Дневни́к
— совокупность
фрагментарных
записей, которые делаются для себя (
личный дневник
), ведутся регулярно и чаще всего сопровождаются указанием
даты
записи.
В дневнике такие записи организуют индивидуальный опыт и как письменный
жанр
сопровождают становление индивидуальности в
культуре
, формирование «я» — параллельно с ними развиваются формы
мемуаристики
и
автобиографии
.
Содержание
Дневник в культуре
Первые известные науке дневники появились в
Японии
в XI веке (
литература никки
). В
Китае
дневники известны с XII века. В Европе дневники известны с XV века. Однако дошедшие до нас европейские дневники XV—XVI веков не могут называться дневниками в современном значении этого слова, так как в основе их либо придворные записи, воспроизводящие события разнообразных дипломатических миссий, либо путевые заметки из путешествий. Лишь к XVII веку дневниковые записи приобрели более личный характер. Благодаря повышению уровня грамотности в Европе и удешевлению бумаги дневники начали вести люди не только из высших социальных кругов. К XVII веку относится знаменитый дневник
Сэмюэля Пипса
. В конце XVII — начале XVIII века дневниковые записи уже были настолько популярны, что становятся объектом для подражания писателей, появились первые художественные дневники
.
Начало широкого распространения подобного интереса к себе и практик его периодического закрепления на письме принято связывать с
сентиментализмом
и
романтизмом
в европейской культуре — направлениями, культивирующими личные переживания и субъективное отношение к миру, приверженцы которых не только сами вели дневники, но и заставляли это делать своих героев. Определённое воздействие на практику ведения дневника оказал
протестантизм
с его навыками рационального управления «душевным хозяйством» — учетом сделанного, продуманного, перечувствованного за день. Личные и путевые дневники в
японской культуре
, аристократической и монашеской, жанр непринужденных записок
дзуйхицу
и т. п. (
Сэй Сёнагон
,
Мацуо Басё
и др.) — явление, до некоторой степени сходное, но оно имеет собственные культурные корни, традиции и формы. Подавляющая часть известных дневников относится к
XIX
—
XX
вв. и приходится на
Европу
.
Можно различать деловые и личные дневники, дневники путевые (например, «Дневник путешествия в
Лиссабон
»
Генри Филдинга
,
1755
), бытовые, литературные (писательские). Особую ценность имеют дневники выдающихся людей или близких к ним лиц, документы переломных периодов истории, однако не менее важными, содержательными и интересными могут оказаться повседневные подробности жизни обычного человека, тем более что основной груз упомянутых переломных периодов приходится на себя принимать именно ему. Новые перспективы в практике ведения дневников открывает
Интернет
.
Существуют
поддельные дневники
(
фальшивые дневники
), в том числе — приписываемые известным историческим личностям. Такова, например, известная
фальшивка
, распространившаяся в Германии 1980-х годов, — мнимые «Дневники»
Гитлера
. Аналогичный пример — «Дневники»
Муссолини
.
Также существует такой род фальшивых дневников, носящих комический или
сатирический
характер, когда от читателя не скрывается, что этот дневник написан не тем человеком, от имени которого ведутся записи. Например «Тайные дневники Роджера Уотерса».
Дневники и политика памяти
В ряду государств и стран (например, во Франции) организуются
конкурсы
на лучший дневник, а соответственно и вручаются премии их авторам — не профессиональным литераторам. Существуют
архивы
, собирающие и хранящие такие дневники частных лиц («Народный архив» в
России
; «Ассоциация в защиту автобиографии и автобиографического наследия» во
Франции
).
Уникальный многотомный проект «Эхолот» — воссоздание памяти о
Второй мировой войне
на основе дневников, переписки и других личных документов тысяч людей принадлежит немецкому писателю и историку
Вальтеру Кемповскому
.
Le Rider J.
Journaux intimes viennois. Paris: PUF, 2000
Lejeune Ph
., Bogaert C. Le journal intime: histoire et anthologie. Paris: Textuel, 2006
Дубин
Б. Биография, репутация,
анкета
(О формах интеграции опыта в письменной культуре)[1995]// Он же. Слово — письмо — литература: Очерки по социологии современной культуры. М.: Новое литературное обозрение, 2001, с. 98-119
Борис ХАЗАНОВ.
// Октябрь. — 1999.
Автобиографическая практика в России и во Франции. М.: Изд-во ИМЛИ им. А. М. Горького, 2006