Война шестой коалиции
- 1 year ago
- 0
- 0
«Шестой лесничий» — третий студийный альбом рок -группы « Алиса », выпущенный Всесоюзной фирмой « Мелодия » на грампластинках 11 сентября 1989 года .
Альбом состоит из восьми песен и был записан звукорежиссёром Виктором Глазковым с января по ноябрь 1988 года . Процесс записи осуществлялся в ночное время в передвижной студии «Тонваген» фирмы «Мелодия», которая перемещалась по различным городам СССР ( Минск - Вильнюс - Москва - Ленинград ) . Барабаны записывались в зале, а всё остальное — в передвижном вагоне . Сведён в студии грамзаписи фирмы «Мелодия» .
По официальным данным, тираж пластинок превысил 1 миллион экземпляров, что в США соответствует платиновому статусу .
Весной 1986 года были написаны первые песни для будущего альбома: «Аэробика», « Шестой лесничий » и « Театр теней » . «Шестой лесничий» был придуман фронтменом группы « Ночной проспект » Андреем Киселёвым, соседом Константина Кинчева по лестничной площадке. Изначально содержала ещё один куплет, который группа не исполняла. Долгое время многие поклонники «Алисы» считали, что под «шестым лесничим» в песне подразумевался шестой по счёту Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачёв , однако, сам Кинчев опроверг это, пояснив, что цитата «Миша из города скрипящих статуй» была взята из одноимённой песни Бориса Гребенщикова 1981 года . В 1988 году для записи бэк-вокала была приглашена певица Инна Желанная , в ту пору выступавшая в составе группы «М-Депо». Музыка песни «Театр теней» схожа с «Kyoto Song» группы The Cure . Кинчев сказал, что «не смог устоять от соблазна использовать мелодию и гармонию этой песни, но делает выноски, что авторы — The Cure и он» (вторая часть песни была написана лидером группы «Алиса») . По словам звукорежиссёра Алексея Вишни , композиции «Шестой лесничий» и «Театр теней» были записаны в его домашней студии в Ленинграде . Во время записи «Театра теней» Вишня играл на секвенсоре, Пётр Самойлов — на клавишах, а Кинчев — на гитаре .
30 мая 1986 года группа «Алиса» исполнила песню «Аэробика» на четвёртом рок-фестивале Ленинградского рок-клуба в ДК «Невский».
Осенью 1986 года Кинчев написал песню «Только этот день» («Осеннее солнце»), которую посвятил своему близкому другу Борису Смолянинову, погибшему от передозировки наркотиков в августе 1986 года . В одном из интервью лидер группы «Алиса» сказал, что эта песня очень личностная . Также Кинчев говорил, что относится к ней трепетно и считает её одной из своих литературных удач .
Весной 1987 года были придуманы « Тоталитарный рэп » («Тыр-тыр-тыр»), «Солнце за нас» и «Стерх» . Песню «Тоталитарный рэп» Кинчев впервые «продекламировал» за кулисами фестиваля «Рок-Нива» в доме культуры пригородного совхоза «Нива» в посёлке Шушары 16 мая 1987 года . По словам Кинчева, песня посвящена политическому режиму любого государства, в котором возникал тоталитаризм : об обществе, живущем в постоянном страхе и лишённом демократии, свободы и прав. Среди примеров Кинчев назвал режимы Адольфа Гитлера в Германии , Мао Цзэдуна в КНР и Иосифа Сталина в СССР . Во втором куплете он перечислил многие группы Ленинградского рок-клуба , тем самым «по-доброму подтрунивая над ними» . Песню «Солнце за нас» Кинчев написал для Александра Башлачёва , чтобы поддержать друга, находившегося в длительной депрессии, которая в конечном итоге привела к его самоубийству 17 февраля 1988 года . В композиции «Стерх» Кинчев сравнивает свою песню с раненым стерхом , особым видом белых журавлей . Она писалась долго, не получалась и не отпускала Кинчева в течение трёх месяцев .
„Стерх“ — это для меня главная песня на диске, мостик в направлении альбома „Шабаш“» .
5 июня 1987 года на пятом рок-фестивале Ленинградского рок-клуба в Ленинградском Дворце молодёжи (ЛДМ) группа «Алиса» исполнила пять песен из будущего альбома: «Театр теней», «Только этот день» («Осеннее солнце»), «Тоталитарный рэп» («Тыр-тыр-тыр»), «Шестой лесничий» и «Солнце за нас».
Осенью 1987 года Кинчев в соавторстве с бас-гитаристом написал дома у последнего песню «Новый метод». Основу её составляли известные фразы советской пропаганды времён Перестройки («новый почин», «великий перелом», «новое мышление» и другие) .
В 1988 году музыканты группы «Алиса» с целью записать новый альбом «Шестой лесничий» ездили вслед за передвижной студией «Тонваген» (также известной как «MCI») фирмы «Мелодия», которая представляла из себя 10-метровой вагон, набитый под завязку высококлассной аппаратурой . Студия передвигалась по различным городам СССР (Минск-Вильнюс-Москва-Ленинград) , где официально записывались пластинки местных групп, а так как работа над «Шестым лесничим» велась бесплатно и подпольно, то участникам группы «Алиса» для того, чтобы прописать свои партии, приходилось ездить следом за студией и вести работу ночью . В конце января музыканты отправились в Минск , где звукорежиссёр Виктор Глазков записывал группу « Верасы » с помощью студии «Тонваген». Работать приходилось ночью, здесь была записана большая часть альбома . Параллельно «Шестому лесничему» «Алиса» записала в Минске основную часть альбома « Ст. 206 ч. 2 » . Из-за плотного графика Глазкова запись длилась в течение двух недель . Константин Кинчев :
Запись сессиями продолжалась, поэтому процесс был растянут… Хотя, материал был прописан, мы никак не могли свести его, потому что искали «дырки» на «Мелодии», чтоб туда в студию попасть.
12 марта 1988 года группа дала электрический концерт в ДК Профсоюзов в Пскове , где были сыграны «Тоталитарный рэп», «Аэробика», «Стерх», «Осеннее солнце», «Солнце за нас» и «Новый метод» . 30 и 31 марта Кинчев, гитарист Андрей Шаталин и бас-гитарист Пётр Самойлов дали акустические концерты в Перми , где впервые представили публике акустические версии песен из альбома «Шестой лесничий»: «Тоталитарный рэп», «Шестой лесничий» и «Стерх». Впоследствии концертные записи были растиражированы на аудиокассетах под названием «Акустика в Перми», а в 1995 году были изданы на компакт-диске «Акустика. Часть Первая» . В мае фургон, в котором находилась студия, переехал в Вильнюс , и музыканты поехали вслед за ним, чтобы завершить запись «Шестого лесничего» . Работа над альбомом в этом городе, также как и в Минске, длилась две недели, и в конечном итоге завершилась в Москве . По словам Кинчева, альбом был записан следующим образом: барабаны записывались в зале, а всё остальное — в передвижном вагоне .
21 мая на рок-фестивале «Рок-форум Вильнюс-88» группа «Алиса» исполнила четыре песни из будущего альбома: «Новый метод», «Тоталитарный рэп», «Аэробика» и «Стерх». 10 июня на шестом рок-фестивале Ленинградского рок-клуба на арене Зимнего стадиона в Ленинграде группа «Алиса» исполнила пять песен из будущего альбома: «Новый метод», «Тоталитарный рэп», «Аэробика», «Стерх» и «Только этот день» («Осеннее солнце») . В ноябре группа завершила работу над новым альбомом «Шестой лесничий» .
В феврале 1989 года фотограф Валерий Потапов сделал оформление альбома, на котором было изображено «шесть полуразложившихся черепов в луже крови» на основе картины « Экорше » художника группы Андрея Столыпина .
В сентябре 1989 года начинающий режиссёр Константин Эрнст снял в доме кинокритика Андрея Дементьева на Пятницкой музыкальный видеоклип на песню «Аэробика», премьера которого состоялась в выпуске телепрограммы « Взгляд » от 10 ноября, приуроченного ко Дню советской милиции . В то время Эрнст носил «косуху» и посещал встречи рок-музыкантов, где и познакомился с Кинчевым .
В 2009 году группа дала серию осенних концертов под названием «Шестой лесничий — 20 лет спустя». В сет-лист, помимо остальных композиций, вошли все восемь песен из альбома. До 2009 года заглавная песня не исполнялась на концертах в течение 20 лет . Кинчев прокомментировал, что это связано с тем, что песня «достаточно нудная и затянутая» .
Летом 1987 года к «Алисе» присоединился саксофонист Александр Журавлёв («Пончик»), чьи партии звучат в песнях «Новый метод», «Тыр-тыр-тыр» («Тоталитарный рэп»), «Только этот день» («Осеннее солнце»). Ранее музыкант играл в группах « Объект насмешек » и « Нате! » .
В октябре 1988 года после гастролей по Чехословакии из группы ушли гитарист Андрей Шаталин и клавишник Павел Кондратенко . Вместо них в группу были приглашены москвичи — гитарист Игорь Чумычкин и клавишник Владимир Осинский . Во время записи песни «Аэробика» Константин Кинчев хотел, чтобы соло-гитара была идеальной и много раз заставлял Шаталина переписывать её. В результате недовольный гитарист покинул группу, а на его место был взят Игорь Чумычкин («Чума») . О виртуозном гитаристе Кинчев узнал от Юрия Наумова из группы «Проходной двор». Ранее Чумычкин играл в хеви-металлической команде «99 %». Первое его выступление в составе «Алисы» состоялось во время концерта памяти Александра Башлачёва 20 ноября 1988 года. Гитару Чумычкина в альбоме можно услышать в песнях « Шестой лесничий », « Тоталитарный рэп » и «Стерх». Через некоторое время Шаталин вернулся в группу, и два гитариста стали сотрудничать .
После концерта памяти Башлачёва саксофонист Александр Журавлёв ушёл служить в армию. Вместо него весь следующий год на саксофоне в «Алисе» будет играть Михаил Чернов («Дядя Миша»).
Слова и музыка всех песен написаны Константином Кинчевым, если не указано иное.
№ | Название | Слова | Музыка | Длительность |
---|---|---|---|---|
1. | «Новый метод» | Константин Кинчев , | Кинчев, Самойлов | 2:53 |
2. | « Тыр-тыр-тыр » (Тоталитарный рэп) | 6:17 | ||
3. | « Шестой лесничий » | Андрей Киселёв | Кинчев, Киселёв | 6:00 |
4. | « Театр теней » | Кинчев | Роберт Смит , Кинчев | 5:29 |
5. | «Аэробика» | 3:38 | ||
6. | «Только этот день» (Осеннее солнце) | Андрей Шаталин | 7:30 | |
7. | «Солнце за нас» | 3:59 | ||
8. | «Стерх» | 6:54 |
18 декабря 2000 года на официальном сайте группы «Алиса» в разделе «вопросы» Константин Кинчев объяснил, что означают изображённые на обложке шесть полуразложившихся черепов в луже крови:
На обложке изображены сами шестые лесничие (власть предержащие в этом мире), все они обречены на забвение или на негативную память.
Оформление обложки для альбома было придумано Андреем Столыпиным, который в то время был художником группы. Андрей придумал и логотип «Алисы», а история о том, что Джоанна Стингрей показала альбом Энди Уорхолу , и он вырезал на консервной банке символ с двумя звёздами вместо буквы «а» была вымыслом Святослава Задерия .
В августе 1993 года в интервью газете «Шабаш» Андрей Столыпин сказал, что немного «перемудрил» с оформлением альбома .
Осенью 1989 года в первом тираже альбома использовалась малиновая краска из-за того, что не хватало красной .
В 1991 году концертный вариант «Стерха» вошёл в альбом « Шабаш ».
В 1995 году концертные варианты песен «Шестой лесничий», «Тоталитарный рэп» и «Стерх», записанные во время акустического концертов 30 и 31 марта 1988 года в Перми , вышли на компакт-диске «Акустика часть 1».
В 1997 году песня «Только этот день» была перезаписана и под названием «Осеннее солнце» вошла в альбом « Дурень ».
В 2000 году вышел альбом Константина Кинчева и Рикошета « Геополитика », в котором представлены ремиксы на «Новый метод» и «Осеннее солнце».
В 2002 году «Шестой лесничий», «Осеннее солнце» и «Театр теней», записанные 19 декабря 1986 года на сольном акустическом выступлении Кинчева в Новосибирске , вошли в компакт-диск «Акустика часть 4» от «Студии Союз».
Впервые альбом был издан Всесоюзной фирмой « Мелодия » на грампластинках 11 сентября 1989 года . Тираж пластинок превысил 1 миллион экземпляров . Таким же тиражом были выпущены две предыдущие грампластинки — « Энергия » (6 июля 1988 года ) и « Блок ада » (май 1989 года ) . По словам Кинчева, как автор он мог претендовать на одну десятую копейки с проданного экземпляра, но в итоге не получил и этой суммы .
Осенью того же года альбом был издан «Мелодией» и на компакт-кассетах (СМ 01935). Релиз примечателен тем, что стороны альбома перепутаны местами.
В 1990 году фирма «Мелодия» выпустила первый компакт-диск в истории группы «Алиса». Он содержит альбом «Шестой лесничий» и четыре трека из предыдущего альбома « Блок ада »: «Время менять имена», «Компромисс», «Эй, ты, там на том берегу» и «Земля». В оформлении диска был использован макет обложки «Шестого лесничего» .
В 1994 году фирмой Moroz Records альбом был издан на компакт-дисках и аудиокассетах. Основной тираж дисков печатался в Австрии, на заводе DADC. Также известен тираж, изготовленный на чешском заводе GZ и отличающийся от основного цветом полиграфии. В 1998 году вышло переиздание альбома от Moroz Records.
В 2003 году студия «Союз» переиздала альбом. В новое издание вошла песня «Атеист», а также буклет с описанием предыстории и хроники записи «Шестого лесничего», рассказанной музыкантами, создавшими альбом .
В 2009 году REAL Records переиздал 17 номерных альбомов «Алисы» в большом картонном боксе. Издания в формате Digipack дополнены бонус-треками из концертных альбомов.
Регион | Дата | Лейбл | Формат | Каталог |
---|---|---|---|---|
СССР | 1989 | « Мелодия » | LP | С60 28961 008 |
CS | СМ 01935 | |||
CD | ||||
« АнТроп » | CS | АНТС-904 | ||
Россия | 1994 | Moroz Records | MR 94011 MC | |
CD | MR 94037 CD | |||
1998 | ||||
dMR 00198 CD | ||||
2003 | « Союз » | SZCD 2050-03 | ||
2009 | REAL Records | RR-398 | ||
2015 |
«Мирумир»
« Мистерия звука » |
LP |
MIR100473
LP-M+339-2 |
|
2016 | «Мистерия звука» | CD | CD-M+379-2 |
Константин Кинчев рассказал, что на фоне «экспериментальной и модной» « Энергии » после выхода «Шестого лесничего» группу стали обвинять в «попсе», а когда вышла « Блок ада » — в «хард-роковой подворотней кондовости» .
В рубрике «Звуковая дорожка» газеты « Московский комсомолец » альбом «Шестой лесничий» был назван «разочарованием года», тогда как открытием года стал « Ласковый май » .
Нина Барановская считает, что задержка издания альбома снизила эффект: «За это долгое время альбом словно выдохся, и хорошие вещи, составившие его, не прозвучали» .
В июле 1989 года в ташкентской газете «Комсомолец Узбекистана» автор назвал «Шестого лесничего» «новым витком в развитии отечественной рок-музыки», а заглавную одноимённую песню выбрал лучшим произведением в альбоме .
В январе 1990 года в статье «Искусство быть дерзким», опубликованной в журнале «Мелодия», говорится, что «альбом „Шестой лесничий“ показал совершенно иную Алису», нежели привыкли слышать поклонники: «от хард-рокового напора не осталось ничего, но внутреннее напряжение, свойственное всем работам группы, сохранилось» . Автор статьи называет альбом «философскими размышлениями Константина Кинчева об окружающем его мире, но без ориентации на определённые явления» . Он также пишет, что «умение охватить всю ситуацию сразу, без излишней конкретики всегда было свойственно Константину Кинчеву и на новой пластинке он превзошёл самого себя» .
В книге «Алиса 100 страниц» приводятся сведения, что «Шестой лесничий» был не всеми воспринят положительно . Сам автор книги считает, что «в альбоме есть явные композиторские и поэтические удачи, в частности — композиция „Стерх“», и что «по качеству записи новая работа была совершеннее и мощнее предыдущей» .
Мария Веселова с радио «Зенит» описывает альбом следующим образом: «„Шестой лесничий“ — это запылившаяся театральная кулиса и тут же — топь болот — „где надежда на солнце таится в дремучих напевах“… и тут же — бесконечная дорога. Это последние лучики осеннего солнца и это же — едва слышный колокольный звон. Много всего слилось в этом альбоме. И каждый взял из него своё» .