Морис Равель родился
7 марта
1875 года
в городе
Сибур
в семье швейцарского автомобильного инженера Жозефа Равеля (1832—1908) и Мари Делюар (1840—1916), происходившей из простой
баскской
семьи. В 1882 году начал заниматься
фортепиано
у
, с 1887 года занимался гармонией у
. Город
Сибур
расположен у самой границы с Испанией, где в это время служил его отец, страстный любитель музыки. Именно отец прививал сыну любовь к музыке.
В 1889 году Равель поступил в
Парижскую консерваторию
и окончил её по классу фортепиано. Молодому музыканту помогал его учитель
Шарль де Берио
, известный пианист того времени. Однако интерес к
импровизации
, созданию композиции появился у Равеля после знакомства с творчеством одного из родоначальников музыкального
импрессионизма
Эрика Сати
[
источник не указан 2246 дней
]
, а также личной встречи с другим композитором и пианистом —
Рикардо Виньесом
. Спустя десятки лет, несмотря на сложные личные отношения, Равель неоднократно подчёркивал, сколь многим в своём творчестве он обязан Сати и называл его не иначе, как своим «Предтечей» или «Прекурсором».
На последнем году обучения он попал в класс к крупному французскому композитору
Габриелю Форе
. По его инициативе Равель сочинил цикл
[
источник не указан 2082 дня
]
произведений
на испанские мелодии
[
источник не указан 2082 дня
]
— «
Хабанеру
», «
Павана
на смерть инфанты», «Старинный менуэт». После окончания консерватории в 1900—1914 годах он пишет множество сочинений.
Творчество Мориса Равеля не было признано в профессиональных академических кругах. Равель три раза подряд участвовал в конкурсе на получение
Римской Премии
: в 1901, 1902 и 1903 году. Первый раз он проиграл состязание
Андре Капле
(получив так называемую «Малую римскую премию»), второй раз — ученику профессора
Шарля Леневе
, в третий раз его обошёл
, также ученик Леневе. В 1904 году Равель уже сознательно воздерживается от участия в конкурсе, чтобы собраться с силами для
последней попытки
. Это был последний возможный для него год участия, поскольку в дальнейшем он уже не мог претендовать на соискание премии из-за предельного для участников конкурса возраста в тридцать лет.
В 1905 году Морис Равель, уже широко исполняемый и известный в
Париже
музыкант-новатор (по совету симпатизировавшего ему
Габриэля Форе
), в последний раз просит допустить его к участию в конкурсе. В результате
четвёртого и последнего
выдвижения разразилось так называемое «скандальное дело Равеля». В ответ на свою заявку Морис Равель получает уклончивый
официальный отказ
в допущении к конкурсу с формальной ссылкой на возрастные ограничения (которые к тому моменту ещё не наступили). Равель не смог поставить
свой возрастной рекорд
получения Римской Премии (и стать «самым старым»
лауреатом
, в противовес члену жюри и самому молодому лауреату
Эмилю Паладилю
). Истинная причина недопущения к конкурсу лежала не в возрасте, а в раздражении членов жюри его «разрушительной, антимузыкальной» деятельностью — импрессионистской
эстетикой
его ярких произведений, к тому времени уже пользовавшихся известностью (к примеру, уже много раз была исполнена его знаменитая «
Игра воды
»)
.
Комментируя решение
(англ.)
(
, маститый академик Эмиль Паладиль ворчал: «Мсье Равель волен считать нас бездарными
, но пусть не думает, что нас можно принимать за дураков…» Это решение Музыкального совета Академии искусств, в состав которого входили композиторы
Ксавье Леру
,
Жюль Массне
, Эмиль Паладиль,
Эрнест Рейер
,
Шарль Леневе
и директор консерватории
Теодор Дюбуа
, вызвало целую бурю негодования и протестов как среди музыкантов, так и околомузыкальной печати. Скандал приобрел особенно острый, «
антикоррупционный
» характер, когда кроме всего прочего выяснилось, что абсолютно все кандидаты на Большую Римскую Премию, допущенные к конкурсу 1905 года, были учениками одного и того же профессора —
Шарля Леневе
.
«Беспрецедентный цинизм жюри!», «Позорное решение пристрастных судей!» — парижские газеты напечатали возмущённые отклики композиторов, писателей, художников и просто любителей музыки. Равель воспринял решение академиков внешне спокойно и не высказывался по этому поводу. Но известный музыкальный критик
Жан Марно
, все симпатии которого находились в сфере постепенно набирающего силу
импрессионизма
, выступил с разгромной статьёй, кончавшейся следующей гневной
тирадой
: «…Ради будущего французской музыки пришло время наконец разогнать эту клику
педантов
,
лицемеров
и жуликов, этих трёх ослов — Паладиля,
Дюбуа
и Леневе!..» (Jean Marnold, «le Temps», 15 mai 1905)
.
Набор трёх фамилий, названных Жаном Марно, по существу не был случайным, но представлял собой собрание трёх
символов
: «
Академия
,
Консерватория
и
Профессура
» — вечно противостоящих всему новому и живому в искусстве. Скандал получил настолько широкий общественный
резонанс
, что содействовал не только резкому повышению авторитета и популярности самого Мориса Равеля, но и некоторому обновлению музыкальной жизни Парижа. В результате многолетний директор
консерватории
, консерватор и ретроград
Теодор Дюбуа
был вынужден уйти со своего поста. На его место был назначен
Габриэль Форе
. Этим было положено начало нового времени в парижской консерватории, несколько освежившей затхлую атмосферу этого учреждения и одновременно встряхнувшей музыкальную жизнь Парижа
.
Весной 1905 года, после «скандального дела Равеля», в жизни композитора прошла строгая черта. Равель окончательно порвал с
консерваторией
и академическими кругами. Не допущенный к конкурсу, он, тем не менее, вышел победителем в глазах всего музыкального и интеллектуального общества. К нему приковано всеобщее внимание, его известность возрастает буквально с каждым днём, его сочинения издаются нарасхват, исполняются в концертах, о нём говорят и спорят. Впервые Равель становится вторым лидером музыкального импрессионизма и выходит на одну высоту с
Клодом Дебюсси
, композитором, которого он прежде всегда уважал. Морис Равель знакомится со знаменитым русским
антрепренёром
и организатором
Русских сезонов
Сергеем Дягилевым
. Специально по его заказу сочиняет музыку для балета
Михаила Фокина
«
Дафнис и Хлоя
» (
1912
), заглавную роль исполнил великий русский танцовщик
Вацлав Нижинский
. Позже музыка композитора была использована в первом испанском балете труппы
Русский балет Дягилева
— «
Менины
»
Л. Ф. Мясина
(
1916
). Затем будет поставлен ещё один балет, «Вальс». Сочинение после премьеры стало использоваться как отдельное произведение.
В первый же месяц
войны с Германией
Морис Равель попал в число
мобилизуемых
в действующую армию. Однако, несмотря на хорошее состояние здоровья, медицинская комиссия не приняла его ни в один род войск. Причиной тому был слишком маленький рост Равеля, не подходивший ни под один из армейских стандартов, и, как следствие, явно недостаточный для солдата вес тела
. В течение трёх месяцев Равель, используя все свои связи, упорно добивался, чтобы его всё же приняли в действующую армию. В конце концов, в октябре
1914 года
он добился своего и был принят
добровольцем
в автомобильный дивизион, где и прослужил шофёром грузовика чуть более трёх лет, сначала при
инфантерии
, а потом при
авиационном полку
. В начале 1918 года, совершенно подорвав на службе своё здоровье, он был комиссован по болезни. Патриотический порыв Равеля уже после войны не раз служил предметом для ехидных подтруниваний его вечного «учителя» и соперника,
Эрика Сати
, поскольку оба они, и Равель, и Сати относились к государству чрезвычайно недоверчиво и
скептически
:
«Итак, не сомневайтесь, это дело решённое: …в будущую войну Равель будет ещё и
авиатором
— на грузовом автомобиле, разумеется…»
После войны в музыке Равеля стало преобладать эмоциональное начало. Поэтому от сочинения опер он переходит к созданию инструментальных пьес и пишет сюиту «Гробница Куперена». Наступает время расцвета славы Мориса Равеля.
Однако популярность и известность гнетут композитора, и он переезжает из Парижа в местечко Монфор-Ламори, что в принципе не означает отказа от дальнейшей музыкальной деятельности.
Равель много гастролировал как пианист и дирижёр, исполняя собственные сочинения в Италии, Голландии и Англии. По заказу
С. А. Кусевицкого
Равель оркестровал «
Картинки с выставки
»
М. П. Мусоргского
— оркестровая редакция «Картинок» со временем стала не менее популярной у публики, чем фортепианный оригинал.
В «
Болеро
» (одном из самых популярных сочинений Равеля) композитор пытался соединить классические традиции с ритмами испанской музыки. Замысел этого произведения принадлежит знаменитой балерине
Иде Рубинштейн
.
Сорасположенность частей, их строгая последовательность в развитии главной темы позволили передать танцевальную стихию испанской музыки. Знаменитая русская балерина
Анна Павлова
включила «Болеро» в свой репертуар.
В 1925 году Равель завершил работу над новаторским произведением «
Дитя и волшебство
», назвав его оперой-балетом.
В 1928 году совершил четырёхмесячное турне по территории США и Канады, где как пианист и дирижёр с успехом исполнял собственные сочинения. Этому успеху Равель во многом обязан С. А. Кусевицкому, с энтузиазмом продвигавшим в США музыку Равеля. Среди других творческих впечатлений особенно значимым стало знакомство с
Дж. Гершвином
. В целом, увлечение джазовой и блюзовой музыкой в ходе американской поездки сказалось в музыке Равеля (например, в первой части Фортепианного концерта G-dur).
В 1932 году Равель вновь совершил турне по Европе вместе с пианисткой
Маргаритой Лонг
. В это же время он начал работать над новым произведением — балетом «Жанна д’Арк», однако, попал в автомобильную аварию и прекратил творческую работу.
Начиная с 1933 года Равель страдал от серьёзного неврологического заболевания, ставшего, возможно, последствием черепно-мозговой травмы, которую он получил в автокатастрофе. Последним произведением тяжело больного композитора были «Три песни» к первому звуковому фильму «Дон Кихот». Они были написаны для русского певца
Ф. И. Шаляпина
.
Композитор умер
28 декабря
1937 года
в Париже после неудачно проведённой операции на головном мозге, предпринятой с целью лечения
афазии
. Похоронен на кладбище парижского пригорода
Леваллуа-Перре
.
Крейн Ю.
Симфонические произведения М. Равеля. М., 1962
Фомин В.С.
. — Для слушателей симфонических оркестров. —
М.
: Музыка, 1967. — 280 с.
Мартынов И.
Морис Равель, 1979.
Равель в зеркале своих писем / Сост. М. Жерар и Р. Шалю. Л., 1962; 2-е изд. под ред. Г. Филенко, 1998.
Смирнов В. В.
Морис Равель и его творчество: Монография. Л.: Музыка, 1981.— 224 с., нот.
Цыпин Г.
Морис Равель. М., 1959.
Жаркова В. Б.
Прогулки в музыкальном мире Мориса Равеля (в поисках смысла послания Мастера) Монография. К. : Автограф, 2009. — 528 с. ISBN 978-966-7357-48-1
Amaducci, L; E Grassi; F Boller.
Maurice Ravel and right-hemisphere musical creativity: influence of disease on his last musical works?
(англ.)
//
(англ.)
(
: journal. — 2002. — January (
vol. 9
,
no. 1
). —
P. 75—82
. —
doi
:
. —
.
Anderson, Keith.
Notes to Naxos CD
Debussy and Ravel String Quartets
(англ.)
. — Munich: Naxos, 1989.
Anderson, Keith.
Notes to Naxos CD
French Piano Trios
(неопр.)
. — Munich: Naxos, 1994.
The Cambridge Companion to Ravel, ed. by Deborah Mawer. Cambridge: CUP, 2000.
ISBN 978-0-521-64026-8
.
Donnellon, Deirdre.
French Music since Berlioz: Issues and Debates
// French Music since Berlioz
(неопр.)
/ Richard Langham Smith; Caroline Potter. — Aldershot, UK and Burlington, US:
Ashgate
, 2003. —
ISBN 978-0-7546-0282-8
.
Fulcher, Jane F.
Speaking the Truth to Power: The Dialogic Element in Debussy's Wartime Compositions
// Debussy and his World
(неопр.)
/ Jane F Fulcher. — Princeton, US:
Princeton University Press
, 2001. —
ISBN 978-0-691-09041-2
.
Goddard, Scott.
Maurice Ravel: Some Notes on His Orchestral Method
(англ.)
//
(англ.)
(
: journal. — 1925. — October (
vol. 6
,
no. 4
). —
P. 291—303
. —
doi
:
. —
JSTOR
.
(требуется подписка)
Goss, Madeleine.
(неопр.)
. — New York: Holt, 1940.
Henson, R A.
Maurice Ravel's Illness: A Tragedy of Lost Creativity
(англ.)
//
British Medical Journal
: journal. — 1988. — 4 June (
vol. 296
,
no. 6636
). —
P. 1585—1588
. —
doi
:
. —
. —
JSTOR
. —
PMC
.
(требуется подписка)
(англ.)
(
.
Maurice Ravel
(англ.)
//
(англ.)
(
: journal. — 1927. — January (
vol. 13
). —
P. 130—146
. —
doi
:
. —
JSTOR
.
(требуется подписка)
Kelly, Barbara L.
Music and Ultra-modernism In France: A Fragile Consensus, 1913–1939
(англ.)
. — Woodbridge, UK:
(англ.)
(
, 2013. —
ISBN 978-1-84383-810-4
.
Kilpatrick, Emily.
The Carbonne Copy: Tracing the première of
L'Heure espagnole
(неопр.)
// Revue de Musicologie. — 2009. —
С. 97—135
. —
JSTOR
.
(требуется подписка)
(англ.)
(
.
Maurice Ravel (1875–1937)
(англ.)
//
(англ.)
(
: journal. — 1939. — October (
vol. 25
,
no. 4
). —
P. 430—441
. —
doi
:
. —
JSTOR
.
(требуется подписка)
Landowski W.
М. Ravel, sa vie, son oeuvre. Paris, 1950.
Lanford, Michael.
(англ.)
// Cambridge Quarterly : journal. — 2011. — September (
vol. 40
,
no. 3
). —
P. 243—265
. —
doi
:
.
(требуется подписка)
Macdonald, Hugh.
Ravel and the Prix de Rome
(англ.)
//
The Musical Times
: journal. — 1975. — April (
vol. 116
,
no. 1586
). —
P. 332—333
. —
doi
:
. —
JSTOR
.
(требуется подписка)
Marnat, Marcel.
Catalogue chronologique de tous les travaux musicaux ébauchés ou terminés par Ravel
// Maurice Ravel
(фр.)
. — Paris:
Fayard
, 1986. —
ISBN 978-2-213-01685-6
.
Pasler, Jann.
Stravinsky and the Apaches
(англ.)
//
The Musical Times
: journal. — 1982. — June (
vol. 123
,
no. 1672
). —
P. 403—407
. —
doi
:
. —
JSTOR
.
(требуется подписка)
Perret, Carine.
L'adoption du jazz par Darius Milhaud et Maurice Ravel: L'esprit plus que la lettre
(фр.)
// Revue de Musicologie. — 2003. —
С. 311—347
. —
JSTOR
.
(требуется подписка)
Poulenc, Francis; Stéphane Audel.
Moi et mes amis
(фр.)
. — Paris and Geneva: La Palatine, 1963.
Roland-Manuel A.
Maurice Ravel. Paris, 1948.
Rousseau-Plotto É.
Ravel, portraits basques, Anglet,
,
coll.
" Empreinte ", 2004, 305
p.
(
ISBN
, notice
BnF
n
o
FRBNF39272583)
— Seconde édition corrigée, augmentée et réillustrée, Biarritz, Atlantica, 2016, 343 p. Cet ouvrage présente la vie du compositeur au Pays basque, ainsi que ses liens avec sa région natale (origines maternelles, séjours, amis, langue, musique) ; 150 photographies, 26 planches couleur; index.
Sackville-West, Edward; Desmond Shawe-Taylor.
The Record Guide
(неопр.)
. — London: Collins, 1955.
Schmidt, Carl B.
Entrancing Muse: A Documented Biography of Francis Poulenc
(англ.)
. — Hillsdale, US:
(англ.)
(
, 2001. —
ISBN 978-1-57647-026-8
.
Strasser, Michael.
The Société Nationale and its Adversaries: The Musical Politics of
L'Invasion germanique
in the 1870s
(англ.)
//
19th-Century Music
: journal. —
Vol. 24
,
no. 3
. —
P. 225—251
. —
doi
:
. —
JSTOR
.
(требуется подписка)