Petit Beurre
- 1 year ago
- 0
- 0
Roland Petit Ballet (с фр. — «Балет Рола́на Пёти́») — распространённое название поставленной Роланом Пёти хореографической программы в трёх частях, которая объединила культурные достижения разных стран и эпох: поэзию Владимира Маяковского и Уильяма Блейка , танцевальное мастерство Майи Плисецкой и Марсельского национального балета , музыку Прокофьева , Шостаковича , Мусоргского , Малера и группы Pink Floyd , искусство модельера Ива Сен-Лорана . Ролан Пёти выступил хореографом и художественным руководителем программы, а идею хореографических постановок, вдохновлённых поэзией Маяковского и Блейка, ему подсказали супруги Луи Арагон и Эльза Триоле (сестра Лили Брик ) .
Программа была задумана в начале 1970-х годов. Часть программы, основанная на музыке Pink Floyd , была завершена и показана публике в Марселе уже в ноябре 1972 года , а премьера полной программы состоялась в парижском в начале 1973 года . Представления проводились 13—14, 20—21, 27—28 января и 3—4 февраля .
Первая часть программы была посвящена личности революционного поэта Владимира Маяковского . Название этой части ( фр. Allumez les Étoiles — «Зажгите звёзды») является перефразированной цитатой из стихотворения «Послушайте!»: «Ведь, если звёзды зажигают — /Значит — это кому-нибудь нужно?» .
Образ Маяковского в разные периоды жизни был воплощён на сцене разными танцорами труппы «Балета Марселя»: в амплуа «буревестника революции» выступил Войтек Ловский ( фр. Woytek Lowski ); Дени́ Ганьо ( фр. Denys Ganio ) изображал молодого поэта, в которого влюблена Лиля Брик в исполнении Барбары Малиновской ( фр. Barbara Malinowska ). Сам Ролан Пёти изобразил Маяковского в последние годы жизни. Лейтмотивом этого фрагмента было самоубийство поэта. Для исполнения роли хореограф специально обрил голову — образ поэта с обритой головой, запечатлённый в фотопортретах работы Александра Родченко , также был предложен супругами Арагон .
Для музыкального сопровождения этой части программы были использованы фрагменты произведений Прокофьева , Шостаковича и Мусоргского .
Декорации к постановке, выполненные в виде изобилия красных революционных лозунгов-транспарантов, были расцененны канадскими властями как использование коммунистической символики, и послужили причиной запрета гастрольных показов «Балета Ролана Пёти» в Канаде .
Вторая часть программы была вдохновлена стихотворением Уильяма Блейка «Больная роза» ( англ. The Sick Rose , фр. La Rose Malade ). Центральную роль в постановке Ролан Пёти отвёл Майе Плисецкой . Предварительная договорённость о её участии была достигнута во время короткой встречи в Париже , однако из-за напряжённого графика работы у Плисецкой не было возможности приехать в Марсель для репетиций , поэтому Пёти и предполагаемый партнёр Плисецкой Руди Бриан ( фр. Rudy Bryans ) сами приехали для пробных репетиций в Москву . Когда стало ясно, что партнёры легко работают вместе, Луи Арагон написал специальное обращение Л. И. Брежневу , чтобы добиться разрешения на участие балерины в постановке на французской сцене. 1 января 1973 г. Плисецкая вылетела в Марсель для генеральных репетиций перед премьерными представлениями в парижском «Дворце спорта» .
Постановка, выполненная под фрагменты 2-й и 5-й симфоний Малера , состояла из трёх актов. В первом акте «Сад любви» (без участия Плисецкой) шесть танцоров «Балета Марселя» изображали различные виды любви: между мужчиной и женщиной, между двумя женщинами, между двумя мужчинами .
Второй акт — дуэт в исполнении Майи Плисецкой и Руди Бриана — представлял собой 12-минутную постановку непосредственно по сюжету стихотворения Блейка. Впоследствии Плисецкая включила этот дуэт в свою концертную программу и исполняла его в разных странах мира с разными партнёрами .
В третьем акте, костюмы для которого разработал Ив Сен-Лоран , Майя Плисецкая выступала на сцене с шестью партнёрами-мужчинами .
Первоначальная идея сотрудничества Ролана Пёти и Pink Floyd возникла в 1970 году, когда хореограф предложил группе создать совместную балетную программу на основе работы Марселя Пруста « В поисках утраченного времени ». Эта идея не получила воплощения по ряду причин, в том числе из-за отсутствия у музыкантов времени на прочтение многотомной работы Пруста и из-за предполагаемых трудностей восприятия аудиторией Pink Floyd прустовской тематики .
В итоге к ноябрю 1972 года была создана более простая хореографическая постановка в четырёх актах на основе имевшейся музыки Pink Floyd :
Группа играла на трёхметровом возвышении, установленном на сцене , перед которым выступали танцоры. Первые два акта задействовали всю труппу «Балета Марселя», а третий и четвёртый акты представляли собой постановку для солистов труппы Руди Бриана и Даниэль Жосси ( фр. Danielle Jossi ) .
Впервые показ части Pink Floyd Ballet состоялся в ноябре 1972 года в Марселе . В концертном зале Валье ( фр. Salle Valliers ) 21—26 ноября было организовано пять представлений .
Во время выступлений в Марселе музыканты и танцоры столкнулись с непредвиденной проблемой: живое исполнение песни Careful With That Axe, Eugene традиционно изобиловало импровизациями и потому варьировалось по продолжительности, в то время как хореография была ориентирована на фиксированную длину записанной песни. Для живых выступлений с балетом группе пришлось выработать версию песни стандартной продолжительности, однако исполнение этой версии было затруднительным, так как музыканты не привыкли к подобным рамкам на концертах. Для ориентирования музыкантов на сцене рядом с пианино был помещён помощник, который следил за ритмом и на каждую четвёртую долю должен был поднимать карточку с номером текущего такта . На такте 256 группа должна была закончить играть, так как здесь кончалась хореографическая постановка .
Перед официальными премьерными показами в Париже полной программы «Балета Ролана Пёти», Pink Floyd и «Балет Марселя» провели 11 и 12 января во «Дворце спорта» репетиции , которые снимало французское телевидение. Фрагменты репетиций были показаны телезрителям 12 января, а спустя несколько лет, 19 декабря 1977 года, в эфир вышла полная 38-минутная программа .
Из-за запланированной студийной работы Pink Floyd не могли участвовать во всех представлениях, организованных в 1973 году в Париже, поэтому балетные представления 20—21 и 27—28 января проходили под фонограмму .
Ролан Пёти пытался и в дальнейшем привлекать Pink Floyd к подобным проектам, что, однако, не дало плодов. В определённый момент предлагалось создание музыкально-хореографически-кинематографического произведения с участием Рудольфа Нуреева и Романа Полански , обсуждалось возвращение к прустовским мотивам, использование тематики « Франкенштейна » и « Тысячи и одной ночи », но, по воспоминаниям музыкантов, никто не имел чёткого представления, что предполагается делать практически, к тому же музыканты не чувствовали заинтересованности в долгом пребывании в атмосфере балетной богемы .