Interested Article - Райли, Марк
- 2021-02-14
- 1
Марк Райли ( англ. 'Marc 'Lard' Riley , род. 10 июля 1961 года в Манчестере , Англия ) — британский рок-музыкант , получивший известность сначала как участник The Fall (где играл на бас-гитаре , гитаре и позже клавишных), затем как фронтмен Marc Riley & the Creepers. После распада группы Райли стал антрепренёром на инди-сцене и музыкальным журналистом. Сейчас он — ведущий популярной радиопрограммы на BBC 6 Music .
Биография
Марк Райли родился, вырос и учился в Манчестере, где в 1978 году окончил среднюю школу Saint Gregory’s (в районе Ардуик) , после чего, поработав немного рабочим сцены, стал участником The Fall, группы, которую возглавлял Марк Э. Смит .
Райли пришёл в группу в шестнадцатилетнем возрасте и, как вспоминал позже, подчинялся Смиту как начальнику. Музыкальная пресса поначалу упоминала о нём как о самом обычном, ничем не примечательном участнике группы. «Ивонн <Полетт> мало говорит о музыке или учёбе, но много о Нико , Нико, Нико и Джиме Моррисоне , который, как она убеждена, жив. Марк Райли говорит и думает даже меньше, чем Ивонн» , — писал в августе 1978 года Иэн Пенман, New Musical Express , описывая участников группы. «Ветеран по меркам The Fall. Очень популярен у юных Fall-фэнов, которые просят его научить их играть на гитаре, что выглядит очень трогательно. Менеджер группы <Кэй Кэрролл> утверждает, что он напоминает ей молодого Брайана Джонса » , — так был охарактеризован он в пресс-релизе к синглу «Rowche Rumble».
Сначала Райли играл на бас-гитаре (в частности, на втором сингле группы «It’s The New Thing» и дебютном альбоме Live at the Witch Trials ). В 1979 году он перешёл за клавишные и оставался за этим инструментом до конца 1982 года, когда окончательно рассорился со Смитом и был уволен (по телефону и как раз в день своей свадьбы).
«Мои отношения с Марком Э Смитом начались великолепно а закончились… не слишком здорово. Я возможно громче всех высказывал несогласия, хоть и не очень громко — но достаточно, чтобы мне грозили кулаком — или пальцем…», — рассказывал он в 2005 году. «Марк Райли хотел всё делать по-своему: тут они и столкнулись…», — так интерпретировал причину конфликта продюсер Грант Шоубиз. Райли отмечал, что в инциденте присутствовал характерный для Смита элемент абсурда. По его словам, дело обстояло так: «Мы собирались в Европу через месяц, и он сказал мне: ты не едешь. Я — что? Он: обойдемся без тебя. Я — ну ладно. Он: но если всё пойдет не очень хорошо, мы позвоним тебе и ты вернешься в группу. И я снова — ну ладно. И вот, всё ещё жду звонка» .
«Есть лишь одна вещь, перед которой Марк Смит испытывает ужас: это необходимость вспоминать прошлое», — писал в 1983 году NME. Именно поэтому (как утверждал Смит) пришлось уйти Марку Райли. «Он постоянно говорил: 'Ох, это хуже чем то-то или это, что мы делали год назад', а это совершенно не то, как должны мыслить The Fall» , — говорил фронтмен группы.
Marc Riley & the Creepers
После ухода из The Fall Райли образовал собственную группу, Marc Riley & The Creepers, в состав которой вошли Эдди Фенн ( англ. Eddie Fenn ), Пол Флетчер ( англ. Paul Fletcher ) и Пит Киох ( англ. Pete Keogh ). Параллельно он вместе с Джимом Камбаттой ( англ. Jim Khambatta ) образовал записывающий лейбл , где вышли все записи группы, а кроме того — первые релизы Gaye Bykers on Acid , Фрэнка Сайдботтома, Asphalt Ribbons (позже переименовавшихся в Tindersticks ) и The Membranes .
Принято считать, что Смит был недоволен «излишней попсовостью» Райли, сольная карьера последнего, по крайней мере, на раннем этапе никак не подтверждает этот вердикт . С Creepers Райли продолжил исполнять диссонантный рок-н-ролл с бесстрастным речитативом вместо вокала, гитарным дисторшном и массированными атаками клавишных. При том, что музыка его группы стала более структурированной и мелодичной, Райли сохранил верность принципам гаражного панка .
Материал всех трех EP был записан в студиях Би-би-си у Джона Пила , и в каждом из них прослеживается любимая тема Райли: высмеивание других групп и музыкантов. За дебютным синглом «Favourite Sister» последовал «Jumper Clown», шутливый выпад в адрес Марка Э. Смита. В Creeping at Maida Vale (#5 UK Indie Chart ) заметен трек «Location Bangladesh», — о группах, которые путешествуют по свету в поиске экзотических пейзажей для съемки видеоклипов. Four A’s (#7) содержит «Bard of Woking»: сатиру на Пола Уэллера с его претензиями на звание «народного поэта».
Марк Э. Смит творчество своего бывшего коллеги характеризовал так:
Он повторяет то, что было у нас в 1980-81 годах. Пытается делать вид, будто имел значение в Fall, но когда он был в составе, все песни писали я и Крэйг (Скэнлон) . А сейчас он даже пытается и тексты писать, как я. Смешно. Я-то всегда надеялся, что Марк что-нибудь конструктивное сделает — например, войдет в группу типа The Jam , которая ему более бы подходила.
— Марк Э. Смит, NME
За Peel Sessions (1984) последовал сборник (#9 UK Indie Chart) , куда вошли как работы Creepers, так и ранние записи Райли, в которых заметно влияние Velvet Underground . В июне 1984 года группа выпустила первый полноформатный альбом , за которым последовал .
После выхода концертного альбома Warts 'n' All (#5) в конце того же года Райли распустил старый состав и образовал трио The Creepers вместе с Марком Тилтоном (экс- Membranes ) и Филом Робетсом из . Первым релизом группы стал кавер «Baby’s On Fire» Брайана Ино (#8 UK Indie Chart) , за которым последовал альбом Miserable Sinners . Группа подписала новый контракт с , где вышли сингл Brute , второй альбом Rock 'n' Roll Liquorice Flavour (1988) и ретроспективная компиляция Sleeper (1989).
После распада
После распада The Creepers Эдди Фенн образовал группу Bargepole; затем некоторое время записывался самостоятельно — в студии, которую оборудовал в собственном доме. Пол Флетчер перешёл в манчестерскую группу Wilder. Пит Киох стал участников The Miseries. Марк Тилтон окончил киноколледж в Лондоне и стал режиссёром. Фил Робертс вернулся в родной Уотфорд после чего (согласно Melody Maker , 1994) «…о нём больше не слышали».
1987 —
В 1987 году Марк Райли принял участие в подготовке и записи альбома-трибьюта Джонни Кэшу (для Terence Higgins Trust), в котором в числе прочих приняли участие Марк Алмонд , Мишель Шокд, Дэвид МакКумб ( The Triffids ), а также Джон Лэнгфорд ( The Mekons , The Three Johns ). С последним Райли собрал свою новую группу, The Lost Soul Crusaders, куда вошли также Гари Лукас ( Captain Beefheart ), Тони Маймони ( Pere Ubu ) и Стив Голдинг (экс-Mekons). Своё название этот ансамбль позаимствовал у вымышленного музыкального коллектива во главе с Джонни Кэшем , появившегося в детективном телесериале « Коломбо ». На перспективах группы, однако, пришлось поставить крест в 1989 году после коллапса Red Rhyno Records.
Решив, что с музыкальной карьерой на этом покончено, Марк Райли некоторое время работал художником и юмористом: его перу и кисти принадлежат комиксы «Harry The Head» и «Doctor Mooney» (журнал ). Постепенно он вернулся в бизнес в качестве агента и продюсера, сотрудничая с исполнителями 4AD и Factory , в частности, с Happy Mondays , The Pixies и Cocteau Twins . Именно в этом качестве Райли и попал впервые на Би-би-си, где сначала работал на незадолго до этого созданном Radio 5, а затем получил собственную программу «Hit The North», и тут же приобрел массовую популярность «благодаря остроумию, обаянию и глубокому знанию музыки».
Новый босс BBC Radio 1 Мэтью «Роджер» Баннистер взял к себе под крыло «Hit The North», где уже сформировался радиодуэт Mark and Lard : Марк Рэдклифф и Марк Райли. Позже Рэдклифф и Райли образовали группу , которая выступила на фестивале Гластонбери в 1997 году и выпустила два юмористических альбома.
Сейчас Райли ведет популярную вечернюю программу Brain Surgery на Radio 6 , номинированную на Sony Radio Academy Awards 2008 .
Марк Райли не общается с Марком Э. Смитом, но недавно встретился с ним на праздновании дня рождения общего знакомого: оба договорились «…забыть о прошлом, потому что жизнь слишком коротка».
Интересные факты
- Марк Райли — фанат футбольного клуба Manchester City F.C.
Дискография
Marc Riley and The Creepers
Синглы
- Favourite Sister (1983, In-Tape)
- Jumper Clown (1983, In-Tape)
- Creeping at Maida Vale (1984, In-Tape) #5 UK Indie Charts
- Pollystiffs (1984, In-Tape) #11
- Shadow Figure (1984, In-Tape) #5
- 4 A’s From Maida Vale (1985, In-Tape) #7
Альбомы
- Cull (1984, In-Tape) #9
- Gross Out (1984, In-Tape) #11
- Fancy Meeting God (1985, In-Tape) #23
- Live — Warts 'n' All (1985, In-Tape) #5
The Creepers
Синглы
- Baby’s On Fire (1986, In-Tape) #8
- Brute (1987, Red Rhino) #29
Альбомы
- Miserable Sinners (1986, In-Tape, IT039) #14
- Rock 'N' Roll Liquorice Flavour (1988, Red Rhino)
- Sleeper : a retrospective (1989, Bleed Records, двойной альбом)
The Shirehorses
- The worst album…in the world…ever…EVER! (1997, #22 UK)
- Our Kid Eh (2001, #18 UK)
Примечания
- ↑ Marc Riley biography. bbc.co.uk Press Office Radio One
- Ian Penman. . New Musical Express (19 августа 1978). Дата обращения: 1 июня 2010. Архивировано из 19 августа 2011 года.
- Июль 1979. . Дата обращения: 1 июня 2010. Архивировано из 19 августа 2011 года.
- . Дата обращения: 13 августа 2010. 8 июля 2015 года.
- Don Watson. . New Musical Express, pp 6-7 (1 октября 1983). Дата обращения: 13 августа 2010. Архивировано из 19 августа 2011 года.
- ↑ Mark Roland Melody Maker , 16 июля 1994. AWOL: Marc Riley and the Creepers. Стр. 9
- ↑ David Sheridan. . www.trouserpress.com. Дата обращения: 24 ноября 2009. 21 марта 2012 года.
- ↑ (англ.) . — www.cherryred.co.uk. Дата обращения: 24 ноября 2009. Архивировано из 9 апреля 2001 года.
- Matt Snow. . New Musical Express, pp. 6, 54 (3 ноября 1984). Дата обращения: 13 августа 2010. Архивировано из 19 августа 2011 года.
- (англ.) . — www.planetbods.org. Дата обращения: 24 ноября 2009. 21 марта 2012 года.
- отвечают на вопросы телезрителей
- . Дата обращения: 3 ноября 2008. 5 декабря 2008 года.
- . Дата обращения: 5 ноября 2008. 6 октября 2008 года.
- (англ.) . — www.uncut.co.uk. Дата обращения: 24 ноября 2009. 21 марта 2012 года.
- 2021-02-14
- 1