Карлхайнц Штокхаузен
(
нем.
Karlheinz Stockhausen
;
22 августа
1928
,
, нынешний район
Керпена
—
5 декабря
2007
,
Кюртен
, близ
Кёльна
) — немецкий композитор, дирижёр, музыкальный теоретик. Один из крупнейших новаторов музыки второй половины XX века и лидеров музыкального
авангарда
.
Биография
Родился в Мёдрате близ
Кёльна
22 августа
1928 году
в семье учителя.
С 1947 года обучался в
Кёльнской высшей школе музыки
, которую окончил с отличием в 1951 году. Также учился в университете, изучая музыковедение, германистику и философию.
В 1952—1953 — учился в
Париже
у
Мессиана
и работал в
Студии
«
конкретной музыки
» (
фр.
musique concrète
)
GRMC
Пьера Шеффера
.
В 1953 году начал работать в Кёльнской Студии электронной музыки (Kölner Funkhaus Studie für Elektronische Musik) при
WDR
(Западно-Германское Радио).
В 1953—1956 годах изучал фонетику и теорию коммуникации в
Боннском университете
.
В 1954—1959 годах — соредактор журнала «Die Reihe».
В 1963 году основал Кёльнские курсы Новой музыки, после чего до 1968 года занимал должность художественного руководителя «Кёльнских курсов Новой музыки». В 1963—1973 — художественный руководитель
Кёльнской студии электронной музыки
при WDR.
В 1969 году создал собственное издательство
Stockhausen Verlag
, в котором издаются все партитуры произведений композитора начиная с 1969 года а также более ранние сочинения (изданные в Universal Edition), а также книги, компакт-диски, буклеты, проспекты, программы и др.
В 1970—1977 годах занимал должность профессора композиции в
Высшей школе музыки
в Кёльне.
В 1951—1996 годах — активный участник
Международных Дармштадтских летних курсов новой музыки
.
Приезжал в 1990 году со своими музыкантами и своей акустической аппаратурой в СССР с циклом концертов из своих произведений.
Скончался 5 декабря 2007 года в Кюртене.
Именем Карлхайнца Штокхаузена названа площадь в Кюртене (Karlheinz Stockhausens Platz).
С 1998 года каждым летом в Кюртене проходят
Международные курсы композиции и интерпретации музыки К. Штокхаузена
.
Композитор
Карлхайнц Штокхаузен — автор более 360 музыкальных произведений.
Выступал как дирижёр, пианист и звукорежиссёр с исполнением собственных произведений.
Выпустил ряд трудов по проблемам музыкальной композиции, теории музыкального времени, психологии восприятия и др. (собранных в десяти томах «Текстов о музыке»).
Личная жизнь
Карлхайнц Штокхаузен был дважды женат (первая жена Дорис умерла в 2023 году) и имел шестерых детей, четверо из которых стали профессиональными музыкантами, в том числе трубач
Маркус Штокхаузен
(р. 1957) и композитор
(р. 1967).
Основные сочинения
-
Перекрёстная игра (Kreuzspiel), для гобоя, бас-кларнета, фортепиано, и трех ударников (1951)
-
Пункты (Punkte), для оркестра (1952)
-
Фортепианные пьесы I—IV (Klavierstücke I—IV, 1952—1953)
-
Контра-пункты (Kontra-Punkte), для флейты, кларнета, бас-кларнета, фагота, трубы, тромбона, фортепиано, арфы, скрипки, виолончели (1953)
-
Электронные этюды I, II (Elektronische Studien I, II), электронная музыка (1953—1954)
-
Фортепианные пьесы V—X (Klavierstücke V—X, 1954—1955)
-
Пение отроков (Gesang der Jünglinge), электронная музыка (1955—1956)
-
Группы (Gruppen), для трех оркестров (1955—1957)
-
Меры времени (Zeitmasse), для пяти деревянных духовых (1956)
-
Контакты (Kontakte). Редакция 1 для электроники (1960); редакция 2 для электроники, фортепиано и ударных инструментов (1960)
-
Цикл (Zyklus), для одного ударника (1959)
-
Каре (Carré), для четырёх оркестров и четырёх хоров (1959—1960)
-
Моменты (Momente), для сопрано, четырёх хоровых групп, четырёх труб, четырёх тромбонов, двух электроорганов и трёх ударников (1962—1964)
-
Микрофония I (Mikrophonie I), для тамтама, двух микрофонов, двух фильтров и двух регуляторов (1964)
-
Микстура (Mixtur, букв. Смесь), для пяти оркестровых групп, синусгенераторов и четырёх рингмодуляторов (1964)
-
Микрофония II (Mikrophonie II), для двенадцати вокалистов,
Хаммонд-органа
и четырёх рингмодуляторов (1965)
-
Телемузыка (Telemusik), электронная музыка (1966)
-
Adieu, для духового квинтета (1966)
-
Гимны (Hymnen), электронная музыка (1966—1967)
-
Процессия (Prozession), для тамтама, смычкового альта, электрониума (синтезатора), фортепиано, микрофонов, фильтров, потенциометров (1967)
-
Настроение (Stimmung), для двух сопрано, меццо-сопрано, тенора, баритона, баса и шести микрофонов (1968)
-
Из семи дней (Aus den sieben Tagen), пятнадцать текстов интуитивной музыки (1968)
-
Спираль, для солистов и коротковолнового приёмника (1969)
-
Для грядущих времён (Für kommende Zeiten), семнадцать текстов интуитивной музыки (1968—1970)
-
Мантра (Mantra), для двух фортепиано, вудблоков,
кротал
и двух рингмодуляторов (1969—1970)
-
Транс (Trans), для оркестра и магнитофонной плёнки (1971)
-
Инори (Поклонение) (Inori), для одного/двух мимов-солистов и оркестра (1973—1974)
-
Знаки Зодиака (Tierkreis), двенадцать мелодий для мелодического и (или) гармонического инструмента (1975)
-
Сириус, для сопрано, баса, трубы, бас-кларнета и электронной музыки (1975—1977)
-
Свет. Семь дней недели (Licht. Die sieben Tage der Woche)
, цикл из семи опер (гепталогия) (1977—2003)
-
Четверг (Donnerstag aus «Licht», 1978—1981)
-
Суббота (Samstag aus «Licht», 1981—1983)
-
Понедельник (Montag aus «Licht», 1984—1988)
-
Вторник (Dienstag aus «Licht», 1977, 1987—1991)
-
Пятница (Freitag aus «Licht», 1991—1994)
-
Среда (Mittwoch aus «Licht», 1993—1998)
-
Воскресенье (Sonntag aus «Licht», 1998—2003)
-
Звук. 24 часа дня (Klang) (2004—2007)
-
Час № 2. Радость (Freude), для двух арф (2005)
-
Час № 3. Естественные длительности (Natürliche Dauern), для фортепиано (2005—2006)
-
Час № 4. Небесные врата (Himmels Tür), для ударника и маленькой девочки (2005)
-
Час № 13. Космические импульсы (Cosmic pulses), электронная музыка (2006—2007)
Библиография
-
Stockhausen K. Texte zur elektronischen und instrumentalen Musik. Bd. 1: Aufsätze 1952—1962 zur Theorie des Komponierens. — Köln, 1963
-
Stockhausen K. Texte zur Kunst Anderer, Aktuelles. Bd. 2: Aufsätze 1952—1962 zur musikalischen Praxis. — Köln, 1964
-
Stockhausen K. Texte zur Musik 1963—1970. Bd. 3: Einführungen und Projekte, Kurse, Sendungen, Standpunkte, Nebennoten. — Köln, 1971
-
Stockhausen K. Texte zur Musik 1970—1977. Bd. 4: Werk-Einführungen, Elektronische Musik, Weltmusik, Vorschläge und Standpunkte, Zum Werk Anderer. — Köln, 1978
-
Stockhausen K. Texte zur Musik 1977—1984. Bd. 5: Komposition. — Köln, 1989
-
Stockhausen K. Texte zur Musik 1977—1984. Bd. 6: Interpretation. — Köln, 1989
-
Stockhausen K. Texte zur Musik 1984—1991. Bd. 7: Neues zu Werken vor LICHT, Zu LICHT bis MONTAG, MONTAG aus LICHT. — Kürten, 1998
-
Stockhausen K. Texte zur Musik 1984—1991. Bd. 8: DIENSTAG aus LICHT, Elektronische Musik. — Kürten, 1998
-
Stockhausen K. Texte zur Musik 1984—1991. Bd. 9: Über LICHT, komponist und Interpret, Zeitwende. — Kürten, 1998
-
Stockhausen K. Texte zur Musik 1984—1991. Bd. 10: Astronische Musik, Echos von Echos. — Kürten, 1998
На русском языке
-
Штокхаузен К. Дышать воздухом иных планет. Наш собеседник — Карлхайнц Штокхаузен. // Советская музыка. — 1990. — № 10
-
Штокхаузен К. Подобно свободной естественной науке. Интервью. // Советская музыка. — 1990. — № 10. с. 65-68
-
Ханс Ульрих Обрист «Краткая история новой музыки». Интервью. // Ад Маргинем Пресс. — 2015, 2016. — с. 11-38
Литература о Штокхаузене
-
Harvey J. The music of Stockhausen — L., 1975
-
Heikinheimo S. The Elektronic Music of Karlheinz Stockhausen. — Helsinki, 1972
-
Maconie R. The works of Karlheinz Stockhausen — L., 1976
-
Maconie R. Other Planets: The Complete Works of Karlheinz Stockhausen 1950–2007 [Updated Edition]. — Rowman & Littlefield, 2016
-
Maconie R. Understanding Stockhausen. — Cambridge University Press, 2022
-
Stockhausen on Music: Lectures & Interviews Compiled by Robin Maconie. — Marion Boyars, 1989
-
Wörner K.H. Karlheinz Stockhausen. Werk + Wollen. 1950—1962.
Литература на русском языке
-
Велютин А. П. Музыка как язык Вселенной. Творчество Карлхайнца Штокхаузена. — СПб.: Астерион, 2017. ISBN 978-5-00045-427-5. — 64 с.
-
Велютин А. П. Музыка как язык Вселенной. Творчество Карлхайнца Штокхаузена. — СПб.: Композитор • Санкт-Петербург, 2017. ISBN 978-5-7379-0903-1. — 104 с.
-
Михайлов А. Некоторые мотивы музыкального авангардизма: Карлгейнц Штокхаузен // Искусство и общество. — М., 1978.
-
Инструментальный театр Карлхайнца Штокхаузена // Искусствоведение в контексте других наук в Росси и за рубежом: Параллели и взаимодействия: Сборник материалов Международной научной конференции 14-19 апреля 2014 год / Ред.-сост. Я. И. Сушкова-Ирина, Г. Р. Консон. — М.: Нобель-Пресс; Edinbourgh, Lennex Corporation, 2014. С. 405—413.
-
«Арлекин» для кларнета Карлхайнца Штокхаузена: черты инструментального театра // Музыкальное искусство и образование в XXI веке: история, традиции, перспективы, педагогика и исполнительство: Материалы Российской конференции 12 мая 2014 года / Астраханский музыкальный колледж им. М. П. Мусоргского. — Астрахань, 2014. С. 89-94.
-
Просняков М. Т. «Плюс-Минус» К. Штокхаузена: символ и звучание // Musikkultur in der Bundesrepublik Deutschland. Kassel, Gustav Bosse Verlag, 1994.
-
Просняков М. Т. Космическая музыка Штокхаузена // Корневище 2000: Книга неклассической эстетики. М.: Институт философии РАН, М., 2000.
-
Просняков М. Т. Ритуальная музыка К. Штокхаузена: духовные истоки и реализация.// Новое сакральное пространство. Духовные традиции и современный культурный контекст: Материалы научной конференции. М., 2004. (Научные труды Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. Сб. 47).
-
Просняков М. Т. Живая легенда электроники. Отец «Техно» в музыке. // «Музыка и электроника», 2004, № 4.
-
Просняков М. Т. Легенда и миф новейшей музыки. // «Трибуна современной музыки», N2 (май-август 2005).
-
Просняков М. Т. «Музыка — это искусство координации и гармонии вибраций». Карлхайнц Штокхаузен. // «Музыка для синтезатора», 2006, № 3.
-
Просняков М. Т. Парадигма сферы в творчестве К. Штокхаузена. // AD MUSICUM. К 75-летию со дня рождения Юрия Николаевича Холопова: Статьи и воспоминания. ;mdash; М.: МГК им. П. И. Чайковского, 2008.
-
Савенко С. И. Музыкальные идеи и музыкальная действительность К. Штокхаузена // Теория и практика современной буржуазной культуры: проблемы критики. Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 94 — М., 1987
-
Савенко С. И. Карлхайнц Штокхаузен // XX век. Зарубежная музыка. Очерки. Документы. Вып. 1. — М., 1995. с. 11-36
Примечания
-
(нидерл.)
-
↑
Karlheinz Stockhausen //
(англ.)
-
-
-
— 1808.
-
-
-
↑
(англ.)
— 1991.
См. также
Ссылки
-
-
Чекалин М.
//
Мелодия
, 1990, № 3
-
Савенко С.
// XX век. Зарубежная музыка. Очерки, документы. Вып. 1. — М.: Музыка, 1995.
-
-
Годвин Дж.
Карлхайнц Штокхаузен и гностицизм
-
Петров В. О.
Инструментальный театр Карлхайнца Штокхаузена
// Израиль XXI: музыкальный журнал. — 2014. — # 5.
-
Просняков М.
. // «Музыка и Электроника», 2004, № 4, с. 2-5, рубрика «Маэстро»
-
Просняков М.
Карлхайнц Штокхаузен. Легенда и миф Новейшей музыки // Трибуна Современной Музыки" N2 (май-август 2005)
-
/
Специальное радио, 09.2005
Ссылки на внешние ресурсы
|
|
|
Тематические сайты
|
|
Словари и энциклопедии
|
|
Генеалогия и некрополистика
|
|
В библиографических каталогах
|
|
|
|
1990-е
|
|
2000-е
|
|
2010-е
|
|
2020-е
|
|