Interested Article - О дивный новый мир

«О дивный новый мир» («Прекрасный новый мир», англ. Brave New World ) — антиутопический сатирический роман английского писателя Олдоса Хаксли , опубликованный в 1932 году.

В заглавие вынесен фрагмент из трагикомедии Шекспира « Буря » (акт V, сцена первая, перевод Михаила Донского ):

М и р а н д а
О чудо!
Какое множество прекрасных лиц!
Как род людской красив! И как хорош
Тот новый мир, где есть такие люди!

Роман был ответом на « Современную утопию » и « Люди как боги » Герберта Уэллса , автор в основном отталкивался от работы Бертрана Рассела «Научное мировоззрение» (1931), предостерегавшей от возможного в будущем захвата власти кучкой интеллектуалов-технократов .

Сюжет

Действие романа разворачивается в Лондоне далёкого будущего (в 26 веке нашей эры, а именно в 2540 году ). Люди на всей Земле живут в едином «прогрессирующем» государстве, где возведены в основу следующие ценности: беззаботность (работа не принята во внимание по причине естественного желания ей заниматься), сексуальная свобода и потребление. Отсчитывается новое летоисчисление — Эра Т — с появления Форда Т . Потребление возведено в культ , символом потребительского бога выступает Генри Форд , а вместо крестного знамения люди «осеняют себя знаком Т».

Согласно сюжету, люди не рождаются естественным путём, а выращиваются в бутылях на специальных заводах — инкубаториях. На стадии развития эмбриона они разделяются на пять каст, различающихся умственными и физическими способностями — от «альф», обладающих максимальным развитием, до наиболее примитивных «эпсилонов». Дети с момента зачатия готовятся к тем видам труда, который должны будут выполнять. Люди низших каст (будущие чернорабочие и прислуга) специально отупляются, их эмбрионы угнетаются этиловым спиртом и выращиваются с применением метода бокановскизации (почкование зиготы с целью её многократного деления и получения десятков однояйцевых близнецов). Для поддержания кастовой системы общества посредством гипнопедии людям прививается гордость за принадлежность к своей касте, почтение по отношению к высшей касте и презрение к низшим кастам, а также ценности общества и основы поведения в нём. Ввиду технического развития общества значительная часть работ может быть выполнена машинами и передаётся людям лишь для того, чтобы занять их свободное время. Большинство психологических проблем люди решают с помощью наркотика сомы , который не вызывает абстинентного синдрома , но убивает потребляющих его к возрасту около 60 лет. Благодаря достижениям медицины, к этому возрасту люди не успевают состариться и умирают молодыми и красивыми. Даже смерть они встречают весело, беспрерывно развлекаясь синтетической музыкой, телепередачами и наркотиками. Вместо нравственности людям с детства во сне внушаются примитивные гипнопедические установки на потребление, коллективизм, классовые разграничения и гигиену, например: «Сомы грамм — и нету драм!», «Лучше новое купить, чем старое чинить», «Чистота — залог благофордия», «А, бе, це, витамин Д — жир в тресковой печени, а треска в воде».

Института брака в описанном в романе обществе не существует, и, более того, само наличие постоянного полового партнёра считается неприличным, а слова « отец » и « мать » считаются грубыми ругательствами (причём если к слову «отец» примешан оттенок юмора и снисходительности, то «мать», в связи с искусственным выращиванием в колбах, едва ли не самое грязное ругательство). Уроки сексуального воспитания и сексуальные игры обязательны для всех детей, а взрослые ведут беспорядочную половую жизнь и смотрят в кино порнографию . Все это считается залогом психического здоровья : ведь по учению Фрейда , детско-родительские отношения и сексуальные запреты вызывают неврозы , поэтому и были устранены как вредные. Для нестерилизованных женщин обязательна контрацепция и уроки мальтузианства .

В жизни общества ликвидировано все возвышенное и вызывающее сильные чувства: любовь , традиционная религия , высокое искусство , свободомыслие и фундаментальная наука . Все это имеет свои плебейские заменители: безопасный секс и наркотики, культ Форда, индустрию массовых развлечений , внушение стереотипов без подлинных знаний и осмысления. Почти все люди счастливы примитивным, гедонистическим счастьем. Книга описывает жизнь различных людей, которые не могут вписаться в это общество. Ими становятся те, кто не усвоил всеобщий коллективизм и у кого развились индивидуальность и самосознание .

Героиня романа Линайна Краун — медицинская сестра , работающая на конвейере производства людей, член касты бета (плюс или минус, не сказано). Она состоит в связи с Генри Фостером. Но подруга Фанни Краун настаивает на том, чтобы Линайна придерживалась порядка вещей и была с другими мужчинами. Линайна признаётся, что ей приглянулся Бернард Маркс.

Бернард Маркс — альфа-плюсовик, специалист по гипнопедии, отличающийся от людей своей касты и внешне, и психологически: низкий ростом, замкнут и большую часть времени проводит один, из-за этого обладает дурной репутацией. Про него ходят слухи, что «когда он был в бутыли, кто-то ошибся — подумал, что он гамма, и влил ему спирту в кровезаменитель . Оттого он и щуплый на вид». Дружит с Гельмгольцем Уотсоном — лектором-преподавателем на институтской кафедре творчества, с которым их единила общая черта — осознание своей индивидуальности.

Линайна и Бернард летят на уик-энд в индейскую резервацию , где встречают Джона, носящего прозвище Дикарь, — белого юношу, рождённого естественным путём; он сын директора воспитательного центра, где они оба работают, и Линды, теперь опустившейся алкоголички и наркоманки , всеми презираемой среди индейцев, а некогда — «беты-минусовички» из воспитательного центра. Линду и Джона перевозят в Лондон, где Джон становится сенсацией среди высшего общества, а Линду помещают в "Умиральницу" (очень современно оснащенный морг), где она остаток жизни предаётся сомоотдыху и вскоре умирает от передозировки наркотика.

Джон, влюблённый в Линайну, тяжело переносит смерть матери. Юноша любит Линайну неуместной в обществе возвышенной любовью , не смея признаться ей, «покорный обетам, которые никогда не прозвучали». Она искренне недоумевает — тем более, что подруги спрашивают её, какой из Дикаря любовник. Линайна пробует соблазнить Джона, но из-за консервативных устоев своего племени и запрете иметь сексуальные контакты до свадьбы, он называет её наглой блудницей и убегает.

Психический срыв Джона ещё усиливается из-за смерти матери, он пытается объяснить работникам из низшей касты «дельта» такие понятия, как красота , смерть , свобода . Он срывает их ежедневную раздачу наркотиков, выбрасывает в окно таблетки сомы. Толпа бросается убивать его. Ему пытается помочь Гельмгольц, а Бернард, находясь рядом, пугается и оставляет товарищей, в результате чего всех троих арестовывают и ведут на суд к Главноуправителю.

В кабинете Главноуправителя Западной Европы Мустафы Монда — одного из десяти, представляющих реальную власть в мире, — происходит долгая беседа. Монд откровенно признаёт свои сомнения по поводу « общества всеобщего счастья », тем более, что сам был некогда одарённым физиком. В этом обществе фактически под запретом наука , искусство , религия . Один из защитников и глашатаев антиутопии становится, по сути, рупором для изложения авторских взглядов на будущее религии и экономического устройства общества.

В результате Бернарда отправляют в ссылку в Исландию , а Гельмгольца — на Фолклендские острова . Монд при этом добавляет: «Я почти завидую вам, вы окажетесь среди самых интересных людей, у которых индивидуальность развилась до того, что они стали непригодны для жизни в обществе». А Джон становится отшельником в заброшенной башне. Чтобы забыть Линайну, он ведёт себя неприемлемо по меркам гедонистического общества , где «воспитание делает всех не то что жалостливыми, но до крайности брезгливыми». Например, он борется со своими страстями и молится, вызывает у себя рвоту, чтобы очиститься от скверны цивилизованного мира по традициям своего племени и устраивает самобичевание , свидетелем чего становится репортёр. Джон становится сенсацией — уже во второй раз. О нём снимают фильм, после чего к месту его отшельничества слетаются на вертопланах сотни человек, чтобы поглядеть на диковинного «дикаря». Увидев прилетевшую Линайну, он срывается, бьёт её бичом, крича о том, что она — блудница. Он не смог простить ей того, что он боготворил её, но она оказалась неспособной на любовь и верность, а только на бесстыдную сексуальность. Толпа зевак впадает в исступление под влиянием жестокого зрелища и неизменной сомы. Обезумевший Джон в ярости забивает Линайну до тяжёлых увечий. Придя в себя, Джон, раздавленный чувством вины за совершённое злодеяние и крахом своей надежды убежать от искушений , кончает жизнь самоубийством через повешение . Смерть персонажей не упоминается в романе напрямую.

Кастовая система общества

Разделение на касты происходит ещё до рождения. Выращиванием людей занимается Инкубаторий. Уже в бутылях зародышей делят на касты и прививают определённые склонности к одному роду деятельности и, наоборот, отвращение к другому. У химиков формируют стойкость к свинцу , каустической соде, смолам, хлору . Горнорабочим прививают любовь к теплу. Низшим кастам прививается отвращение к книгам и нелюбовь к природе (гуляя на природе, люди ничего не потребляют — вместо этого было решено прививать любовь к дорогим загородным видам спорта).

В процессе воспитания людям прививается любовь к собственной касте, восхищение к вышестоящей и пренебрежение к низшим кастам.

Каждому человеку, независимо от касты, в детстве прививается культ потребления.

Высшие касты:

  • Альфа — ходят в одежде серого/белого цвета. Наиболее интеллектуально развиты, ростом выше представителей других каст. Выполняют самую высококвалифицированную работу. Управленцы, врачи, преподаватели, смотритель резервации .
  • Бета — ходят в красном. Медсёстры, младший персонал Инкубатория.

Генетический материал низшим кастам берут у себе подобных. После оплодотворения зародыши проходят специальную обработку, в результате одна зигота почкуется до 96 раз. Это создаёт стандартных людей. «Девяносто шесть тождественных близнецов, работающих на девяноста шести тождественных станках». Затем зародышам значительно снижают подачу кислорода, отчего снижается умственно-телесный уровень. Низшие касты ниже ростом, интеллект снижен.

  • Гамма — ходят в зелёном. Секретари и рабочие специальности, требующие небольшого интеллекта; при чрезвычайных ситуациях выполняют обязанности полиции.
  • Дельта — ходят в хаки . Санитары в Умиральнице ( морге ).
  • Эпсилоны — ходят в чёрном. Обезьяноподобные полукретины, как их описывает сам автор. Единственная каста, не умеющая читать и писать. Лифтёры, неквалифицированные рабочие.

Имена и аллюзии

Определённое количество имён в Мировом Государстве, принадлежащих выращенным в бутылках гражданам, можно связать с политическими и культурными фигурами, сделавшими большой вклад в бюрократические, экономические и технологические системы времён Хаксли, а также, предположительно, и в эти же системы «Дивного нового мира» :

«Возвращение в дивный новый мир»

Возвращение в дивный новый мир
Brave New World Revisited
Обложка первого издания книги
Обложка первого издания книги
Жанр пародия , , научная фантастика , и дистопия
Автор Олдос Хаксли
Язык оригинала английский
Дата написания 1932
Дата первой публикации 1958
Издательство Harper & Brothers
Следующее

Уже в письме от 24 ноября 1945 года, адресованном В. Окампо, Хаксли заметил, что роман «О дивный новый мир» «до ужаса актуален в данный момент и обнаруживает все признаки того (если мы не взорвёмся и не разлетимся на куски за это время), чтобы стать буквальной реальностью в течение жизни следующих двух или трёх поколений» .

В 1958 году, спустя почти 30 лет после выхода первой книги, Хаксли публикует её нехудожественное продолжение: «Возвращение в дивный новый мир» , в котором он рассуждает, насколько приблизился или отдалился наш мир от описанного в романе 27-летней давности. Хаксли приходит к выводу, что мы движемся к концепции «дивного мира» намного быстрее, чем он предполагал.

В книге он анализирует, почему это происходит, например, как перенаселённость (с момента написания первой книги население планеты увеличилось на 800 миллионов) может привести к образованию тоталитарного режима. Не меньшую роль он уделяет наркотикам и подсознательному воздействию, сравнивает способы пропаганды Геббельса и современные способы «промывания мозгов» через телевидение.

«Возвращение в дивный новый мир» представляет собой эссеистику, рассуждения автора, а не роман, как первая часть. Определённое влияние на «Возвращение» оказала индуистская Веданта , к которой он обратился в 1939 году.

В последней главе своего сочинения Хаксли предлагает меры, которые, по его мнению, смогут предотвратить переход от демократии к тоталитаризму, описанному в книге «О дивный новый мир». Именно эти идеи ложатся в основу его последнего романа — « Остров ».

Книга на русском языке

Переводы

Экранизации

По мотивам книги в США в 1980 и 1998 годах были сняты два одноимённых телефильма.

(англ.) поставил режиссёр Берт Бринкерхофф .

В 1998 году (премьера 19 апреля) вышел (англ.) режиссёров Лесли Либман и Ларри Уильямса, сценарист Дэниэл Мазур, в ролях: Леонард Нимой , Питер Галлахер , Тим Гини , Риа Килстедт . Сюжет фильма переносит действие книги ближе к современности. В кастовой системе отсутствуют Эпсилоны. Фокус повествования смещён от Дикаря к Бернарду и Линайне. После смерти Дикаря показана сцена, в которой они уходят из цивилизации и становятся родителями. Также показан намёк на сопротивление воздействию гипнопедии.

15 июля 2020 года состоялась премьера нового сериала « Дивный новый мир » (реж. Оуэн Харрис, Ифа Макардл, Андрий Парекх и др.), однако после первого сезона он был закрыт.

Театральные постановки

В 2017 году в Московском драматическом театре «Модерн» состоялась премьера спектакля «О дивный новый мир» . Режиссёр — Юрий Грымов .

См. также

Примечания

  1. М. R. Hillegas. The Future as Nightmare: H. G. Wells and the Anti-Utopians. Oxford University Press, N. Y., 1967, pp. 117—120.
  2. Кагарлицкий Ю. И. Что такое фантастика? — М.: Художественная литература, 1974. — С. 300.
  3. Г. Анджапаридзе, Т. Мартина. Предисловие // Олдос Хаксли. Жёлтый Кром. Рассказы. — М.: Художественная литература, 1987. — С. 14. — 50000 экз.
  4. В первой главе указывается, что действия романа происходят на 632-м году эры стабильности («Да и не возникал у вас этот вопрос; ныне, на 632-м году эры стабильности, Эры Форда, подобные вопросы в голову не приходили».) Летоисчисление в данной антиутопии начинается с 1908 года — года, когда впервые была произведена Т-Модель Генри Форда.
  5. Jerome Meckier. Onomastic Satire: Names and Naming in Brave New World // . — (нем.) , 2006. — P. 187ff. — ISBN 3-8258-9668-4 .
  6. Andrew L. Knaut. . — Norman: University of Oklahoma Press , 1995. — P. 168. — ISBN 0-8061-2992-1 .
  7. Letters of Aldous Haxley. — L.: Grover Smith, 1969. — P. 537. — 995 p.
  8. Алёна Азаренко. . Localdramaqueen (22 октября 2017). Дата обращения: 19 мая 2021. 19 мая 2021 года.
  9. . Московской драматической театр «Модерн» . Дата обращения: 10 ноября 2019. 7 октября 2019 года.

Ссылки

Источник —

Same as О дивный новый мир