганая молодёжь
». Включение её в этот альбом Летов прокомментировал так: «
…эта песня просто создана для „Снов“. А то, что она изначально возникла не в своё время, — случаются такие казусы
»
;
Кролики
— песня была сочинена и записана в последний момент, уже после записи и сведения основных композиций; (07.01.2007)
Ночью
— рабочее название композиции, сохранившееся в черновиках, —
«Прыг-Скок 2»
(
«Прыг-Скок»
— композиция с альбома «
Прыг-скок: детские песенки
», одна из знаковых песен Летова начала 90-х, десятиминутная композиция, которую он неоднократно называл вершиной творчества). Текст был написан Летовым после ночного кислотного
трипа
в течение нескольких дней. В середину песни были вставлены фрагменты поэзии Летова 1992—1994 годов. Песня была укорочена по сравнению с черновым вариантом
; (12.08.2005)
Светлой памяти
Артура Ли
и
Сида Барретта
посвящается.
Записано с 28 июля 2006 по 18 сентября 2006 в ГрОб-студии, кроме «Кроликов», записанной 23 января 2007 там же.
Сведено с 24 по 31 января 2007, а также с 3 по 10 февраля 2007 в ГрОб-студии Егором Летовым, Натальей Чумаковой и Александром Чеснаковым.
Мастеринг для LP: Наталья Чумакова, февраль 2012.
Оформление: Егор Летов, Наталья Чумакова, Андрей Батура.
На лицевой стороне обложки — картина
Эдварда Хикса
«Ноев Ковчег» (1846). Также в оформлении использованы работы Даниэля Феррары и Фела.
Директор: Сергей Попков
Примечания
↑
(неопр.)
. Дата обращения: 11 мая 2007.
21 января 2012 года.
↑
Кирилл Сорокин.
// «
Rolling Stone Russia
». — 2007. —
Вып. 37
. —
С. 112
.
8 января 2018 года.
↑
Максим Семеляк
(неопр.)
. журнал «
Афиша
» (27 апреля 2007). Дата обращения: 14 июля 2010. Архивировано из
25 февраля 2011 года.
Александр Калитюков.
(неопр.)
. Дата обращения: 15 июля 2010.
21 января 2012 года.
↑
Алексей Марченко.
(неопр.)
InterMedia
. Дата обращения: 15 июля 2010.
Иван Напреенко.
(неопр.)
.
Rolling Stone Russia
. Дата обращения: 19 февраля 2020. Архивировано из
10 февраля 2009 года.
Ступников, Денис
(неопр.)
.
(27 июля 2007). Дата обращения: 17 июля 2010.
18 мая 2012 года.
Пономарёв, Вадим
(неопр.)
Деловая газета "Взгляд" (5 августа 2007). Дата обращения: 17 июля 2010.
24 ноября 2011 года.
↑
Максим Семеляк
(неопр.)
(25 мая 2007). Дата обращения: 15 июля 2010.
31 декабря 2010 года.
(неопр.)
. ПРАВАЯ.RU (19 сентября 2007). Дата обращения: 15 июля 2010.
30 июля 2013 года.
↑
Егор Летов.
(неопр.)
(25 января 2008). Дата обращения: 15 июля 2010. Архивировано из
17 января 2020 года.
↑
Егор Летов.
Автографы. Черновые и беловые рукописи / под ред.
Натальи Чумаковой
. — Новосибирск: Культурное наследие, 2009. — 192 с. —
1000 экз.
—
ISBN 978-5-903718-03-0
.
(неопр.)
(27 апреля 2007). Дата обращения: 16 июля 2010.
4 февраля 2012 года.
(неопр.)
Дата обращения: 16 июля 2010.
13 марта 2012 года.