Interested Article - Никольский, Александр Васильевич (композитор)

Алекса́ндр Васи́льевич Нико́льский ( 1874 , Владыкино 1943 , Москва ) — русский церковно-певческий деятель, писатель, духовный композитор и педагог.

Биография

Родился в семье священника 22 июня ( 4 июля ) 1874 года в селе Владыкино Чембарского уезда Пензенской губернии . Был пятым ребёнком в семье. Окончив Тихоновское духовное училище (1888), поступил в семинарию. По окончании Пензенской духовной семинарии поступил в московское Синодальное училище (1894) и окончил его в 1897 году, сдав экзамены экстерном, со званием регента и учителя пения в школах, семинариях, институтах . В сентябре 1897 года поступил в Московскую консерваторию в класс специальной теории к С. И. Танееву , у которого изучал контрапункт, фугу и музыкальные формы. В Консерватории был её стипендиатом в 1897—1898 и в 1898—1899 годах . В 1900 году перешёл в Музыкально-драматическое училище Московского Филармонического общества, где продолжил обучение в классе композиции у А. А. Ильинского и в классе симонического дирижирования у В. Кеса . Окончил училище в 1902 году со званием свободного художника по теории композиции.

Преподавательская деятельность

В 1897—1918 годах преподавал в Строгановском центральном художественно-промышленном училище; с 1896 по 1906 год — в Елизаветинском женском институте; в 1899—1906 годах — в Александро-Мариинском женском институте .

По предложению первого регентского съезда (1908) в 1909 г. в Москве были открыты регентские курсы, заведование ими было поручено Никольскому. До 1918 года он также преподавал хоровое пение в московских гимназиях, институтах, Строгановском художественном училище . В 1919 году преподавал гармонию в Шестой московской государственной музыкальной школе .

После Октябрьского переворота Никольский до 1925 года работал в « Пролеткульте » как автор пролетарских песен. Занимался научно-исследовательской работой в Музыкальном отделе Наркомпроса (с 1920), в Государственном институте музыкальной науки (с 1923), в Государственном музыкально-инструкторском техникуме имени Октябрьской революции (с 1929), в Московской консерватории (с 1928), в Научно-исследовательском музыкальном институте при Московской консерватории (с 1934). В 1928 году он стал педагогом хоровой кафедры Московской консерватории . (получив в 1935 г. звание профессора), где и остался работать до самой смерти. Преподавал методику и практику хороуправления, хоровую литературу, методику музыкальной грамоты, хоровую оранжировку и народную песню .

Никольский скончался 19 марта 1943 года в Москве, в разгар войны, и был похоронен на Пятницком кладбище .

После смерти Никольского остался его личный архив: печатные и рукописные ноты, книги, песни, конспекты лекций С. В. Смоленского , Н. Д. Кашкина , записанные Никольским в бытность его учения в Синодальном училище, многочисленные записи уроков по работе в консерватории, собрание программ концертов, где исполнялись его сочинения.

Семья

Жена (с 1895) — Капитолина Ивановна Балашова.

Дети:

  • Наталья (в замужестве Будилова; 29.08.1896, Телегино — 1942, Ленинград). Её муж умер на фронте; судьба их троих детей неизвестна.
  • Татьяна (в замужестве Фаворская; 1898, Москва — 1989, Москва). Закончила Строгановское училище. Её муж, Глеб Алексеевич Фаворский, погиб на фронте в 1942 году. У четы родились дочь Галина и сын Роман.
  • Григорий (08.11.1899, Москва — 10.07.1957, Москва). Артист. Первым браком был женат на К. Ф. Пшеничниковой, имел дочь Валентину.
  • Роман (04.07.1901 — 1937). Был женат, имел двух дочерей. В 1935 году арестован, в 1937 году расстрелян. Реабилитирован в 1987 году.
  • Марина (17.03.1903 — 27.08.1927). Умерла от туберкулёза. Похоронена в Перово.
  • Людмила (18.07.1905 — 04.02.1968). Инвалид с детства.
  • Ксения (29.03.1907 —?; в замужестве Малишевская).
  • Лев (24.07.1909, Москва — 02.10.2005, Москва)

Список сочинений

Литература

  • Образовательно-воспитательное значение музыки («Вестник воспитания», 1908, № 6)
  • Начальный учебник хорового пения в связи с элементарной теорией музыки, изложенной в практических примерах, курсы 1—2. — Москва, 1909 (совместно с Н. Д. Кашкиным).
  • О «церковности» духовно-музыкальных сочинений. Заметка // Хоровое и регентское дело. — 1909. — № 3.
  • Отчет о московских летних регентско-учительских курсах за 1909 и 1910 годы , СПб., 1911
  • Музыкальное произведение и его исполнитель // Музыкальный труженик, 1909. — № 14—15.
  • Крюковая система, её смысл и значение // Хоровое и регентское дело, — СПб, 1915. — № 3. — С. 41—47; № 4. — С. 65—72.
  • Формы русского церковного пения // Хоровое и регентское дело. — Петроград, 1916. — 32 с.
  • от 14 ноября 2020 на Wayback Machine Краткий очерк истории церковного пения в период I—X вв]. — СПб., 1916. — № 5/6. — С. 123—140; № 7/8. — С. 155—156.
  • Голос и слух хорового певца: Метод. руководство по школьно-хоровому пению для учител. ин-тов и семинарий, духов. семинарий и епарх. жен. уч-щ… и учителей хорового пения / Сост. А. Никольский, зав. Регент. курсами О-ва любителей ц[ерк]. п[ения] в Москве. — Петроград: Товарищ. хоровое изд-во, 1916. — 58 с.
  • О стилях хорового пения: «церковном» и «светском» // Музыка и революция. — 1926. — № 9.
  • Бурлацкие песни // Музыкальная самодеятельность, 1936. — № 8—9.
  • Звукоряды народной песни («Сб. работ этнографической секции ГИМНа», вып. 1. Москва, 1926)

Музыка

Литература

  • Малацай Л. В. Александр Никольский: творческая биография: монография. — М.: ООО «Дека ВС», 2010. — 548 с. ISBN 9785901951477
  • Малацай Л. В. Стилистические тенденции нового направления в духовно-музыкальных композициях А. В. Никольского // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. — 2009. — № 4. — С. 302—306.
  • Малацай Л. В. Значение творческой деятельности А. В. Никольского в изучении народной песенной культуры // Вестник Адыгейского государственного университета. — 2009. — № 4. — С. 241—246.
  • Малацай Л. В. Тайны колористических сокровищ хоровых партитур А. В. Никольского // Вестник Адыгейского государственного университета. — 2010. — № 1. — С. 226—232.
  • Малацай Л. В. Особенности хорового письма в цикле А. В. Никольского на стихи поэтов-символистов // Дом Бурганова. — 2010. — № 1. — С. 190—198.
  • Малацай Л. В. Русская душа «небесной капеллы» (о духовных концертах А. В. Никольского) // Проблемы музыкальной науки. — 2010. — № 1. — С. 31—36.
  • Малацай Л. В. Вклад А. В. Никольского в дело развития церковно-певческой культуры Вятки // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. — 2010. — № 1 (2). — С. 156—159.
  • Малацай Л. В. «Последование Венчания» А. В. Никольского: к вопросу о музыкальном единстве службы // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2010. — № 2. — С. 228—232.
  • Малацай Л. В. Песенно-хоровые шедевры А. В. Никольского // Дом Бурганова. — 2010. — № 2. — С. 198—208.

Примечания

  1. Ефимова Ю. А. Александр Васильевич Никольский. Творческий портрет: автореферат дис. … кандидата искусствоведения: 17.00.02 / Ефимова Юлия Алексеевна; [Место защиты: Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского]. — Москва, 2011. — 28 с.
  2. ЦГАЛИ. Ф. 2099. — Ед. хр. 170, 198; Ф. 658. — Ед. хр. 183.
  3. Малацай Л. В. Творческое наследие А. В. Никольского в контексте русской хоровой культуры первой половины XX века: автореферат дис. … доктора искусствоведения: 17.00.02 / Малацай Людмила Викторовна; [Место защиты: Рос. акад. музыки им. Гнесиных]. — Москва, 2011. — 46 с.
  4. . Дата обращения: 26 июня 2011. Архивировано из 30 июня 2011 года.
  5. Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. VIII. А. В. Никольский и хоровое движение в России в начале XX века. Кн. I.: Литературно-музыкальное наследие А. В. Никольского / Гос. ин-т искусствоведения. Науч. ред. С. Г. Зверева; подгот. текстов, вступит. ст. и коммент. С. Г. Зверевой, А. В. Лебедевой-Емелиной, Н. А. Потёмкиной; науч. консультант А. А. Наумов; лит. ред. М. П. Рахманова. — 2-е изд. — М.: Издательский Дом ЯСК: Языки славянской культуры, 2018. — C. 48. — 960 с. — (Язык, Семиотика. Культура). — ISBN 978-5-94457-321-6 .

Ссылки

Источник —

Same as Никольский, Александр Васильевич (композитор)