В 1920—1922 годах — заведующий музыкальной секцией Московского отделения народного образования, сотрудник музыкального отдела
Наркомпроса
. В 1920—1923 годах — член этнографической секции Московского отделения
Пролеткульта
.
В
1923 году
получил приглашение Наркомпроса Азербайджанской ССР приехать в
Баку
и написать оперу на национальный
сюжет
. Творческим итогом этой поездки стала опера «
», поставленная в
Азербайджанском театре оперы и балета
в
1927 году
. Изучение узбекского фольклора во время подготовки декады узбекского искусства в
Ташкенте
привело к созданию увертюры «Ферганский праздник» (1940) и в соавторстве с
Т. Садыковым
опер «Лейли и Меджнун» (1940) и «Гюльсара» (1949). Работая над этими произведениями, всё более убеждался в необходимости сохранять своеобразие национальных традиций, искать пути их слияния. Эта идея нашла своё воплощение в «Торжественной увертюре» (1937), построенной на русской, украинской, азербайджанской, узбекской мелодиях, в увертюрах «На славянские народные темы» и «Дружба народов» (1941)
Внешние изображения
В конце 30-х годов, а также в 1947 и 1950 годах предпринял несколько гастрольных поездок по СССР, выступая с авторскими концертами.
В 1924—1930 годах — председатель Всероссийского общества драматургов и композиторов. В 1938 году — председатель Московского союза композиторов, в 1939—1948 — председатель Оргкомитета
Союза советских композиторов СССР
.
Единственный
[
источник не указан 3357 дней
]
российский композитор, трижды награждённый и самой престижной музыкальной премией дореволюционной России — премией имени
М. И. Глинки
, и самой престижной премией советской России —
Сталинской
.
Автор статей, некоторые из которых опубликованы в книге: «Р. М. Глиэр. Статьи и воспоминания» (М., 1975).
отец — Мориц Глиэр (1835—1896), владелец музыкальной мастерской
мать — Юзефа (Жозефина Викентьевна) Корчак (1852—1937)
жена — Мария Робертовна Ренквист, её предки имели скандинавские корни
дети — близнецы Нина (1905—1978), Лия (1905—1982), Роман (1906—1987), близнецы Валентина (1913—2002), Леонид (1913—1994) — инженер, работал в государственном проектно-изыскательском институте транспортного строительства «Мосгипротранс». Участвовал в проектировании Московского железнодорожного вокзала города
Горького
, Центрального стадиона «Локомотив», нескольких железнодорожных вокзалов в разных городах, кинотеатра дома отдыха «Скала» в
Гагре
, электровозного депо на станции Баладжары в Азербайджанской ССР и в других проектах. Соавтор проекта «
Детского мира
» на
Лубянской площади
.
Прямые наследники и потомки Р. Глиэра живут и работают в Москве. Внучка — Сэнта Викторовна Глиэр, хранительница музея-квартиры своего деда. Её сын — Кирилл Новосельский, учёный, доктор географических и экономических наук
.
Народный артист Азербайджанской ССР
(25.05.1934) — «за особые заслуги перед трудящимися, за развитие новой тюркской музыкальной культуры», за многолетнюю работу над созданием оперы «
Шахсенем
»
«Хризис», балет-пантомима, либретто Н. Миль по сюжету П. Люиса (1912)
«Клеопатра» («Египетские ночи»), балет-пантомима, либретто
Вл. И. Немирович-Данченко
и
Л. В. Баратов
по поэме А. С. Пушкина. Премьера: 11 января 1926 года, Москва, Музыкальная студия Художественного театра имени Вл. И. Немировича — Данченко. Дирижёр —
В. Бакалейников
, постановка Вл. И. Немирович-Данченко и Л. В. Баратова.
Концерт для скрипки с оркестром (1956, закончен и инструментован Б. Н. Лятошинским)
Камерно-инструментальные произведения
Первый квартет (1899)
Второй квартет (1905)
Третий квартет (1928)
Четвёртый квартет (1946)
Первый секстет (1898)
Второй секстет (1904)
Третий секстет (1905)
Октет (1901)
Для духового оркестра
«На праздник Коминтерна» (фантазия, 1924)
«Марш Красной Армии» (1924)
«25 лет Красной Армии» (увертюра, 1943)
Прочее
Около 150 фортепианных пьес в 2 и 4 руки концертного и педагогического репертуара, в том числе 12 детских пьес средней трудности (1907), 24 характерные пьесы для юношества (4 тетр., 1908), 8 лёгких пьес (1909) и др.
Около 70 пьес для различных сольных инструментов с сопровождением фортепиано (для скрипки, в том числе 12 дуэтов для 2 скрипок (1909), для виолончели — свыше 70 пьес, в том числе 12 листков из альбома (1910).
Около 20 хоров.
Около 150 романсов («В порыве слез», сл. Т. Гольденвейзер (1903), «Придешь ли с новою весною» (сл.
М. Лохвицкой
, 1903), «О, не вплетай цветов» (сл.
Д. Ратгауза
, 1904), «Коль любить, так без рассудка» (сл.
А. К. Толстого
, 1906), «О, если б грусть моя» (сл. Россвейн, 1906), «Жить, будем жить» (сл.
Галиной
, 1906), «Сладко пел душа соловушко» (сл.
И. Лажечникова
, 1908), «Ночь серебристая» (сл. Д. Ратгауза, 1908), «Мы плыли с тобой» (сл.
С. Скитальца
, 1909), «Ночь идёт» (сл.
И. Бунина
, 1909), «Проснись, дитя» (сл. М. Лохвицкой, 1909), «Лада» (сл.
Л. Столицы
, 1912) и др.) и песен («Будет Гитлеру конец» (сл. И. Доронина, 1941), «Храброе сердце» (сл.
А. Коваленкова
, 1939) для голоса и фортепиано.
Сочинения для оркестра народных инструментов — «Симфония-фантазия» (1943).
пассажирский теплоход (прогулочный катер) вместимостью 250 человек типа «Александр Грин», построенный в 1978 году и находящийся в 5
затоне
Херсонского речного порта
танкер по перевозке нефтепродуктов водоизмещением 4700 тонн, построенный в 1970 году в Роттердаме, с 2014 года носит имя «Глиэр»
, порт приписки —
Владивосток
, курсирует в северо-западной части
Тихого океана
(
Японское
,
Охотское
,
Берингово
моря). В помещениях корабля развёрнута экспозиция, посвящённая композитору.
В Вене (Австрия) базируется Квартет Глиэра в составе:
и Владислав Винокуров (скрипки), Мартин Эдельман (альт), Андрэ Станковский (виолончель)
В 2020 году состоялась Международная музыкальная онлайн-конференция «Симфонизм в произведениях Рейнгольда Глиэра и музыкальное наследие композиторов Азербайджана XIX—XXI веков», посвящённая созданию оперы «Шах-Сенем». В конференции приняли участие известные музыковеды и исполнители из Великобритании, США, Швейцарии, Азербайджана, России. В рамках конференции состоялся онлайн-концерт, который транслировался в YouTube на двух языках, на котором впервые прозвучали фрагменты из оперы Глиэра «Шах-Сенем» для скрипки, виолончели и фортепиано, а также произведения композиторов Азербайджана.
В 2021 году в Московской области образовано «Трио имени Глиэра»
.
Республиканская специализированная музыкальная школа имени Р. Глиэра в Ташкенте. Узбекистан.
Советская музыка. Вып. 7-12. — Огиз Музгиз, 1975. — С. 101
Юрий Зильберман
/ Юрий Зильберман: [монографія]. — К.: Клякса, 2012. — 479, [112] с.: іл. — Текст укр. та рос. — Бібліогр.: с. 451—465. — 500 экз. —
ISBN 978-966-2541-07-6
Данилевич Л.
Книга о советской музыке (главы: Р. М. Глиэр. Опера «Шахсенем». Балет «Красный цветок») — М.: 1962.
Петрова Н.
Рейнгольд Морицевич Глиэр. — Л.: 1962.
Бэлза И.
Р. М. Глиэр. 2-е изд. — М.: 1962.
Леонова М.
Симфонические произведения Глиэра. Справочник-путеводитель. —М.: 1962.
Выдающиеся деятели теоретико-композиторского факультета Московской консерватории (Статьи: Леонова М. Ф. Рейнгольд Морицевич Глиэр; Лятошинский Б. Н. Глиэр — профессор и директор Киевской консерватории; Раков Н. П. Рейнгольд Морицевич Глиэр]. — М.: 1966.
Бэлза И.
Р. М. Глиэр. — В кн.: О музыкантах XX века. — М.: 1979.