Interested Article - Дирижёрская палочка

Современная дирижёрская палочка

Дирижёрская палочка — предмет, служащий дирижёру для управления оркестром . Используется в дирижировании с XIX века . Прежде для отбивания такта использовалась баттута .

История

До появления дирижёрской палочки существовали различные формы управления музыкальным коллективом: в хронологическом порядке друг друга сменяли запев , осуществляемый лидером хора, хейрономия (условные жесты кисти и пальцев), тактирование (отбивание такта баттутой ), концертмейстерское управление (музыкант, как правило, клавесинист, ведущий за собой оркестр). Время от времени концертмейстер мог прекращать игру и использовать для дирижирования вспомогательные предметы: смычок, свёрнутый рулон бумаги, палочку .

В XIX веке развитие симфонической музыки и усложнение состава оркестра потребовали освобождения дирижёра от исполнительской деятельности и его полного сосредоточения на процессе дирижирования . Именно в этот период общепринятым становится использование дирижёрской палочки. К новому стилю дирижирования практически одновременно прибегли такие музыканты, как И. Ф. Мозель (1812, Вена), К. М. Вебер (1817, Дрезден), Л. Шпор (1817, Франкфурт-на-Майне) .

Характеристики

Дирижёрская палочка, как правило, изготавливается из лёгких сортов древесины, углепластика или стекловолокна . Чаще всего она окрашена в белый цвет, но может также иметь цвет натуральной древесины. Иногда палочка подсвечивается с помощью батарейки, спрятанной в ручке . Ручка делается из пробки или пенопласта; желательно, чтобы она была шероховатой, так как это усиливает контакт пальцев с поверхностью .

В среднем дирижёрская палочка имеет длину около 40—42 см. Однако её длина и вес могут варьироваться в зависимости от индивидуальных предпочтений дирижёра, формы его кисти, характера исполняемого произведения и размера музыкального коллектива .

Применение

Игорь Стравинский с дирижёрской палочкой

Основная роль дирижёрской палочки заключается в том, чтобы сделать движения кисти более заметными для коллектива. Кроме того, она позволяет добиться большей экспрессии, выразительности жеста .

Существуют несколько типовых способов держания палочки. И. А. Мусин в своей работе «Техника дирижирования» описывает три основных положения, различающиеся не только положением пальцев, но также областью применения и выразительными свойствами . Палочку обычно держат в правой руке, хотя некоторые дирижёры-левши используют для этой цели левую руку .

Многие дирижёры в своей деятельности предпочитают обходиться без палочки. В их числе Пьер Булез , Валерий Гергиев , Димитрис Митропулос , Леопольд Стоковский и др. Кроме того, дирижёрскую палочку, как правило, не используют хоровые дирижёры . В джазовых оркестрах палочка используется очень редко (это связано в первую очередь с тем, что дирижёры этих оркестров — бэндлидеры — часто сами играют на каком-нибудь музыкальном инструменте, из-за чего руки у них заняты, а иногда они ещё и поют, находясь к оркестру спиной) и выполняет скорее символическую функцию.

Примечания

  1. , p. 156.
  2. Каюков В. Эволюция дирижирования: формы и типы музыкального управления // Музыкальная академия. — 2013. — № 4 . — С. 156-160 .
  3. Музыка / Гл. ред. Г.В. Келдыш. — Москва: Большая российская энциклопедия, 1998. — С. 175. — 672 с. — ISBN 5-85270-254-4 .
  4. , p. 33.
  5. , с. 33.
  6. , с. 23-32.
  7. , p. 4.
  8. . Театрал . Дата обращения: 16 сентября 2017. 16 сентября 2017 года.

Литература

  • Каюков В.А. Дирижёр и дирижирование. — М. : ДПК Пресс, 2014. — С. 48-52. — 214 с. — ISBN 978-5-91976-055-9 .
  • Мусин И.А. Техника дирижирования. — Л. : Музыка, 1967. — С. 27-33. — 352 с.
  • José Antonio Bowen. . — Cambridge University Press, 2003. — С. 3-5. — 346 с. — ISBN 0521527910 .
  • Emily Freeman Brown. . — Scarecrow Press, 2015. — С. 33-34, 156. — 432 с. — ISBN 0810884011 .
  • Eckhard Roelcke. . — Wien: Zsolnay, 2000. — ISBN 3-552-04985-1 .
Источник —

Same as Дирижёрская палочка