Interested Article - Цимбалы

Цимба́лы струнный ударный музыкальный инструмент трапециевидной формы. Звук извлекается ударами двух деревянных палочек или колотушек с расширяющимися лопастями на концах .

Распространены у многих народов Восточной Европы , особенно среди молдавских и румынских лэутаров , венгров и гуцулов . Также используются в Белоруссии и Польше . В России традиция игры на цимбалах была выявлена в регионе Поозёрье на российско-белорусском пограничье: на юге Псковской области (цимбалы аккомпанируют пению, скрипке и/или гармони) и в Смоленской области . В целом, восточная граница распространения совпадает с рубежами исторической Речи Посполитой . Также цимбалы используются в народной музыке швейцарской области Аппенцелль .

История

Игроки на цимбалах-сантурах, древний Вавилон

Цимбалоподобные инструменты впервые встречаются в древней Месопотамии: у шумеров (самое раннее изображение — рубеж IV—III тысячелетий до н. э.) и древних вавилонян (IX век до н. э.) и ассирийцев (VII век до н. э.). Тем не менее месопотамские цимбалы были треугольной формы (за что получили название «триганон»), со струнами, расположенными поперёк корпуса инструмента, а не вдоль, и больше напоминали арфу. Древнегреческий учёный Пифагор изобрёл музыкальный инструмент монохорд с примерно таким же, как у цимбал, принципом действия; однако он имел лишь одну струну и служил не для музицирования, а для определения ладов и интервалов. Схожий инструмент, представлявший собой загнутый наподобие охотничьего лука прут с протянутой между концами струной из растительных волокон, называется « музыкальный лук » и распространён у народов Африки, Юго-Восточной Азии и у индейцев Южной Америки (в Бразилии именуется беримбау ) . В Европу цимбалы современного вида проникли во времена раннего Средневековья. Однако благодаря кому конкретно — цыганам , арабам или возвращавшимся из крестовых походов крестоносцам, неизвестно .

Цимбалы были довольно популярны в среде феодалов, особенно у дам. Чешский писатель Павел Жидек , характеризуя инструмент в своей энциклопедии «Книга о двадцати искусствах» ( лат. Liber viginti artium ) 1461 г., говорит о его «очень сладкой гармонии», хвалит его приятное звучание. По его мнению, инструмент идеально подходил для придворной и бюргерской музыки. С XVI века цимбалы стали использоваться не только как сольный, но и как аккомпанирующий и ансамблевый инструмент. К тому моменту они проникли и в простонародную музыку, особенно в странах Восточной Европы. В оперном жанре цимбалы были впервые использованы в 1753 году в одной испанской опере, где аккомпанировали примадонне.

В XVII веке в Германии появилась местная разновидность цимбал — хаккбретт. В конце XVII — начале XVIII веков немецкий композитор и учитель танцев , известный в то время как виртуозный цимбалист и импровизатор, изобрёл разновидность цимбал, управлявшуюся с помощью клавиш, и впоследствии получившую его имя — панталеон , или панталон. Панталеон послужил прототипом фортепиано .

В Россию, согласно исследованиям Ивана Забелина , цимбалы проникли в XV веке. На протяжении XVI—XVII вв. встречаются многочисленные упоминания о цимбалах при царском дворе. Так, среди музыкантов Потешной палаты, творивших в период царствования Михаила Фёдоровича , упоминаются цимбалисты Томило Бесов (1613—1614), Милентий Степанов (1626—1632) и Андрей Андреев (1631). Позднее, во времена царствования Елизаветы Петровны, возник интерес и к панталеону. Он был особенно популярен в 1755—1757 годах, когда в России, по контракту на три года, служил придворным музыкантом виртуоз на панталеоне Иоганн Баптист Гумпенхубер, также занимавшийся усовершенствованием роговой музыки . Позднее интерес к нему угас, и только в 1765 г., согласно исследованиям П. Столпянского , в музыкальных магазинах Петербурга, помимо клавикордов, начали продаваться и панталеоны, причем имелись «стоячие пантолоны» и «подержанный пантолон» .

Первые концертные профессиональные цимбалы соорудили в 1870 году владелец пештской фабрики музыкальных инструментов Йожеф Шунда и его племянник Венцель Шунда, а уже к 1874 году было налажено серийное производство нового вида цимбал. Этот новый вид незадолго до смерти хорошо оценил и Ференц Лист . Уже в XX веке усовершенствованием цимбал занимались Лайош Бохак и его сын, также Лайош .

Вновь в оперный оркестр цимбалы ввёл Ференц Эркель — в опере «Бан Банк». Также этот инструмент использовал Ференц Легар — в оперетте « Цыганская любовь » (Интродукция и ария Зорики, акт первый) цимбалы аккомпанируют скрипичному соло. Цимбалы задействованы в произведениях и многих других композиторов ( Игорь Стравинский , Клод Дебюсси , Бела Барток , Золтан Кодай ) .

Разновидности

Различаются народные и концертно-академические разновидности цимбал. Размеры корпуса первых могут варьироваться: 750—1150 мм для нижнего основания, 510—940 мм для верхнего, 255—400 мм для боковых сторон, высота — 33-95 мм, ширина — 235—380 мм. У профессиональных цимбал (модель «Прима») в основном следующие параметры: нижнее основание — 1000 мм, верхнее — 600 мм, боковая сторона — 535 мм, высота — 65 мм, ширина — 490 мм. Народные цимбалы часто являются портативными и имеют ремешок, который цимбалист надевает через плечо или шею. Также народные цимбалы для фиксации кладутся на колени. Концертные цимбалы снабжены ножками и педалью- демпфером .

У индийского сантура струны изготавливаются из травы «мунджа», а палочки — из бамбука. Европейские цимбалы используют кишечные, а с XII—XIII веков и металлические струны . Палочки для венгерских и румынских цимбал представляют собой молоточки, палочки для белорусских — серповидной формы, обмотанные замшей с натянутой на них бечёвкой или нитью. Белорусские палочки для цимбал изготовляются из вишни .

Крупный план игры на цимбалах, Портленд ( США )

Техника игры

Звук извлекается путём ударов молоточком по струнам. При отсутствии глушения во время удара возникающий обертон передаётся и на другие струны, в результате чего возникает непрерывный гудящий фон, позволяющий образовывать связь звуков и сливать их в единую мелодию. Удар может наноситься силой как кисти, так и всей руки. Он используется для извлечения отдельных звуков, тремоло или для несложных мелодий. Помимо ударов непосредственно обшивкой, практикуются и удары деревянной частью палочек (схожий приём используется при игре на смычковых). В современной музыке помимо вышеописанных приёмов используются удары деревянной стороной палочки по краю деки, что позволяет имитировать звук кастаньет, пиццикато (щипок струны ногтем или подушечкой пальца), флажолет , сурдина (извлечение сухого приглушённого звука с помощью прижимания струны одной рукой и ударом по ней же другой рукой), глиссандо (извлечение скользящего звука с помощью пальцев и палочек) и вибрато (извлекается путём небольшого опускания струны и дальнейшим нажатием на ту же струну с другой стороны подставки для создания вибрации) .

Цимбалы в странах мира

Украинские цимбалы на монете 5 гривен 2006 года

В странах восточной и южной Европы цимбалы называют примерно одинаково:

  • Беларусь: цымбалы, цымбалкі, цынбалы, самбалошкі
  • Болгария: цимбал
  • Чехия: cimbál
  • Украина: цимбали (цымбалы)
  • Венгрия: cimbalom (цимбалом)
  • Польша: cymbały , cymbałki
  • Молдова, Румыния: ţâmbal, цымбал (большие цимбалы называются ţâmbal mare , маленькие — ţâmbal mic )
  • Сербия : цимбал
  • Словения : čembale
  • Словакия : cimbal
  • Идиш : צימבל (цимбл)
  • Латвия : cimbāle
  • Таиланд : ขิม (khim, кхим)

В Западной Европе цимбалы называются дульцимер или [ источник не указан 744 дня ] .

Известные цимбалисты

  • ( рум. Toni Iordache ; 1942—1988) — румынский цимбалист-виртуоз
  • ( венг. Ürmös Sàndor ) — венгерский цимбалист
  • Аладар Рац ( венг. Rácz Aladár ; 1886—1958) — венгерский цимбалист-солист
  • Иосиф Жинович ( белор. Язэп Жыновіч ; 1907—1974) — советский белорусский цимбалист
  • ( венг. Balogh Kálmán ; род. 1959) — венгерский цимбалист цыганского происхождения
  • Прадед Вероника (род. 1985)  — белорусская цимбалистка
  • В 2021 году музыкальная группа ZAPAL на шоу « Україна має талант » показала прекрасную игру на цимбалах и покорила зрителей и судей. Исполнители играют композиции на кахоне и цимбалах.

Галерея

Примечания

  1. .
  2. от 17 июня 2012 на Wayback Machine в онлайн-энциклопедии « Кругосвет ».
  3. .
  4. Такташова Т.В., Баско Н.В., Баринова Е.В. Цимбалы // Музыкальный учебный словарь. — М. : Флинта, 2012. — С. 312. — 368 с.
  5. . Дата обращения: 18 января 2021. 25 июля 2021 года.
  6. Игорь Мациевский . // Музыкология. — 2007. — № 7 . — С. 157-184 . 21 марта 2020 года.
  7. . Дата обращения: 18 января 2021. 24 января 2021 года.
  8. Мациевский И. В. Традиционная музыка и историческая многослойность этнических культур // от 8 марта 2022 на Wayback Machine / Сост. Н. Н. Глазунова. — СПб.: РИИИ, 2016. — 238 с. — С. 30
  9. // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов . — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  10. . Дата обращения: 30 августа 2019. Архивировано из 30 августа 2019 года.
  11. . Дата обращения: 30 августа 2019. 30 августа 2019 года.
  12. Р. В. Подойницына. «О взаимообусловленности развития музыкального инструментария и исполнительского стиля».
  13. . . Белорусская государственная академия музыки. Дата обращения: 4 ноября 2023. 4 ноября 2023 года.

Литература

  • // Большая российская энциклопедия. Том 34. — М. , 2017. — С. 338.
  • // Музыкальная энциклопедия. Том 6. — М. : Советская энциклопедия, 1982. — Стб. 138.
  • // Музыкальный энциклопедический словарь. — М. : Советская энциклопедия, 1990. — С. 615. — 672 с.
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  • Фаминцын А.С. // Гусли. Русский народный музыкальный инструмент. — СПб. : тип. Акад. наук, 1890. — С. 121—132. — 138 с.
  • Прокопенко Н.А. Цимбалы // Устройство, хранение и ремонт народных музыкальных инструментов. — М. : Музыка, 1977. — С. 17—20. — 104 с.
Источник —

Same as Цимбалы