Выставляется в Москве с 1928 года. В 1937 году состоялась его первая персональная выставка
. В этом же году Иванова-Радкевича приняли в члены
Московского отделения Союза художников СССР
. Персональные выставки его произведений в Москве также проходили в 1940 и 1964 годах
. С 1956 года — член
Союза художников СССР
.
В
Едином художественном рейтинге России
М. П. Иванову-Радкевичу присвоена рейтинговая категория
4В
— состоявшийся профессиональный художник, востребованный художественным рынком.
В 1955 году во время выставки картин
Дрезденской галереи
в
Пушкинском музее
советским художникам было выдано 10 разрешений на создание копий. Михаил Павлович добился разрешения у аппарата Министерства культуры на 11-ю копию — «Портрет рыцаря Ордена Сантьяго»
Диего Веласкеса
. Копия создавалась прямо на выставке в
Пушкинском музее
до прихода зрителей и после их ухода, дневной свет для работы при таком графике был недоступен. Для отличия создаваемой копии от оригинала обязательным условием было незначительное изменение размера полотна.
Всю жизнь Михаил Павлович вёл личный дневник, писал стихи. Занимался сбором и изучением документов, касающихся рода
Ивановых-Радкевичей
.
В начале 30-х годов Иванов-Радкевич был дружен с поэтом
Н. А. Клюевым
«до высылки последнего в Нарым в 1932 году»
. Они познакомились на импровизированном концерте в московском Горкоме художников. Михаил Павлович крайне высоко отзывался о Клюеве, его духовности и поэтическом даровании, а в 80-е годы занимался его творческим наследием, выступал на
первом вечере памяти
в 1984 году
.
В 1928 году, во время творческой командировки в Крым, Михаил Павлович знакомится со своей будущей женой — Проценко Тамарой Григорьевной (1914), которая живет в Ялте вместе с отцом и мачехой. В 1930 году Тамара Григорьевна самостоятельно приезжает работать в Москву, и через 3 года выходит замуж за Михаила Павловича. Супруги прожили в браке 57 лет, вплоть до самой смерти художника. У них было четверо детей — Зоя (1934),
(1937), Ирина (1945) и Елена (1948).
Творчество
Пробой пера молодого художника стала серия
этюдов
«Сибирь. Красноярск», написанная ещё во время учёбы в Рисовальной школе (1915—1916 гг.). На них запечатлён образ старого
Красноярска
: Кузнечные ряды, одноэтажные дома, панорамы берегов Енисея с дачными купальнями и окрестностями
Успенского монастыря
. Сейчас некоторые из них хранятся в
Красноярском краеведческом музее
.
В 1928 году после окончания
ВХУТЕМАСа
—
Вхутеина
Михаил Павлович отправляется в творческую командировку в Крым. До
войны
он ещё раз возвращался в эти края в 1936 году. Работы из этих поездок легли в основу его первой персональной выставки в Москве
. Много позже, уже в послевоенные годы, он писал крымские пейзажи по воспоминаниям.
Ещё будучи студентом Михаил Павлович выезжал на
пленэры
в Подмосковье. А с конца 1930-х годов часто гостил с семьёй на даче у своего
брата
в Подмосковном
Абрамцево
. В 1948 году получил от Союза художников свой собственный участок. На многих полотнах Иванова-Радкевича запечатлена подмосковная природа во всем своём многообразии.
В 1967 году Михаил Павлович вместе с сыном Игорем выезжает на этюды в Азербайджан.
Новые мотивы для творчества художнику дало знакомство со Средней Азией. Впервые попав в эти края в 1967 году, Михаил Павлович на всю оставшуюся жизнь влюбился в них. Выезжая в творческие командировки вплоть до 1974 года, уже на восьмом десятке жизни художник неутомимо работал над этюдами, чтобы потом, в Москве, создавать на их основе живописные полотна. Особенно дороги ему были
Самарканд
,
Бухара
и
Хива
. Знаменитые мечети и медресе он писал в разное время года, при различном освещении и создал уникальный цикл картин, запечатлев
Шахи Зинду
,
Биби-Ханым
,
Мири Араб
,
Калян
,
Гур-Эмир
и другие до реставрации. Этот период оказался очень важным для творчества художника, и оставался источником вдохновения до последних его дней.
24 мая 1937 года в малом выставочном зале «
Всекохудожника
» по адресу Кузнецкий мост, 11, открылась первая персональная выставка Иванова-Радкевича Михаила
. Эта выставка стала свидетельством признания его достижений в среде профессиональных художников. На ней были представлены следующие картины:
Каталог картин
1915—1916
Сибирь. Красноярск — Этюды.
(10 шт.)
1927—1930
Снопы 47×37
Дворик 51×42
Автопортрет 35×31
Мальчик Толя 40×40
Осенью 66×53
Автопортрет в белой кепке 47×44
1932
Мартеновский цех завода «Серп и молот» 90×75
Сирень 70×54
Старуха 55×51
Трубка и виноград 68×58
Портрет 36×25
1933
Девушка-работница 47×46
Комсомолец Петр Мызиков 43×36
В декабре 67×46
Ферапонтово. Архитектурный мотив 46×36
Белый дом на солнце 51×46
Девушка в красной шале 70×60
Голова юноши 20×15
Этюды головы 20×15
(2 шт.)
В цветном свитере 20×15
1934
Яблоня 70×70
Девушка в белой панаме 51×41
Спящая 70×43
Летом на траве 67×51
Сад (Лосинка) 80×71
Мать и дитя 80×65
Фрукты и драпировка 70×65
На фоне сада 20×18
1935
Во дворе 91×71
Зима (декорат. пейзаж), гуашь 80×44
К осени 68×57
Валя 46×34
1936
Снег сбрасывают 72×72
Зимний пейзаж 53×33
Солнечный день 1.10×86
Осенний пейзаж 80×60
Спящий ребёнок 72×60
Девочка с кубиками 50×36
Спящая девочка 20×15
1937
Камнетёсы 1,61×1.30
Девушка с фруктами 70×65
К весне 68×58
Улыбающийся мальчик 60×60
Портрет художника Б. И. Тупицина 90×65
Маленькая лыжница 90×64
Крым 1929—1936
Г. Ялта 1.02×66
Аутка 82×60
Полдень (у водоема) 66×62
На окраине города 69×62
У моря к вечеру 70×66
Домики в горах 70×61
Утро в горах 82×60
Ленкоранская акация 65×60
Дом в зелени 64×51
Кусты и горы 61×41
Домики на Балаклавской ул. 58×52
Прибой 59×44
Гора Дарсан 48×35
Домики в Ялте 50×33
В горах 48×35
Оливковая роща и Ай-Петри 54×38
Долина Мисхора 53×39
Хаста-Ага 53×42
Город вечером 44×35
Жаркий полдень 60×40
Дети у моря 62×43
Ливанский кедр 43×35
Вид с террасы 43×42
1980—1989
рисунки (10 шт.)
Участие в коллективных выставках
1934 год. Москва,
ГИМ
— Выставка начинающих молодых художников г. Москвы
1936 год. Москва, выставочный зал «Всекохудожника» — Выставка произведений московских художников в пользу фонда общественной помощи детям и женщинам героической Испании
1937 год. Москва, выставочные залы «Всекохудожника» — Пятая выставка московских живописцев
1938 год. Кисловодск — Художественная выставка живописи, графики скульптуры московских художников
1939 год. Москва — Выставка живописных и графических работ членов и кандидатов Московского Союза художников
1939 год. Москва,
Третьяковская галерея
— Всесоюзная выставка молодых художников, посвященная двадцатилетию ВЛКСМ
1940 год. Москва, Центральный выставочный зал Московского товарищества художников — Седьмая выставка Союза московских художников. Живопись
1942 год. Москва, Центральный выставочный зал Московского товарищества художников — Выставка «Пейзаж нашей Родины»
1970 год. Москва — Выставка произведений художников Москвы, посвящённая 100-летию со дня рождения В. И. Ленина
1973 год. Москва — Осенняя выставка произведений московских художников
1975 год. Москва — Художественная выставка к 30-летию Великой Победы
Комментарии
от 25 апреля 2017 на
Wayback Machine
Сейчас она называется Детская художественная школа № 1 им.
В. И. Сурикова
, и находится по адресу Красноярск, ул. Ленина, 79
Московский Союз Советских Художников. Членский билет № 753. Сектор живописный. Время вступления: V 1937 г. Выдан 3 июля 1938 г.
1932 год указан в письме Иванова-Радкевича сотруднице Красноярского Краеведческого музея Т. А. Сорокиной от 22.03.1984 г. (КККМ, в/ф 9380/3). Клюев был выслан в Нарымский край в 1934 году.
Примечания
, с. 9.
↑
, с. 447—448.
↑
, с. 39.
, с. 146—147.
РГАЛИ
. Ф. 681. Оп. 1. Ед. хр. 978.
9 л.
(Личное дело Иванова-Радкевича Михаила Павловича).
(неопр.)
.
Единый художественный рейтинг
. Дата обращения: 26 мая 2017.
27 октября 2015 года.
Иванов-Радкевич, М. П. Выставка произведений (1937; Москва). Каталог Выставки произведений художника М. П. Иванова-Радкевича / Всекохудожник. — Москва : тип. «Диафото», 1937. — 4 с.; 14х9 см.
Выставка художника-красноярца.- Красноярский рабочий, 1937, 10 июня
Каталог: Выставка начинающих молодых художников г. Москвы. (Вступительная статья Полуянова). (Культпроп ЦК ВЛКСМ). М., «Всекохудожник», 1934.
Издан список художников — участников выставки: Выставка произведений московских художников. Список художников, участвующих на выставке живописи московских художников, весь сбор от которой поступит в фонд общественной помощи детям и женщинам героической Испании. (Оргбюро жен художников и скульпторов. Московский областной Союз советских художников и Всероссийский кооперативный союз работников изобразительных искусств). М., 1936.
Каталог: Пятая выставка московских живописцев. [Составитель Л. В. Розенталь]. (Всесоюзный комитет по делам искусств. Московский Союз советских художников). М.-Л., «Искусство», 1937.
«Советское искусство», 16 июня 1939 г. Московская хроника.
Иллюстрированный каталог: Всесоюзная выставка молодых художников (Вступительная статья В. Костина) (Комитет по делам искусств при СНК СССР. ЦК ВЛКСМ. Государственная Третьяковская галерея). М., Издание Третьяковской галереи, 1939.
Каталог: Седьмая выставка Союза московских художников [Сост. Л. В. Розеиталь.] (Московский союз советских художников. Московское товарищество художников). М.-Л., «Искусство», 1940.
Каталог выставки «Пейзаж нашей родины» (Московский Союз советских художников и Московское товарищество художников). М., 1942.
Каталог: Живопись и графика московских художников. Каталог. [Сост. каталога живописи Л. В. Розенталь; графики — Б. Я. Сатановская]. М., 1956. (Московский Союз советских художников).
↑
, с. 448.
Литература
/ сост., авт. вступ. ст.
Э. А. Ванюкова
. — Красноярск: ИД «Класс Плюс», 2014. — 296 с. —
ISBN 978-5-905791-30-7
.
Иванов-Радкевич Михаил Павлович // Елева — Кадышев / гл. сост. и библиограф
О. Э. Вольценбург
; авторы ст.: Л. А. Беспалова, С. В. Бутарыгина, Н. М. Воронина … [и др.]. —
М.
: Искусство, 1983. — С. 447—448. — (Художники народов СССР : Биобиблиограф. слов. : в 6 т. [4 т., 5 кн.] /
Акад. художеств СССР
,
НИИ теории и истории изобраз. искусств
; редкол.: Т. Н. Горина (отв. ред.), Т. К. Вагнер,
Б. В. Веймарн
… [
и др.
]
; 1970—, т. 4, кн. 1).
Строй Л. Р.
,
Царёва Е. С.
Роль П. И. Иванова-Радкевича в формировании культурного пространства Красноярска конца XIX – начала XX века
(рус.)
// Проблемы музыкальной науки : журнал. — Уфа: Издательство Уфимского государственного института искусств им. Загира Исмагилова, 2017. —
№ 4(29)
. —
С. 143—150
. —
ISSN
. —
doi
:
.