Interested Article - Эйхенвальд, Антон Александрович

Антон Александрович Эйхенва́льд ( 1 мая (13) 1875 года 1952 ) — композитор, дирижёр, музыкальный этнограф. Народный артист Башкирской АССР ( 1945 ).

Биография

Антон Эйхенвальд родился 13 мая 1875 года в Москве. Его отец Айхенвальд Александр Фёдорович (1835—1917) — выпускник Академии художеств, фотограф и фотохудожник. Мать, Ида Ивановна Айхенвальд (урождённая Папендик) , арфистка, профессор Московской консерватории .

В Москве Эйхенвальд учился в гимназии, затем в Училище живописи, ваяния и зодчества (класс В. Д. Поленова и В. Маковского), которое окончил в 1892 году.

Первые уроки музыки брал у матери, затем учился у Н. С. Кленовского (гармония), С. И. Танеева (контрапункт), Н. А. Римского-Корсакова (инструментовка).

С 1892 года преподавал в музыкальных классах Н. С. Кленовского в Москве и занимался сбором музыкального фольклора.

С 1893 года работал хормейстером в Казанской опере. Совместно с лингвистом-ориенталистом Н. Ф. Катановым участвовал в этнографических экспедициях.

Дальнейшие места работы: дирижёр опереточной труппы в Каменец-Подольске (1897—1898), хормейстер оперы в Саратове (1894—1895), дирижёр, антрепренёр оперных трупп в Нижнем Новгороде (1900—1903, 1908, 1910), Казани (1907—1909), Тифлисе (1910), Баку (1910, 1911), Саратове и др. В Екатеринбурге в зимнем сезонм 1900/01 годов товариществом оперных артистов под управлением А. Эйхенвальда были показаны уральской публике русские и зарубежные оперы: «Лакме» Лео Делиба , «Гамлет» Амбруаза Тома , «Маккавеи» А. Г. Рубинштейна, «Майская ночь» Н. А. Римского-Корсаков .

C 1917 года работал в Народной консерватории и театре г. Красноярска. С 1922 года — научный сотрудник Государственного института истории музыки (фольклор), в 1934—1937 годах — Туркменского НИИ (Ашхабад).

В 1924—1926 годах гастролировал как оперный и симфонический дирижёр во Франции, Бельгии, в 1927—1928 — в Швейцарии. В Париже состоялась премьера его балета-пантомимы «Жар-птица» (1925).

В разные годы преподавал в музыкальных училищах Казани, Тифлиса , Харькова , Одессы, Перми, Саратова , Уфы, Куйбышева , Ашхабада и др.

Первый главный дирижёр Средневолжской краевой оперы (1931—1933). Под его управлением прошёл спектакль «Борис Годунов» М. П. Мусоргского , открывший театр.

В 1937 году Эйхенвальд был заведующим фольклорно-музыкальным кабинетом при Управлении по делам искусств СНК ТАССР (Казань). Занимался сбором образцов башкирского и татарского музыкального творчества. Записал на фонограф более 60 народных песен. Затем был отстранён от должности и арестован как «разоблаченный враг народа» . В 1938 году был освобождён (реабилитирован в 2003).

В 1939—1943 годах жил и работал в Уфе: научный сотрудник музыкально-фольклорного кабинета при Управлении по делам искусств БАССР и руководитель кружка по повышению квалификации при Союзе композиторов БАССР.

В Саратове стоял у истоков Саратовского театра оперы и балета.

В начале 1930-х годов Наркомат просвещения БАССР пригласил Эйхенвальда в Уфу. В Уфе Эйхенвальд стоял у истоков Башкирского государственного театра оперы , создал легендарно-героическую оперу «Мэрген» (либретто М. Бурангулова ), драматическую оперу «Ашкадзар».

С 1944 года  — председатель Куйбышевского отделения Союза композиторов СССР . Главный дирижёр Куйбышевского театра оперы и балета (1948—1949).

Труды

Эйхенвальд записал более 4 000 народных мелодий народов Поволжья и Средней Азии.

Народные мелодии казанских татар, записанные и обработанные Эйхенвальдом для симфонического оркестра, впервые в мире прозвучали 3 августа 1923 года на концерте восточной музыки в Красноармейском дворце (ныне — театр им. К. Тимчурина) .

Автор балетов: «Ёлочка, или Зима» (1913, Одесса), «Жар-птица» (1925, Париж), «Всадники» (1947).

Создал пять музыкальных комедий, включая «Табачный капитан» (1942, Куйбышевский театр оперы и балета).

Автор романсов («Утро» на слова К. Бальмонта и др.), песен («Я приехала в Москву» на слова Н. Добржанской и др.), двух башкирских маршей («Марш конников», «Трудовые резервы»), туркменского марша «Первое мая» на слова Н. Шукурова, квартета на башкирские темы, музыки к первому туркменскому звуковому фильму «Небывалое», кантат: «X-летие Туркмении» (1934), «XXV-летие Башкирии» (1944) (Ф. 159; ед. хр.: 2251; 1920–1950 гг.)

Оперы «Степь» (1928, Самара ), «Мэргэн» (1940, Уфа), «Ашкадзар» (1944, Уфа), «Солнечный камень» (по сказке Г. Тукая , 1946).

Постановщик опер: «Нерон» А. Г. Рубинштейна (1905, Нижний Новгород), «Чародейка» П. И. Чайковского (1910, Баку), «Ася», «Предательство» М. М. Ипполитова-Иванова (1912, Харьков), «Коморра» Э. Эспозито (1913, Одесса)

Кантаты: «X-летие Туркмении» (1934), «XXV-летие Башкирии» (1944).

Сюиты, увертюры, 4 струнных квартета, пьесы для скрипки, виолончели, 50 романсов и песен.

Примечания

  1. . Дата обращения: 15 октября 2014. 24 сентября 2015 года.
  2. История русской музыки: в десяти томах. Том 10В: 1890-1917. Хронограф. Кн.II / Под общ. науч. ред. Е. М. Левашёва. — М. : Языки славянских культур, 2011. — 1232 с. — ISBN 978-5-9551-0509-3 .
  3. Сергей Беляев. // Урал : журнал. — 2009. — № 10 . 22 сентября 2018 года.
  4. . Проект «Открытый список» .
  5. // РТ — общественно-политическая газета : газета. — 2019. — 11 мая ( № 110—111 ). 11 мая 2019 года.

Литература

  • Миловидова Н. С. Композиторы в истории музыкальной культуры Самарского края: учеб. пособие. — Самара: Самар. гос. акад. культуры и искусств, 2014. — С. 24—39. — 278 с. — 500 экз. — ISBN 978-5-88293-323-3
  • Славный юбилей (К 75-летию А. А. Эйхенвальда) // Советская музыка. — 1950. — № 7.

Ссылки

Источник —

Same as Эйхенвальд, Антон Александрович