Interested Article - Голосование на «Евровидении»

Конкурс песни Евровидение в разное время предлагал разные системы выбора победителя соревнования. Основная схема голосования, однако, не менялась: каждая страна должна выбрать десять лучших исполнителей и поставить им свою оценку выступления.

Системы выбора

Год Баллы Система голосования
1956 2 Жюри из двух человек от каждой страны отдаёт два балла понравившейся песне .
1957—1961 10-1 Жюри из десяти человек распределяют 10 баллов среди понравившихся песен.
1962 3-1 Жюри из десяти человек отдаёт баллы трём понравившимся песням.
1963 5-1 Жюри из двадцати человек отдаёт баллы пяти понравившимся песням.
1964—1966 5, 3, 1 Жюри из десяти человек отдаёт баллы трём понравившимся песням.
1967—1969 10-1 Жюри из десяти человек распределяет 10 баллов среди понравившихся песен.
1970 Жюри из десяти человек распределяет 10 баллов среди понравившихся песен. Доступна процедура «тай-брейка».
1971—1973 10-2 Жюри из двух человек (одному от 16 до 25 лет, другому от 25 до 55 лет) оценивает песни от одного до пяти баллов каждый.
1974 10-1 Жюри из десяти человек распределяет 10 баллов среди понравившихся песен.
1975—1996 12, 10, 8-1 Все страны имеют по крайней мере по одиннадцать членов жюри (позже увеличивается до шестнадцати человек), которые отдают баллы десяти лучшим песням.
1997 Двадцать стран имеют членов жюри, а пять других используют телеголосование, чтобы определить, какие песни получат баллы .
1998—2000 Все страны должны использовать телефонное голосование, чтобы определить, какие песни получат баллы. В исключительных случаях (например, слаборазвитая телефонная система), где телеголосование не было доступно, использовалось жюри .
2001—2002 Каждый вещатель вправе сам решать между 100%-ной системой телеголосования и смешанной системой 50/50, чтобы определить, какие песни получат баллы. В исключительных случаях, где телеголосование не было доступно, использовалось жюри .
2003 Все страны должны использовать телефонное/SMS-голосование, чтобы определить, какие песни получат баллы. В исключительных случаях, где телеголосование не было доступно, использовалось жюри .
2004—2008 Все страны используют телеголосование и/или SMS-голосование, чтобы определить, какие песни получат баллы .
2009—2012 Все страны используют телеголосование и/или SMS-голосование (50 %) и пять членов жюри (50 %), за исключением Сан-Марино, в которой 100 % составляют голоса жюри в связи с небольшими размерами страны. Это так называемая система телезрителей-жюри 50/50 . Обе части голосования были объединены в присуждении 12, 10, 8-1 баллов десяти лучшим в каждой системе, затем оценки складываются. Если две песни набирают одинаковое количество баллов, решающим считаются голоса телезрителей.
2013—2015 То же, что и в 2009—2012 годах, за исключением того, что голоса жюри и телезрителей объединяются по-разному. Члены жюри и телезрители оценивают все песни подряд, а не только 10 лучших. Затем баллы суммируются, а в случае равенства баллов, решающим считаются голоса телезрителей .
2016—2021 Баллы, полученные от народного голосования суммируются вместе перед тем, как быть объявленными, что практически удваивает количество баллов, присуждаемых в общей сложности . В общей сложности с 43 голосующими странами, максимально возможное количество баллов, которое математически можно заработать — 1008 (42 страны дают 12 баллов от жюри и телезрителей).
Примечания
  1. В случае нарушения в работе системы телеголосования в каждой стране используются запасные члены жюри (по восемь человек).
  2. В случае нарушения в работе системы телеголосования, используются только голоса жюри этой страны; в случае нарушения работы системы голосования жюри, используются только голоса телезрителей этой страны.

Профессиональное жюри

С самого начала существования конкурса призёров Евровидения определяло профессиональное жюри, которое выставляло ту или иную оценку исполнителю. Система голосования жюри менялась вплоть до 1975 года, пока не была введена система 12-балльной шкалы оценок. На данный момент применяется 12-балльная шкала оценок: лучший исполнитель, по мнению какой-либо страны, получает 12 баллов от неё; второй призёр получает 10 баллов, третий — 8, четвёртый — 7, пятый — 6 и так далее до последнего участника. За представителя своей страны голосовать запрещается по правилам конкурса.

В официальных правилах проведения европейского музыкального конкурса относительно жюри написано следующее:

  • Жюри состоит из пяти участников, включая председателя.
  • Каждый представитель жюри должен назначить дублёра в случае, если он не сможет присутствовать на мероприятии.
  • Члены жюри не должны быть сотрудниками участвующих телевещательных компаний.
  • Члены жюри должны представлять одну из музыкальных профессий — ведущий, исполнитель, композитор, автор текста или музыкальный продюсер .
  • Никто из членов жюри не должен быть причастен к производству и исполнению песен участников конкурса, чтобы оценить выступающих независимо и беспристрастно.
  • Имена членов жюри станут известны за неделю до начала конкурса .
  • Голоса жюри используются при подсчёте в полуфинале и финале, а также имеют решающее значение, если две или больше песен получают одинаковое число голосов телезрителей.
  • Член жюри не может голосовать за песню страны, которую он представляет.
  • Один и тот же член жюри может принимать участие в голосовании раз в три года .

Тай-брейк

Схема, наглядно демонстрирующая систему «тай-брейка».

Процедура определения победителя при ничейном счёте (равенстве баллов) называемой также « тай-брейк » была введена после того, как в конкурсе 1969 года сразу четыре страны набрали одинаковое количество баллов и заняли соответственно первое место — Франция , Нидерланды , Испания и Великобритания . В связи с тем, что такой процедуры на тот момент не существовало и все четыре страны были объявлены победителями конкурса, в знак протеста, Австрия, Финляндия, Швеция, Норвегия и Португалия отказались принимать участие в конкурсе следующего года.

По обновлённым в 2016 году правилам в процедуре, иногда называемой « каунтбэк », если две (или более) страны получают одинаковое количество баллов, то победителем объявляется страна, получившая наибольшее количество баллов от телеголосования. Если между странами по-прежнему сохраняется равенство, то на втором этапе «тай-брейка» победитель определяется по наибольшему количеству проголосовавших стран в телеголосовании. Третий этап в случае равенства — подсчёт количества стран, давших 12 баллов каждой такой стране (также от телеголосования). Эта процедура продолжается с 10 баллами, 8, 7… и ведётся до тех пор, пока не будет определён победитель по результатам неравенства этих баллов. Если не удаётся определить победителя на втором этапе «тай-брейка» после того, как количество стран давших один балл оказалось равным, то победителем становится та страна, которая в порядке выступления исполнила песню первой. В тех случаях, когда телеголосование не может быть применено, то используется та же схема, но с баллами, данными от национальных жюри голосующих стран (100%-ное голосование жюри по различным причинам) . Это правило изначально применялось только к первому месту немного в изменённом виде: на первом «этапе» тай-брейка высшее место отдавалось стране, которой отдали свои баллы бо́льшее количества стран; далее всё повторялось без разделения на баллы, полученные от телеголосования или жюри, то есть второй этап — наибольшее количество 12-бальных отценок и так далее . C 2008 года это правило стало применяться ко всем местам .

В 1991 году , процедура «тай-брейка» была проведена для Швеции и Франции, которые набрали поровну 146 баллов после окончания объявления результатов. В то время процедура «тай-брейка» немного отличалась; первое правило «тай-брейка» (побеждает страна, получившая баллы от наибольшего числа голосующих стран) ещё не использовалось тогда, и текущий вариант этого правила с наибольшим числом проголосовавших стран не был утверждён до 2003 года . И Швеция, и Франция получили максимальные двенадцать баллов по четыре раза; когда было подсчитано количество десятибалльных оценок у Швеции, которую представляла Карола с песней « », было объявлено, что страна одержала свою третью победу, так как она получила пять 10-балльных оценок, а Франция — две. Французская песня « » в исполнении заняла второе место с когда-либо незначительными изменениями в счёте.

Тай-брейк призёров конкурса 1991 года
Место Страна Участник Набрано
баллов
Количество стран, отдавших…
12 баллов 10 баллов всего
1 Швеция Карола 146 4 5 17 из 21
2 Франция 146 4 2 18 из 21
Примечания
  1. По правилам тай-брейка 2003—2015 годов, победила бы Франция по «большинству проголосовавших стран».

Голосование зрителей

В 1997 году пять стран (Австрия, Швейцария, Германия, Швеция и Великобритания) решили провести эксперимент, разрешив зрителям выбрать лучшую песню на конкурсе. Система была успешно испытана, и сейчас она действует во все странах. Заключается она в следующем: зритель имеет право позвонить по некоторому телефонному номеру с городского телефона. Как правило, две последние цифры — это порядковый номер участника. Также сейчас используется система СМС-голосования: зрители отправляют СМС-сообщение с номером участника на короткий номер. В России стоимость СМС-сообщения — 44 рубля с учётом НДС. Как и в случае с жюри, голосовать за своего исполнителя нельзя, но при этом находящиеся за рубежом граждане могут поддержать своего исполнителя, позвонив с местного телефона. Количество СМС с одного номера ограничено до 20.

50 на 50

«Профессиональное жюри» также способно регулировать некоторые спорные вопросы, возникающие на конкурсе. В случае технического сбоя, жюри будет решать, кому и какие баллы можно присудить. На данный момент, победителя определяют по сумме голосов, полученных от зрителей и от жюри (50/50).

Полученные баллы от профессионального жюри оглашаются специальными представителями страны (так называемыми «глашатаями») в прямом эфире в ходе телетрансляции конкурса. Нам сообщают о первых восьми оценках и оценке 10, а затем лично называют страну, получившую 12 баллов .

Рекорды

Более 300 очков до 2015 года

С 2009 года 33 исполнителя преодолели отметку в 300 очков, из них восемь — победители конкурса. Ниже представлены набранные очки с общей долей от всех присуждённых на конкурсе очков .

Год Страна Исполнитель Песня Очки Процент от всех очков конкурса
2009 Норвегия Норвегия Александр Рыбак « Fairytale » 387 15.89%
2012 Швеция Швеция Лорин « Euphoria » 372 15.27%
2015 Швеция Швеция Монс Сельмерлёв « Heroes » 365 15.73%
Россия Россия Полина Гагарина « A Million Voices » 303 13.06%

с 2016 года

Год Страна Исполнитель Песня Очки Процент от всех очков конкурса
2016 Украина Украина Джамала « 1944 » 534 10.96%
Австралия Австралия Дами Им « Sound of Silence » 511 10.49%
2017 Португалия Португалия Салвадор Собрал « Amar pelos dois » 758 15.55%
Болгария Болгария Кристиан Костов « Beautiful Mess » 615 12.62%
2018 Израиль Израиль Нета Барзилай « Toy » 529 10.61%
2021 Италия Италия Måneskin « Zitti e buoni » 524 11.58%
2022 Украина Украина Kalush « Stefania » 631 13.60%

Ноль очков

На конкурсах может произойти случай, когда исполнитель терпит «полное поражение», не набрав ни одного балла. Ниже приведён их список.

Год конкурса Страна Исполнитель Песня
1978 Норвегия Ян Тейген «Mil etter mil»
1981 Норвегия Финн Кальвик «Aldri i livet»
1982 Финляндия Тимо Койо «Nuku pommiin»
1983 Турция
Испания
Четин Алп и Short Wave
Ремедиос Амайя
«Opera»
«¿Quién maneja mi barca?»
1987 Турция Сейял Танер и Lokomotif «Şarkım Sevgi Üstüne»
1988 Австрия Вильфред «Lisa Mona Lisa»
1989 Исландия Даниэль Аугуст «Það sem enginn sér»
1991 Австрия Томас Форстнер «Venedig im Regen»
1994 Литва Овидиюс Вишняускас «Lopšinė mylimai»
1997 Норвегия
Португалия
Тор Эндресен
Селия Лоусон
«San Francisco»
«Antes do adeus»
1998 Швейцария Гунвор Гуггисберг «Lass' ihn»
2003 Великобритания Jemini «Cry Baby»
2004 Швейцария в полуфинале Пьеро Эстериоре и The MusicStars «Celebrate»
2009 Чехия в первом полуфинале Gipsy.cz «Aven romale»
2015 Германия
Австрия
Анн Софи
The Makemakes
«Black Smoke»
«I Am Yours»
2021 Великобритания Джеймс Ньюмен «Embers»
2023 Румыния
Сан-Марино (обе страны во втором полуфинале)
Теодор Андрей
Piqued Jacks
«D.G.T. (Off and On)»
«Like an Animal»
  • Из перечисленных выше стран Норвегия, Финляндия, Турция, Великобритания, Австрия, Испания, Германия, Португалия и Швейцария выигрывали конкурс хотя бы один раз.
  • В 2016 году Чехия по новой системе голосования получила ноль баллов от зрителей, а судьи присудили ей 41 балл.
  • В 2017 году Испания получила 0 баллов от жюри, а от зрителей получила 5 баллов.
  • Сразу две страны (Австрия и Германия) не получили ни одного балла на конкурсе 2015 года, причём Австрия стала первой страной-хозяйкой, которая добилась такого сомнительного достижения.
  • В 2019 году Германия получила 0 баллов от зрителей и 24 балла от жюри, а Израиль — 0 баллов от жюри и 35 баллов от зрителей.
  • В 2021 году сразу 4 страны получили 0 баллов от зрителей — Великобритания, Испания, Германия и Нидерланды. Но если у Испании (6 баллов), Германии (3 балла) и Нидерландов (11 баллов) были баллы от жюри — у Великобритании 0 и от жюри, и от зрителей.

Скандальное «блоковое голосование»

Блоковое голосование с 2001 по 2005 годы, с точки зрения Дерека Газерера
Пиренейский блок Блок Бенилюкса Скандинавский блок Постсоветский блок Балканский блок

Статистика зрительского голосования в период с 2001 по 2005 годы неприятно удивила некоторых организаторов конкурса: выяснилось, что некоторые страны, связанные тесными историческими и культурными отношениями (преимущественно граничащие друг с другом), голосуют чаще всего друг за друга вне зависимости от уровня исполнителя. Эту систему окрестили «соседским принципом голосования», что наводило на мысль о том, что голосование не было беспристрастным. В числе групп или блоков стран, голосующих друг за друга, оказались следующие:

Попытка предотвращения

Эти обмены баллами вынудили организаторов конкурса изменить правила голосования, так как их результаты настораживали. Голоса, вероятно, отдавались за страну, а не за исполнителя или песню. Апогеем возмущения стал конкурс 2007 года , места на котором заняли в финале:

  1. Сербия
  2. Украина
  3. Россия
  4. Турция
  5. Болгария
  6. Белоруссия
  7. Греция
  8. Армения
  9. Венгрия
  10. Молдавия

В 2007 году в Европе развернулась кампания против подобного голосования. Сильный исполнитель из Швейцарии DJ Bobo вообще не вышел в финал, хотя считался фаворитом у букмекеров. Ирландия, рекордсмен по количеству побед подряд (три победы подряд в 1990-е годы) и вовсе оказалась на последнем месте в финале (её представляла группа Dervish ). С точки зрения британского писателя-публициста Тима Мура, подобное голосование не является голосованием за песни, а поиском ответа на вопрос, мягко говоря, о количестве родственников или близких друзей в тех или иных странах (в оригинале звучало «выяснение вопроса о том, сколько у тебя тётушек в Черногории») . Австрия в знак протеста покинула конкурс в 2008 году и вернулась только в 2011 году.

В 2008 году супервайзер Евровидения Сванте Стокселиус ввёл два полуфинала и один финал для минимизации возможности голосования по «соседскому принципу», но даже это оказалось бесполезным. В пятёрку лучших вошли Россия, Украина, Греция, Армения и Норвегия, что породило слухи о фальсификации результата. Поводом для дискуссий был один факт: участник из Дании Саймон Мэтью вышел в финал без помощи баллов от Норвегии или Швеции и занял там 15-е место, а участник от России Дима Билан вышел в финал и выиграл конкурс при помощи баллов от стран бывшего СССР. Впрочем, директор телеканала «Евровидение» Бьёрн Эриксен отверг эти доводы, официально подтвердив, что Билану принесли победу баллы, набранные от 38 стран-участниц, а не от какого-то конкретного блока . В настоящее время Европейский вещательный союз предпринимает все возможные меры для борьбы с подобным «соседским» голосованием, но часто это оказывается бесполезным .

Примечания

  1. Была объявлена только победительница Лиз Ассиа , а остальные страны считаются занявшими второе место.
  2. (англ.) . Евровидение . ЕВС . Дата обращения: 6 февраля 2017. 5 июня 2011 года.
  3. (англ.) . Евровидение . ЕВС . Дата обращения: 6 февраля 2017. 7 июля 2014 года.
  4. (англ.) . Евровидение . ЕВС (30 сентября 1998). Дата обращения: 6 февраля 2017. 10 ноября 2016 года.
  5. (англ.) . Евровидение . ЕВС (23 сентября 1999). Дата обращения: 6 февраля 2017. 2 ноября 2020 года.
  6. (англ.) . Евровидение . ЕВС (8 декабря 2000). Дата обращения: 6 февраля 2017. 10 апреля 2021 года.
  7. (англ.) . Евровидение . ЕВС (28 сентября 2001). Дата обращения: 6 февраля 2017. 17 января 2021 года.
  8. (англ.) . Евровидение . ЕВС (8 октября 2002). Дата обращения: 6 февраля 2017. 27 января 2021 года.
  9. (англ.) . Евровидение . ЕВС (2013). Дата обращения: 6 февраля 2017. 17 января 2017 года.
  10. Daniel. (англ.) . Sofabet (11 марта 2013). Дата обращения: 6 февраля 2017. 27 октября 2016 года.
  11. Paul Jordan. (англ.) . Евровидение . ЕВС (18 февраля 2016). Дата обращения: 6 февраля 2017. 14 марта 2016 года.
  12. Siim, Jarmo (англ.) (20 сентября 2013). Дата обращения: 21 сентября 2013. 24 марта 2014 года.
  13. (англ.) . Евровидение (8 июля 2016). Дата обращения: 13 апреля 2017. 8 апреля 2020 года.
  14. (англ.) (PDF). ЕВС (8 июля 2016). Дата обращения: 6 февраля 2017. 7 февраля 2017 года.
  15. (англ.) . Евровидение . ЕВС . Дата обращения: 6 февраля 2017. 19 апреля 2014 года.
  16. (англ.) (PDF). Евровидение . ЕВС (28 сентября 2001). Дата обращения: 6 февраля 2017. 17 января 2021 года.
  17. (англ.) (PDF). Евровидение . ЕВС (8 октября 2002). Дата обращения: 6 февраля 2017. 27 января 2021 года.
  18. . European Broadcasting Union. Дата обращения: 15 мая 2016. 15 мая 2016 года.
  19. . Дата обращения: 15 мая 2011. Архивировано из 19 мая 2009 года.
  20. от 13 мая 2014 на Wayback Machine (англ.)
  21. . Дата обращения: 16 мая 2011. Архивировано из 18 мая 2011 года.
Источник —

Same as Голосование на «Евровидении»