Interested Article - Глазунов, Александр Константинович

Алекса́ндр Константи́нович Глазуно́в ( 29 июля [10] августа 1865 , Санкт-Петербург 21 марта 1936 , Нёйи-сюр-Сен ) — русский композитор , дирижёр , профессор Санкт-Петербургской консерватории (1899), в 1905—1928 — её директор. Народный артист Республики (1922). Старший брат энтомолога и путешественника Дмитрия Глазунова .

Биография

А. К. Глазунов в гимназической форме, 1874—1876 гг.
Глазунов со своим учителем Н. А. Римским-Корсаковым.
Могила Глазунова в Некрополе мастеров искусств в Санкт-Петербурге.

Происходил из династии книгоиздателей Глазуновых . Потомственный дворянин. Мать Александра Константиновича, Елена Павловна, была пианисткой. Образование получил во Втором петербургском училище, по окончании которого некоторое время был вольнослушателем в Петербургском университете (1883). В университете играл в студенческом симфоническом оркестре, в регулярных концертах, называемых «Музыкальными упражнениями студентов императорского университета в Петербурге» . На университетских концертах неоднократно исполнялись произведения Глазунова.

Одарённый хорошим слухом и музыкальной памятью, Глазунов начал учиться игре на фортепиано с девяти лет, сочинять — с одиннадцати. В 1879 году он познакомился с Милием Балакиревым , который отметил незаурядный талант юноши и рекомендовал его Николаю Римскому-Корсакову . С Римским-Корсаковым Глазунов начал частным образом изучать курс гармонии, форм и инструментовки, теории музыки и композиции, и за полтора года прошёл весь курс, рассчитанный на 5-7 лет учёбы в консерватории. Уже в 1882 году Глазунов написал свою Первую симфонию, которая 17 марта с успехом была исполнена в Бесплатной музыкальной школе под управлением Балакирева , а вскоре появился его первый струнный квартет.

Творчеством Глазунова заинтересовался известный лесопромышленник, меценат и покровитель искусства Митрофан Беляев , ставивший своей целью поддержку молодых русских композиторов. Для ознакомления с творчеством юного композитора Беляев 27 марта 1884 года устроил закрытый концерт из произведений Глазунова, в котором дирижировали Римский-Корсаков и Дютш.

В 1885 году Беляев организовал музыкальное издательство в Лейпциге , а годом ранее при его поддержке Глазунов впервые отправился за границу, посетив Германию , Швейцарию , Францию , Испанию и Марокко . В Веймаре Глазунов познакомился с Ференцем Листом , по инициативе которого 14 мая 1884 года на съезде «Всеобщего немецкого музыкального союза» прозвучала Первая симфония 18-летнего автора. Вернувшись в Петербург, Глазунов стал одним из членов так называемого « Беляевского кружка », в который входили также Римский-Корсаков, Лядов , Малишевский , Витолс , Блуменфельд и другие музыканты. Продолжая традиции « Могучей кучки » по части развития русской композиторской школы, «беляевцы» также держали курс на сближение с западной музыкальной культурой.

В 1887 году умер Александр Бородин , оставив неоконченными оперу « Князь Игорь » и Третью симфонию. За их окончание и оркестровку взялись Римский-Корсаков и Глазунов. Феноменальная память Глазунова позволила ему полностью восстановить увертюру к опере, услышанную в исполнении на фортепиано самим Бородиным незадолго до его смерти, и фрагменты третьего действия. Также Глазунов смог полностью оркестровать симфонию.

В 1886 году Глазунов дебютировал как дирижёр в « Русских симфонических концертах », где был впервые исполнен ряд его сочинений. В 1907 году выступил как дирижёр и композитор в « Исторических русских концертах » в Париже.

Глазунов поддерживал тесные личные и творческие отношения с Петром Ильичём Чайковским . Глазунова Чайковский пригласил 25 ноября 1890 года на предварительное прослушивание струнного секстета «„ Воспоминание о Флоренции “» накануне первого публичного исполнения этого сочинения . После смерти композитора Глазунов сделал оркестровку ряда произведений покойного, среди них цикл пьес для скрипки и фортепиано « Воспоминание о дорогом месте ». Оркестровка этого произведения получила широкое распространение .

В начале 1890-х Глазунов пережил творческий кризис, который сменился новым подъёмом: он сочинил три симфонии, камерные произведения и балет « Раймонда », ставший самым известным его сочинением. В 1899 году он получил место профессора Петербургской консерватории , в которой работал непрерывно около тридцати лет. После событий 1905 года , когда из консерватории за поддержку революционно настроенных студентов был уволен Римский-Корсаков, Глазунов в знак протеста также покинул свой пост. Однако уже в декабре 1905 года, после того как консерватория была отделена от Русского музыкального общества, Глазунов вернулся в неё и вскоре был избран её директором. На посту директора Глазунов провёл огромную работу: привёл в порядок учебные планы, основал оперную студию и студенческий оркестр, значительно повысил требования к студентам и преподавателям, в конце каждого учебного года лично присутствовал на всех экзаменах и писал характеристики на каждого студента. В 1906 году Глазунов написал музыку гимна « Избранникам русского народа », прославляющего депутатов Государственной думы Российской империи .

В 1908 году Глазунов рекомендовал своего ученика, талантливого польского композитора Витольда Малишевского , на пост директора Императорских музыкальных классов в Одессе . Это назначение оказалось знаковым для развития музыкальной культуры юга Российской империи, а затем Украины, так как в 1913 году Малишевский стал основателем и первым ректором Одесской консерватории .

В 1915 году Глазунов создал произведение, написанное на темы английского, русского, сербского, французского, черногорского и японского гимнов — «Парафраза на гимны союзных держав» (ор. 96). О «Парафразе» журнал «Музыка» высказался сухо: «Глазуновская парафраза для роялей, правда, является как бы исключением, но она — конгломерат гимнов, а не творческий порыв, отвечающий историческому моменту» .

В 1917 году композитор обработал музыку к «Рабочей Марсельезе» (слова П. Лаврова, 1875 год) — российскому гимну в первые месяцы советской власти. После Октябрьской революции Глазунов сумел остаться на своём посту, наладив отношения с новой властью и, в частности, с наркомом по просвещению Анатолием Луначарским , сохранив за консерваторией престижный статус. В 1918—1920 годах выступал как дирижёр на фабриках, в клубах, частях Красной Армии, принимал участие в музыкально-общественной жизни страны. В 1922 году Глазунову было присвоено звание народного артиста Республики . Тем не менее, против Глазунова в консерватории были настроены некоторые группы профессоров и студентов. В 1928 году Глазунов был приглашён на композиторский конкурс в Вену , посвящённый столетию со дня смерти Франца Шуберта , по окончании которого принял решение не возвращаться в СССР. Глазунов формально числился ректором Ленинградской консерватории до 1930 года (его обязанности исполнял Максимилиан Штейнберг ).

19 декабря 1928 года в парижском зале « Плейель » состоялся первый публичный концерт Глазунова после его отъезда из СССР, на котором исполнялись популярные произведения композитора: Торжественная увертюра, Второй фортепианный концерт, симфоническая поэма «Стенька Разин», Седьмая симфония. Оркестром дирижировал автор. Некоторое время Глазунов выступал как дирижёр, а в 1932 году , в связи с ухудшившимся здоровьем, вместе с женой поселился в Париже , где изредка сочинял (среди его поздних работ — Концерт для саксофона с оркестром, посвящённый Сигурду Рашеру ).

Глазунов скончался в 1936 году в клинике Villa Borghese , похоронен на новом кладбище Нёйи-сюр-Сен. В 1972 году прах Глазунова был перевезён в Ленинград и торжественно захоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры .

В Мюнхене открыт институт, занимающийся исследованием творчества композитора, архив его партитур хранится в Париже.

Именем композитора назван малый зал Санкт-Петербургской консерватории .

Глазунов и Луначарский

Отношения Анатолия Васильевича Луначарского и Александра Константиновича Глазунова начались в период гражданской войны (с 1917 года), когда Луначарский возглавил «культурную революцию». Они находились в постоянной переписке. На тот момент Глазунов уже был ректором Петроградской консерватории, а Луначарский занимал пост наркома по просвещению РСФСР. В то непростое время Луначарский помог Глазунову, когда у того остро встал вопрос с жильём. По Наркомату просвещения был издан приказ № 593 от 9 марта 1918 года о неприкосновенности квартиры и загородного дома Глазунова, а сам Луначарский выдал директору консерватории «охранную грамоту»: «Настоящим удостоверяю, что квартира по Казанской улице, № 10, где живёт знаменитый композитор директор консерватории А. Глазунов, ввиду выполняемых им важнейших обязанностей и творческой работы, никакой реквизиции ни в коем случае не подлежит. Народный комиссар Луначарский» . На 40-летие творческой деятельности Глазунова Анатолий Васильевич произнёс пламенную речь, в которой посетовал на малоизвестность Глазунова по сравнению с Чайковским и сравнил юбиляра с Глинкой .

Отъезд Глазунова и Луначарский

В 1928 году американская граммофонная компания «Колумбия» решила устроить международный конкурс к 100-летию со дня смерти Шуберта в Вене и пригласила Глазунова в качестве члена жюри. Для того чтобы выехать, композитору было необходимо получить разрешение. Он обратился к Луначарскому. В Наркомпрос ушло письмо: «Просим Вас оказать всемерное содействие к предоставлению заграничной командировки в город Вену сроком на три месяца Народному артисту Республики профессору Александру Константиновичу Глазунову как представителю шубертовского конкурсного жюри по СССР» . В протоколе заседания правления консерватории по вопросу о заграничных командировках записали кратко: «Персонально А. К. Глазунову». В ректорском приказе Глазунов обозначил: «Отправляюсь в Вену в качестве члена Международного жюри для присутствия на торжествах в память столетия со смерти композитора Франца Шуберта» . С того года Глазунов больше не возвращался в СССР.

Глазунов и Рахманинов

Знакомство Глазунова и Рахманинова состоялось, видимо, в Москве в начале мая 1896 года, в гостях у Танеева . По свидетельству одного из мемуаристов , Глазунов сыграл Танееву ещё никому не известную первую часть , а Рахманинов, подслушав музыку из соседней комнаты, тут же воспроизвел её по памяти . Впоследствии, в начале 1897 года по заказу Беляева Рахманинов выполнил переложение этой симфонии для фортепиано в 4 руки .

Ещё до личного знакомства Глазунов был знаком с музыкой Рахманинова. В частности, 20 января 1896 года Глазунов продирижировал фантазией «Утёс» Рахманинова в Петербурге , в одном из концертов беляевского кружка . В свою очередь, Рахманинов также дирижировал сочинениями Глазунова .

Широко известна и обросла легендами история неудачной премьеры Первой симфонии Рахманинова, которой дирижировал Глазунов в третьем . 9 марта 1897 года Рахманинов выехал в Петербург , чтобы присутствовать на трёх репетициях и на премьере, которая состоялась 15 марта. Многие мемуаристы Рахманинова (Е. Крейцер-Жуковская, А. Хессин, А. Оссовский) обвиняют в неудаче именно Глазунова. Считается, что именно провал симфонии вызвал последующий застой в творчестве Рахманинова и стал переломным моментом в его биографии . Несмотря на это, Рахманинов продолжал общаться с Глазуновым , более того, в эмиграции он существенно помогал Глазунову материально .

Кроме того, Глазунова и Рахманинова связывало Русское музыкальное общество (РМО). В 1909 году Рахманинова избрали музыкальным руководителем РМО, в то время как Глазунов был директором Петербургской консерватории и тесно сотрудничал с этой организацией .

Глазунов и Штейнберг

Максимилиан Штейнберг оставил воспоминания о Глазунове, в которых привёл большое количество интересных писем композитора к нему за период 1929—1936 гг. Автографы этих писем хранятся в семейном архиве Римских-Корсаковых .

Штейнберг, так же как и Глазунов, работал в Петербургской, Петроградской, а затем Ленинградской консерватории. Они оба были учениками и продолжателями традиций Н. А. Римского-Корсакова. Штейнберг вёл классы композиции и инструментовки. У него по композиции учился Дмитрий Шостакович , о котором позднее он писал: «Можно ожидать в будущем значительного расцвета его творческого дарования» .

Знакомство Штейнберга и Глазунова, вероятно, произошло в 1908 году, когда первый поступил в консерваторию в класс композиции Н. А. Римского-Корсакова. Из писем известно, что Глазунов не раз исполнял произведения своего друга и коллеги. Например, в письме к А. А. Спендиарову от 23 декабря 1908 года он писал: «Завтра у меня есть кое-какие занятия часов до 3-х, а в З1/2 часа я назначил репетицию для Шереметьевского концерта в Большом зале Консерватории. Буду исполнять кантату Штейнберга и симфонию Лембы. Может быть, Ты зайдешь на репетицию? В антракте или к концу я к Твоим услугам» .

Дружественные чувства Глазунова к Штейнбергу позднее описывали так: «Глазунов проникался к Максу всё более дружескими чувствами, не мог нарадоваться на своего младшего коллегу, часто встречался с ним вне консерватории, ездил с ним на природу, стал мысленно, а потом и вслух, называть его „Овёсычем“ − это шутливо-ласковое прозвище дали Штейнбергу влюблённые в него ученики» .

Штейнберг и Глазунов завершили ряд работ своего учителя. Так, оркестровая сюита из оперы «Сказание о граде Китеже» была составлена Штейнбергом по плану Римского-Корсакова, из оперы «Золотой петушок» — Глазуновым и Штейнбергом. Учебник Римского-Корсакова «Основы оркестровки с партитурными образцами из собственных сочинений» был издан в 1913 году под редакцией Штейнберга.

Дружба композиторов поддерживалась даже тогда, когда в 1920-е годы в консерватории произошёл раскол преподавательского состава на две группы: «В итоге коллектив педагогов разделился на два лагеря, и чем дальше, тем разлом между ними становился всё шире, противоречия и разногласия всё непримиримей. „Консерваторы“ — Глазунов, Штейнберг, Николаев — стояли за сохранение многого из того, что заложил Римский-Корсаков, за умеренные и постепенные перемены, „новаторы“ — Щербачёв, Асафьев — требовали резкого поворота. К тому же, они всячески восхваляли сочинения новейших западных авторов, одни имена которых вызывали у Глазунова боль в ушах — Шёнберг , Берг , Хиндемит , объявляя их имена наиболее „созвучными эпохе“. Естественно, что Глазунов с его верностью классическим традициям, казался „новаторам“ невыносимо устарелым» .

Когда Глазунов принял решение покинуть Россию, контакты со Штейнбергом продолжались. Более того, в своём исследовании о Глазунове О. И. Куницын писал: «За Лондоном последовала вереница европейских городов — Брюссель, Мангейм, Гейдельберг, Остенде, Страсбург. В Остенде во время концерта простудился, в Страсбург приехал совсем больным, послал телеграмму в Гейдельберг , где у друзей гостил Макс Штейнберг: „Приезжайте помочь своему больному учителю“. Штейнберг тут же прибыл, трогательно заботился об Александре Константиновиче, потом вместе уехали в Гейдельберг — гуляли по живописным окрестностям, музицировали. Окрепнув, Глазунов прокатился по Рейну до Шварцвальда, побывал ещё в Лейпциге и Берлине» .

Как итог контактов между этими композиторами можно привести слова самого Штейнберга о своём близком друге Глазунове: «Авторитет его был исключительно велик: одно присутствие его на каком-либо собрании, в классе, на экзамене, в концерте заставляло людей подтягиваться, показывать себя и своё искусство наилучшим образом, прилагать усилия для того, чтобы со стороны можно было достойно оценить труд консерватории в целом» .

Творчество

Глазунов занимает заметное место в истории русской музыки. По стилю своих сочинений он примыкает отчасти к « Новой русской школе », но культивирует по существу европейские классические музыкальные формы. Его произведения отмечены яркой оркестровкой, большим гармоническим и контрапунктическим мастерством, тонким лиризмом.

Для мужского хора студентов Православного Богословского института Сергиевского подворья в Париже Глазунов в 1935 году сделал две обработки церковных распевов («Плотию уснув яко мёртв» 3-го гласа греческого распева и стихиры Пасхи знаменного распева), которые вошли в «Сборник церковных песнопений», изданный под редакцией Н. Н. Черепнина в 1939 году Православным Богословским институтом в Париже. По признанию Л. А. Зандера , стихиры Пасхи — «подлинный синтез духовной традиции и личного музыкального творчества» .

Список произведений

Инструментальные сочинения для оркестра

  • Op. 5: Симфония № 1 ми мажор (1881—1884)
  • Ор. 16: Симфония № 2 фа минор (1886)
  • Op. 33: ре мажор (1890)
  • Ор. 48: Симфония № 4 ми-бемоль мажор (1893)
  • Ор. 55: B♭ мажор (1895)
  • Op. 58: до минор (1896)
  • Ор. 77: фа мажор (1902—1903)
  • Ор. 83: ми-бемоль мажор (1905—1906)
  • ре минор (не закончена)
  • Op. 3: Увертюра на греческие темы № 1 соль минор (1882)
  • Ор. 6: Увертюра на греческие темы № 2 ре мажор (1883)
  • Op. 7: Серенада № 1 ля мажор (1882)
  • Op. 8: Памяти героя (элегия) (1885)
  • Op. 9: Характеристическая сюита ре мажор (1884—1887)
  • Op. 11: Серенада № 2 фа мажор (1884)
  • Op. 12: Лирическая поэма ре мажор (1884—1887)
  • Op. 13: Стенька Разин (симфоническая поэма) си минор (1885)
  • Ор. 14: Две пьесы для оркестра (1886—1887)
  • Op. 18: Мазурка соль мажор (1888)
  • Op. 19: Лес (фантазия) до минор (1887)
  • Op. 21: Свадебный марш для оркестра ми♭ мажор (1889)
  • Op. 26А: Славянский праздник (симфонический эскиз) (1888)
  • Ор. 28: Море (фантазия) ми мажор (1889)
  • Op. 29: Восточная рапсодия соль мажор (1889)
  • Op. 30: Кремль (симфоническая картина) (1890)
  • Op. 34: Весна (симфоническая картина) (1891)
  • Op. 46: Шопениана (сюита) на фортепианные пьесы Шопена (1893)
  • Op. 47: Концертный вальс № 1 ре мажор для оркестра (1893)
  • Ор 50: Торжественное шествие ре мажор для оркестра (1894)
  • Op. 51: Концертный вальс № 2 фа мажор для оркестра (1894)
  • Op. 52: Балетная сюита (1894)
  • Op. 53: От мрака к свету (фантазия) (1894)
  • Op. 69: Романтическое интермеццо ре мажор (1900)
  • Op. 73: Торжественная увертюра (1900)
  • Op. 76: Марш на русскую тему ми♭ мажор (1901)
  • Op. 78: Баллада фа мажор для оркестра (1902)
  • Op. 79: Из средних веков (сюита) ми мажор (1902)
  • Op. 81: Танцевальная сцена ля мажор для оркестра (1904)
  • Op. 84: Песнь судьбы (увертюра) ре минор (1908)
  • Op. 85: Две прелюдии для оркестра (1908)
  • Op. 86: Русская фантазия ля мажор (для оркестра русских народных инструментов) (1906)
  • Op. 87: Памяти Гоголя (симфонический пролог) до мажор (1909)
  • Op. 88: Финская фантазия до мажор (1909)
  • Op. 89: Финские зарисовки ми мажор (1912)
  • Op. 90: Вступление и пляска Саломеи (к драме «Саломея» О. Уайльда) (1908)
  • Op. 91: Торжественное шествие B♭ мажор для оркестра (1910)
  • Op. 96: Парафразы на гимны союзных держав (1914—1915)
  • Op. 99: Карельская легенда (Музыкальная картина) ля минор (1916)
  • без оп. Эпическая поэма ля минор для оркестра (1933-34)

Для инструмента с оркестром

  • Op. 20: Две пьесы для виолончели с оркестром (1887—1888)
  • Op. 45: Карнавал (увертюра) для оркестра и органа фа мажор (1892)
  • Op. 82: Концерт ля минор для скрипки с оркестром (1904)
  • Op. 92: Концерт для фортепиано с оркестром № 1 фа минор (1910—1911)
  • Ор. 100: Концерт для фортепиано с оркестром № 2 си мажор (1917)
  • Ор. 108: Концертная баллада до мажор для виолончели с оркестром (1931)
  • Op. 109: Концерт для альт-саксофона с оркестром ми бемоль мажор (1934) (тот же номер опуса, что и «Саксофонный квартет», но другое произведение)

Для хора с оркестром

  • Ор. 40: Торжественный марш в честь открытия Всемирной Колумбовской выставки в Чикаго в 1893 (1892)
  • Op. 56: Коронационная кантата для четырёх солистов, хора и оркестра (1895)
  • Op. 65: Торжественная кантата в память 100-летней годовщины А. С. Пушкина (1899)
  • Ор. 97: Песня о волжских шкиперах для хора и оркестра (1918)
  • без оп. Здравица (1903)
  • без оп. Эй, ухнем! (1905)
  • без оп. Избранникам русского народа (1906)
  • без оп. Прелюдия-кантата к 50-летию Петербургской консерватории (1912)
  • без оп. Восточная пляска (1912)

Камерная музыка

  • Ор. 17: Элегия ре мажор для виолончели и фортепиано (1888)
  • Op. 24: Reverie ре мажор для валторны и фортепиано (1890)
  • Op. 32A: Медитация ре мажор для скрипки и фортепиано (1891)
  • Op. 38: In Modo Religioso, квартет для трубы, валторны и двух тромбонов (1892)
  • Op. 39: Струнный квинтет ля мажор для струнного квартета и виолончели (1891—1892)
  • Op. 44: Элегия соль минор для альта и фортепиано (1893)
  • Op. 71: Песнь менестреля для виолончели и фортепиано (1900) (существует версия для виолончели с оркестром)
  • Op. 93: Прелюдия и фуга № 1 ре мажор для органа (1906—1907)
  • Ор. 98: Прелюдия и фуга № 2 ре минор для органа (1914)
  • Ор. 109: Саксофонный квартет B♭ мажор (1932)
  • Ор. 110: Фантазия соль минор для органа (1934—1935)
  • без оп. Листок из альбома для трубы и фортепиано (1899)
  • без оп. 10 дуэтов для двух кларнетов

Струнные квартеты

  • Ор. 1: Струнный квартет № 1 ре мажор (1881—1882)
  • Op. 10: Струнный квартет № 2 фа мажор (1884)
  • Op. 15: Пять новеллет для струнного квартета (1886)
  • Op. 26: Струнный квартет № 3 соль мажор «Quatuor Slave» (1886 −1888)
  • Op. 35: Сюита до мажор для струнного квартета (1887—1891)
  • Оp. 64: Струнный квартет № 4 ля минор (1894)
  • Op. 70: Струнный квартет № 5 ре минор (1898)
  • Op. 105: Элегия ре минор для струнного квартета памяти М. П. Белаев (1928)
  • Op. 106: Струнный квартет № 6 B ♭ мажор (1920—1921)
  • Ор. 107: Струнный квартет № 7 до мажор «Hommage au passé» (1930)

Фортепиано

  • Op. 2: Сюита на тему «Саша» (1883)
  • Op. 22: Две пьесы (1889)
  • Op. 23: Вальс на тему «Забела» (1890)
  • Op. 25: Прелюдия и две мазурки (1888)
  • Op. 31: Три этюда (1891)
  • Op. 36: Малый вальс ре мажор (1892)
  • Op. 37: Ноктюрн ре мажор (1889)
  • Op. 41: Большой концертный вальс ми♭ мажор (1893)
  • Op. 42: Три миниатюры(1893)
  • Op. 43: Салонный вальс до мажор (1893)
  • Op. 49: Три пьесы (1894)
  • Op. 54: Два экспромта (1895)
  • Op. 62: Прелюдия и фуга ре минор (1899)
  • Op. 72: Тема с вариациями фа минор (1900)
  • Op. 74: Соната № 1 B♭ минор (1901)
  • Op. 75: Соната № 2 ми минор (1901)
  • Op. 101: Четыре прелюдии и фуги (1918—1923)
  • Op. 103: Идиллия фа мажор (1926)
  • Op. 104: Фантазия фа минор для двух фортепиано (1919—1920)
  • без оп. Прелюдия и фуга ми минор (1926)

Вокальные произведения

  • Op. 4: Пять романсов, песни (1882—1885)
  • Op. 27: Две песни на слова А. С. Пушкина (1887—1890)
  • Op. 59: Шесть романсов (1898)
  • Op. 60: Шесть романсов (на стихи А. С. Пушкина и А. Н. Майкова) (1897—1898)
  • Op. 63: Праздничная кантата (Для солистов, хора и 2-х фортепиано) (1898)
  • Op. 94: Любовь (слова В. А. Жуковского) для смешанного хора (1907)
  • без оп. Вниз по матушке по Волге (русская песня для смешанного хора) (1921)

Балеты

  • Op. 57: « Раймонда » (балет в трех действиях) (1898)
  • Op. 61: « » (Испытание Дамиса) (балет в одном действии) (1900)
  • Op. 67: « » (балет в одном действии) (1900)

Прочее

  • Op. 32: Медитация ре мажор (для скрипки с оркестром или фортепиано) (1891)
  • Op. 95: Музыка к драме « » по К. К. Романову (1913)
  • без оп. Музыкальное сопровождение к пьесе Лермонтова « Маскарад » (1912-1913)

Известные ученики

Из учеников Глазунова наиболее известен Дмитрий Шостакович .

По классу композиции у А. К. Глазунова в 1916 году окончил обучение Семён Златов , впоследствии известный румынский и молдавский дирижёр, педагог и композитор.

Учеником А. К. Глазунова был П. Ясиновский — американский композитор и музыковед, известный кантор.

Похитонов, Даниил Ильич — дирижёр Мариинского театра, профессор Ленинградской консерватории, народный артист РСФСР (1957). Н. А. Малько — российский и американский дирижёр и педагог.

Звания и членство в обществах

  • Член Шведской королевской музыкальной академии (1928)
  • Народный артист РСФСР (1922)
  • Почётный вице-президент Русского симфонического общества в Великобритании
  • Доктор музыки Оксфордского университета (1907)
  • Доктор музыки Кембриджского университета (1907)
  • Член Лондонского филармонического общества
  • Почётный член Национальной академии «Санта-Чечилия» (1914)
  • Почётный член Французской академии изящных искусств
  • Почётный член Берлинской академии искусств
  • Член Шведской королевской музыкальной академии (1928)
  • Почётный профессор Русской Консерватории
  • Почётный член студенческого музыкального кружка Императорского Петербургского университета (1907)
  • Сопредседатель Ленинградского союза музыкальных и драматических писателей («Драмсоюз») (1920-е)

Адреса

в Санкт-Петербурге

  • 29.07.1865 — 1928 — Казанская ул., 10 .

в Париже

1928, октябрь — 39, rue Singer, Paris, 16.

Глазунов в живописи и фотографии

Память

Памятник Александру Глазунову в Петрозаводске
Airbus A320 VP-BIW А. Глазунов
  • В 2001 году на основе личного имущества Елены Гюнтер-Глазуновой, дочери А. К. Глазунова, в Мюнхене был создан Фонд имени А. К. Глазунова .
  • В Москве именем А. К. Глазунова названа детская музыкальная школа № 33 .
  • Имя А. К. Глазунова с 1928 года носит Барнаульская детская музыкальная школа № 1, одна из старейших в Сибири и на Дальнем Востоке. Имя композитора было присвоено школе по инициативе первых преподавателей — выпускников Петербургской консерватории, поскольку первые денежные ассигнования на открытие школы были выделены в 1920 году при прямом содействии композитора .
  • В 1956 году в Ленинграде на фасаде дома 8-10 по улице Плеханова по проекту архитектора М. Ф. Егорова была установлена мемориальная доска: «В этом доме в 1865 году родился и жил по 1928 год выдающийся композитор и музыкальный деятель Александр Константинович Глазунов».
  • В 2003 году имя Глазунова было присвоено Петрозаводской государственной консерватории . 1 сентября 2011 года у здания концертного зала консерватории на Ленинградской улице был установлен памятник композитору (авторы Людвиг Давидян и ) .
  • В честь композитора названы дизель-электроход проекта 785 «Россия» « » (1956) Камского речного пароходства и самолёт Аэрофлота Airbus A320 VP-BIW.
  • В 2015 году Банк России выпустил монету, посвящённую 150-летию со дня рождения композитора .
  • В Пензе именем Глазунова в конце 1960-х годов была названа .

В кинематографе

Видеозаписи

  • Раймонда [Видеозапись: электронный ресурс]: спектакль Государственного академического Большого театра СССР: [балет]: либретто Лидии Пашковой; хореография Мариуса Петипа; редакция Леонида Лавровского; дир. Е. Светланов. — Москва: Де Агостини, 2012.

Примечания

  1. Alexander Konstantinowitsch Glasunow // (нем.) / Hrsg.: Bibliographisches Institut & F. A. Brockhaus ,
  2. Aleksandr Konstantinovič Glazunov // (кат.) — , 1968.
  3. Глазунов Александр Константинович // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.
  4. Aleksandr Glazunov // (англ.)
  5. Крюков А. Н. Александр Константинович Глазунов. — М. : Музыка, 1982. — С. 20—21. — 143 с.
  6. Римский-Корсаков Николай Андреевич. Летопись моей музыкальной жизни (1844—1906) / под ред. [и с предисл]. Н. Н. Римской-Корсаковой. — Санкт-Петербург: Тип. Глазунова, 1909. — С. 224—225. — 368 с.
  7. Моисеев Г. А. Струнный секстет «Воспоминание о Флоренции» в контексте позднего периода творчества // Камерные ансамбли П. И. Чайковского. — М. : Музыка , 2009. — С. 206—248. — 295 с. — ISBN 978-5-7140-1169-6 .
  8. Комаров А. В. Три пьесы П. И. Чайковского для скрипки и фортепиано орus 42. История текста. Инструментовка А. К. Глазунова // Петербургский музыкальный архив. Чайковский: сборник статей / сост. и отв. ред. Т. 3. Сквирская . — СПб. : Композитор , 2021. — С. 126—156. — 344 с. — 300 экз. ISBN 5-7140-0565-1 .
  9. «Парафраза» Глазунова // Музыка : журнал. — 1915. — 3 январь ( № 201 ). — С. 78 .
  10. Голованова М. П., Шервин В. С. Государственный гимн России: Рождение государственных гимнов // Государственные символы России. — М. , 2005. — С. 143 .
  11. А. К. Глазунов — статья из Большой советской энциклопедии .
  12. . Дата обращения: 6 октября 2011. Архивировано из 18 октября 2016 года.
  13. . Дата обращения: 27 июля 2008. Архивировано из 19 октября 2016 года.
  14. Куницын. О. Глазунов. О жизни и творчестве великого русского музыканта. — Спб.: Издательство «Союз художников». 2009. 521 С.
  15. ЛИТФОНД: Аукционный дом . Дата обращения: 14 октября 2019. 14 октября 2019 года.
  16. . Дата обращения: 29 июня 2020. 3 июля 2020 года.
  17. Куницын. О. Глазунов. О жизни и творчестве великого русского музыканта. — Спб.: Издательство «Союз художников». 2009. 642 стр.
  18. Брянцева В. Н. С. В. Рахманинов. — М.: Сов. композитор, 1976. — 645 с., ил.
  19. Воспоминания о Рахманинове. В 2-х томах. — Т. 1. / Сост., ред., прим. и предисловие З. Апетян — М.: Музгиз, 1961. — С. 229—230
  20. «Брянцева»
  21. Ганина М. Александр Константинович Глазунов: жизнь и творчество — Л.: Государственное музыкальное издательство, 1961. — С. 313—314
  22. от 22 октября 2022 на Wayback Machine .
  23. Ганина М. Александр Константинович Глазунов: жизнь и творчество — Л.: Государственное музыкальное издательство, 1961. — С. 239
  24. А. К. Глазунов. Письма, статьи, воспоминания. Избранное — М., 1958. С. 251.
  25. Цит. по: Куницын О. И. ГЛАЗУНОВ. О жизни и творчестве великого русского музыканта. — СПб.: Издательство «Союз художников», 2009. С. 621.
  26. А. К. Глазунов. Письма, статьи, воспоминания. Избранное — М., 1958. С. 341—342.
  27. Цит. по: Куницын О. И. ГЛАЗУНОВ. О жизни и творчестве великого русского музыканта. — СПб.: Издательство «Союз художников», 2009. С. 458.
  28. Цит. по: Куницын О. И. ГЛАЗУНОВ. О жизни и творчестве великого русского музыканта. — СПб.: Издательство «Союз художников», 2009. С. 587.
  29. Цит. по: Куницын О. И. ГЛАЗУНОВ. О жизни и творчестве великого русского музыканта. — СПб.: Издательство «Союз художников», 2009. С. 383.
  30. Цит. по: Крюков А. Н. Александр Константинович Глазунов. — М.: Музыка, 1982. С.92.
  31. Зандер Лев Александрович. Песнь Господня. — Paris: Lev, 1981. — С. 38—39. — 97 с.
  32. Никольцева Г. Д., Шилов Л. А. Из истории музыкальной жизни Петербургского университета // Очерки по истории Ленинградского университета. — Л. : Изд-во ЛГУ, 1982. — Т. 4. — С. 127—128.
  33. . Citywalls: Архитектурный сайт Санкт-Петербурга . Дата обращения: 14 октября 2019. 24 июня 2019 года.
  34. Галина Вельданова. . rubezh.eu . Дата обращения: 13 октября 2019. 13 октября 2019 года.
  35. . glazunov.music.mos.ru. Дата обращения: 3 февраля 2016. 18 марта 2016 года.
  36. от 4 марта 2016 на Wayback Machine
  37. (недоступная ссылка)
  38. . Дата обращения: 19 декабря 2015. 21 декабря 2015 года.
  39. . Дата обращения: 6 августа 2019. 6 августа 2019 года.

Литературные сочинения

  • Воспоминания об А. А. Спендиарове. — М.: «Советская музыка».1939, № 9—10.
  • Письма, статьи, воспоминания: Избранное / [Сост., вступ. статья, с. 3—19, и примеч. М. А. Ганиной]. — Москва: Музгиз, 1958. — 550 с., 5 л. портр.: нот. ил.
  • Полное собрание сочинений для фортепиано. Т. 1. / Ред. и коммент. В. С. Белова. — М.: Музгиз, 1955. — 240 с.
  • Франц Шуберт: Очерк / А. К. Глазунов; Ленингр. гос. консерватория; Обложка: Алексей Ушин. — Ленинград: Academia, 1928 (тип. «Кр. газ.» им. Володарского). — 43, [1] с., [2] с.

Литература

  • Асафьев Б. В. Глазунов: Опыт характеристики / Игорь Глебов. — Ленинград: Светозар, 1924. — 178 с., 1 л. портр.
  • Беляев В. М. Александр Константинович Глазунов: Материалы к его биографии / В. Беляев. Т. 1: Жизнь. Ч. 1.— Петербург: Гос. филармония, 1922. — 144 с.
  • Держановский В. В. А. К. Глазунов. 1882—1922. — Москва: РСФСР. Гос. муз. изд-во, 1922. — 19 с.
  • Оссовский А. В. Александр Константинович Глазунов: Его жизнь и творчество: Очерк А. В. Оссовского. — Санкт-Петербург: изд. «Концертов А. Зилоти », 1907
  • Ганина М. А. К. Глазунов. Жизнь и творчество. — Л., 1961.
  • А. К. Глазунов. — М., Музыка, 1977. — 128 с.
  • Крюков А. Н. Александр Константинович Глазунов. (1865—1936). — М., Музыка, 1982; 1984. — 144 с., вкл. ( Русские и советские композиторы ).
  • О. И. Куницын . Балеты А. К. Глазунова. — Издательство: Музыка. 1989
  • Богданов-Березовский В. М. Глазунов // . — М. : Искусство, 1967. — С. 7—40. — 280 с. — 25 000 экз.
  • Масляненко Д. А. А. К. Глазунов и музыкальная самодеятельность 1920-х годов // Глазунов А. Исследования, материалы, публикации, письма. Государственный научно-исследовательский Институт театра, музыки и кинематографии. Музыкальное наследие. — Л.: Музгиз, 1960. Т. 2. — С. 128—145.
  • Gojowy Detlef . Alexander Glasunow: Sein Leben in Bildern u. Dok. / Detlef Gojowy; Unter Einbeziehung des biogr. Fragments von Glasunows Schwiegersohn Herbert Günher. — [München]: List Verl., cop. 1986.
  • Venturini D. J . Alexander Glazounov. 1865—1936. His life and works. Aero printing Delphos, Ohio, 1992.100 p.

Ссылки

Источник —

Same as Глазунов, Александр Константинович