Далла, Лучо
- 1 year ago
- 0
- 0
Лу́чо Фу́льчи ( итал. Lucio Fulci ; 17 июня 1927 — 13 марта 1996 ) — итальянский кинорежиссёр и сценарист, снимавший в основном джалло , вестерны и комедии . Его фильмы ужасов считались крайне жестокими и шокирующими в свое время, за что он получил от англоязычных критиков прозвище « Godfather of Gore » ( Крестный отец крови ) .
Фульчи наиболее известен своим культовым фильмом ужасов « Зомби 2 » (1979), а также как автор условной «трилогии апокалипсиса», в которую входят: « Город живых мертвецов » (1980), « Седьмые врата ада » (1981) и « Дом на краю кладбища » (1981), которые связанны лишь жанром и , исполнительницей главных ролей.
Лучо Фульчи родился 17 июня 1927 года в Риме. Прервав обучение медицине, Фульчи решил связать свою карьеру с киноиндустрией. Он учился в Экспериментальном Центре Кино в Риме, у таких преподавателей, как Микеланджело Антониони и Лукино Висконти . При сдаче вступительного устного экзамена в этот центр Лукино Висконти спросил у Фульчи, что тот думает о его фильме « Одержимость », который уже заслужил множество хороших отзывов, на что Фульчи ответил, что он «ограбил» несколько картин Ренуара . Лукино Висконти же ответил следующим образом:
«Вы — первый человек, который говорит мне правду. Вы знаете фильмы, и у вас достаточно храбрости, которую должен иметь режиссёр.»
Получив диплом сценариста, в начале 50-х годов Фульчи начал писать сценарии к дешёвым комедиям и был несколько раз помощником режиссёра, в том числе помощником Марселя Лербьера на съёмках фильма « ».
Среди режиссёров, для которых он писал сценарии, были и Роберто Росселлини , Федерико Феллини , Марио Бава , Лукино Висконти . По словам Фульчи, он не собирался быть режиссёром, но чтобы прокормить семью после женитьбы, начал снимать фильмы. В конце сороковых годов Фульчи некоторое время был также редактором киножурнала « ». С 1952 по 1959 год Фульчи продал семь киносценариев, по которым были сняты фильмы. В 1959 году снял свой первый фильм « ». В нём был задействован известный итальянский комик Тото , но тем не менее в прокате фильм провалился. С приходом рок-н-ролла в кино Фульчи занялся съёмками музыкальных комедий, среди которых « Ребята и музыкальный автомат » (1959), «Urlatori alla sbarra» (1960) и «Uno strano tipo» (1963) с участием Адриано Челентано , Мины и других известных итальянских исполнителей этого жанра .
Годом ранее, в 1962 году, Фульчи снял комедию « » с участием комиков Франко и Чиччо, которые в то время играли лишь в театре. Фильм имел большой успех среди зрителей, что позволило компании-производителю « Titanus » выйти из финансовых затруднений. Одновременно Фульчи вместе с Франко Франки работал над шоу «Uomo da ridere» для итальянского канала Rai 2 .
В 1966 году Фульчи снимает свой первый спагетти-вестерн « » с Франко Неро . Также в его фильмах снимался Эрнест Боргнайн .
В 1969 году выходят два фильма-предвестника будущих фильмов ужасов Фульчи — « », в котором отсутствует специальный грим и присутствуют первые сцены жестокости, и « » — этот фильм некоторые называют первым джалло Фульчи. Фильм «Беатриче Ченчи» вызвал множество нареканий, подняв бурю негодования в прессе и среди зрителей. Сам же Фульчи называл его прекрасным. В Великобритании на премьере фильма звучали лозунги «Смерть режиссёру!». В этот период, кроме нападок критиков, на Фульчи обрушилась ещё одна трагедия — покончила самоубийством его больная раком жена.
В 1971 году выходит джалло « Ящерица под женской кожей », который сам Фульчи называл своим «первым истинно фантастическим фильмом» . Визуальные эффекты к фильму были созданы Карло Рамбальди — впоследствии создателем чудовищ в фильмах « Чужие », « Кинг-Конг », « Инопланетянин ». Фульчи даже пришлось доказывать на суде, что собаки, которые в фильме выглядят искалеченными, были имитацией. Для дачи пояснений в суд был приглашён сам Рамбальди, который принёс один из муляжей собаки и с помощью встроенных в муляж воздушных камер и воздуховодов показал, как собака дышала в агонии перед камерой. В итоге обвинение, по которому Фульчи грозило 2 года тюрьмы, было снято. В 1972 году при сотрудничестве американцев Фульчи снимает свой первый и единственный американский фильм по произведению Джека Лондона « ». Фильм хорошо приняли, и режиссёру было предложено снять продолжение, которое не замедлило себя ждать — « ». Однако фильм получился чересчур кровавым, и сотрудничество с американскими партнёрами прекратилось.
В 1975 году выходят « », своеобразный комедийный фильм ужасов, и вестерн « ». В 1977 году — третий джалло режиссёра, « Семь нот в чёрном ».
В 1979 году Фульчи снимает, пожалуй, свой самый знаменитый фильм — « Зомби ». Бюджет его был чрезвычайно мал и состоял из денег, которые выделили трое независимых кинопроизводителей. Но актёрский состав был неплохим — Ольга Карлатос , Ричард Джонсон и др. Фильм оказался настолько кровавым и жестоким, что во многих странах был запрещён к показу. Незадолго до его выпуска вышел фильм « Рассвет мертвецов » Дарио Ардженто, прошедший в прокат в Италии под названием «Зомби». Поэтому Фульчи пришлось переименовать свой фильм в « Зомби 2 ». По окончании съёмок Фульчи заявил, что съёмочная команда только что сделала классику фильмов ужаса и что фильму не быть успешным, если он не создавался в атмосфере нервной напряжённости. Свой интерес к показу сцен насилия крупным планом Фульчи также воплотил в фильмах « Город живых мертвецов », « Седьмые врата ада », « Дом на краю кладбища », « Нью-йоркский потрошитель ». Эти и другие фильмы также часто подвергались цензуре или вовсе запрещались. Во второй половине 80-х годов у Фульчи начались проблемы с личной жизнью и здоровьем — от него уходит очередная жена, он страдает от сахарного диабета .
В 1983 году вышел сразу на видео постапокалиптический фильм « Воины 2072 года », а также фэнтезийно-приключенческий « Завоевание ». В последнем фильме был задействован известный мексиканский актёр и культурист , благодаря участию которого фильм хорошо продвигался в Мексике, но не снискал успеха в самой Италии.
Идея фильма « Воины 2072 » о гладиаторских боях и важной роли телевидения в мире будущего была хорошо воспринята, но это не исключило разногласий с продюсерами: Фульчи хотел показать Рим будущего, в котором древние памятники были закрыты гигантскими плексиглассовыми куполами, но продюсер Маурицио Амати настоял на небоскрёбах.
В 1984 г. последовал джалло-мюзикл « » (после этого фильма действие гепатита на организм Фульчи усилилось и начался цирроз печени), в 1986 г. — « Одержимость дьяволом ». Последний фильм был выдержан в стиле эротической драмы и повествовал о садомазохистских отношениях между партнёрами. « » был задуман как джалло о женщине, искавшей киллера, чтобы тот отомстил за неё. Однако в ходе производства продюсер попросил сделать из джалло мюзикл ввиду популярности американского фильма « Танец-вспышка ». В качестве звукового сопровождения была наложена музыка Кита Эмерсона , и Фульчи остался недоволен этой картиной.
В 1988 году он вновь возвращается к тематике зомби и готовится снимать « Зомби 3 », который в США получил название «Зомби 2». Съёмки фильма проходили на Филиппинах. Однако Фульчи проработал лишь пять недель, снял 70 минут материала и отказался от съёмок (по одной из версий из-за ссоры с продюсерами, по другой в связи с болезнью). В итоге Фульчи был заменён на Бруно Маттеи . Но имя Фульчи в титрах тем не менее было оставлено, что объясняется коммерческим ходом создателей.
В 1989 году Фульчи сотрудничал с телевидением, в результате чего появились два так и не вышедших в эфир фильма — « Прикосновение смерти » и « », признанные непригодными для кинематографа. Другие два фильма, « » и « », были рассчитаны именно на телевидение. Они стали двумя частями сериала «House of Doom» (остальные две части снял Умберто Ленци ).
Кроме того, он был актёром и режиссёром в фильме « Кошмарный концерт », где сыграл главную роль — роль режиссёра фильмов ужасов, подозреваемого в серии жестоких убийств. Фильм содержал также сцены из других фильмов, которые выходили под маркой «Лучо Фульчи представляет…». Свой последний фильм Фульчи снял в 1991 году. Им стала картина « », в которой продюсер Джо Д’Амато без разрешения на свой лад переделал музыкальное сопровождение . Фильмы этого периода отличались цинизмом и некой усталостью. Это был период упадка итальянского кинематографа, что сильно отразилось и на жанре фильма ужасов.
С тех пор Фульчи бездействовал. Лишь незадолго до смерти он принял участие в написании сценария к фильму « Восковая маска », который должен был и режиссировать, но смерть настигла его ещё до начала съёмок. Также Фульчи вместе с Дарио Ардженто собирался работать над ремейком фильма « Дом восковых фигур » режиссёра Андре де Тота .
Лучо Фульчи скончался 13 марта 1996 года в Риме от осложнений диабета. Как выяснилось, перед смертью он не сделал себе укол инсулина , но факт самоубийства не был подтверждён, так как Фульчи умер в одиночестве.
Первый джалло Фульчи « » 1969 года был наполнен саспенсом , меланхолией и показывал извращения. Дальнейшие джалло отличаются зрелищной жестокостью и темпераментом: так, « Ящерица под женской кожей » несёт в себе оттенки сюрреализма, а « Соблазнённый болью » демонстрирует неприязнь режиссёра к католической церкви. Среди прочего, фильм отображает сцену порки цепью, поднимает темы серийных убийств детей, лицемерия и деревенского мракобесия.
В 1979 году вышел первый зомби-фильм Фульчи под названием « Зомби 2 », обеспечивший режиссёру признание на долгие времена и ставший впоследствии культовым. Фильм шокировал зрителей показом внутренностей, увечий и трупных червей. Среди самых натуралистичных и шокирующих сцен критики выделяют сцену протыкания глаза женщины деревянной щепкой. Затем последовали « Город живых мертвецов » (1980), « Чёрный кот », « Седьмые врата ада » и « Дом на краю кладбища » (все 1981 года). Они явились одними из лучших представителей итальянского хоррора.
Данные фильмы отличались непременным наличием сверхъестественных начал и странной логики режиссёра. Кровавость и натуралистичность в них сосуществовала с вялотекущим действием, общей унылостью атмосферы, чему способствовали любимая техника съёмки Фульчи, создаваемые им образы, гротескность изображаемых увечий. Немаловажную роль в создании атмосферы печали сыграла музыка композитора Фабио Фрицци, сотрудничавшим с Фульчи. Все эти фильмы дали толчок многим другим режиссёрам для создания своих кровавых произведений.
В 1982 году вышел «Нью-йоркский потрошитель», который ознаменовал переход Фульчи к другой теме, нежели зомби. Фильм был крайне провокационным и отпугнул множество поклонников фильмов ужасов. Он отличался мрачностью, жестокостью и обильным насилием вкупе с их реалистичностью. Отсутствуют какие-то сверхъестественные начала, сюжет повествует о маньяке, убивающем проституток с помощью бритвы. Всё действие происходит на фоне городского пейзажа. После этого фильма Фульчи называли женоненавистником, а его деятельностью заинтересовались цензоры и феминистки.
В 1985 году последовал « », а в 1987 « Энигма », определившие переход Фульчи к фильмам ужасов новой волны 80-х годов, в которых показа внутренностей и крови стало значительно меньше.
Касаясь кинематографа и его технологии, Фульчи признавался, что основной его интерес в режиссуре составляет сам технический процесс, а наиболее значимыми частями производства фильма он называл сценарий, монтаж и микширование звука. Непосредственно же о кинематографе Фульчи говорил, что не любит звёзд (хотя принимал участие в создании множества фильмов с участием такого известного комика, как Тото ). Из работ других кинорежиссёров Фульчи отмечал фильмы Жака Турнёра и Роджера Кормана , в особенности его фильмы по произведениям Эдгара Аллана По .
В отношении фильмов ужасов Фульчи говорил, что ужас как таковой не является для него самоцелью, что его привлекает скорее фантастическое начало. Он стремился создавать фильмы, в которых ужас был бы вездесущ, даже в совсем безвредных вещах. Своим самым любимым фильмом Фульчи называет « », снятый в 1969 году.
О значимости кинематографа в своей жизни Фульчи говорит следующее:
Я разрушил свою жизнь ради него. У меня нет семьи, нет жены, только дочери. Все женщины оставили меня, потому что я никогда не прекращаю думать о работе.
Фульчи называл себя католиком. Однако он не понимал понятия ада и рая, добра и зла так, как это трактует указанная религия. По словам Фульчи, ад находится внутри каждого человека, и нет никакого способа его из себя изгнать. Таким образом он демонстрирует свой ад посредством своих фильмов.
Я думаю, что каждый человек выбирает свой собственный внутренний ад, соответствующий его скрытым недостаткам. Так что я не боюсь Ада, так как Ад — уже в нас.
Бога же Фульчи видит в страдании:
Я нашёл Его (бога) в страданиях других… Поскольку я понял, что Бог — это Бог страдания.
Год | Название | Оригинальное название | Англоязычный вариант | Кто | Исполняемая роль |
---|---|---|---|---|---|
1950 | Автопатруль | Motor Patrol | Motor Patrol | Актёр | Том Морган |
1954 | Американец в Риме | Un Americano a Roma | An American in Rome | Актёр | Мальчик слушающий джаз (в титрах не указан) |
1959 | « » | I ladri | The Thieves | Режиссёр | |
1959 | Ребята и музыкальный автомат | Ragazzi del juke box | The Jukebox Kids | Режиссёр | |
1959 | Последние дни Помпеи | Gli ultimi giorni di Pompei | The last days of Pompeii | Продюсер | |
1960 | Крикуны перед судом | Urlatori alla sbarra | Howlers of the Dock | Режиссёр | |
1960 | Сан Ремо, большой вызов | San Remo, la grande sfida | San Remo, the great challenge | Актёр | |
1962 | Colpo gobbo all’italiana | Hunchback Italian Style | Режиссёр | ||
1962 | I due della legione straniera | Those Two in the Legion | Режиссёр | ||
1962 | Le massaggiatrici | The Masseuses | Режиссёр | ||
1963 | Какой-то странный тип | Uno strano tipo | The Strange Type | Режиссёр | |
1963 | Мошенники | Gli imbroglioni | The Swindlers | Режиссёр | |
1964 | « » | I maniaci | The Maniacs / Beautiful Eyes | Режиссёр | |
1964 | I due evasi di Sing Sing | Two Escape from Sing Sing | Режиссёр | ||
1964 | I due pericoli pubblici | Two Public Enemies | Режиссёр | ||
1964 | 002 agenti segretissimi | 00-2 Most Secret Agents | Режиссёр | ||
1965 | Come inguaiammo l’esercito | How We Got Into Trouble with the Army | Режиссёр | ||
1965 | 002 operazione Luna | 002 Operation Moon | Режиссёр | ||
1965 | « » | I due para | Two Parachutists | Режиссёр | |
1966 | Come svaligiammo la Banca d’Italia | How We Robbed the Bank of Italy | Режиссёр | ||
1966 | « » |
Le colte cantarono la morte /
Tempo di massacro |
Massacre Time / Colt Concert /
The Brute and the Beast |
Режиссёр | |
1967 | « » | Come rubammo la bomba atomica | How We Stole the Atomic Bomb | Режиссёр | |
1967 | « » | Il lungo, il corto, il gatto | The Long, the Short, the Cat | Режиссёр | |
1967 | Due rrringos nel Texas | Актёр | |||
1967 | Operazione San Pietro | Operation St. Peter’s | Режиссёр | ||
1969 | « » | Una sull’altr | One on Top of the Other | Режиссёр, актёр | Графолог |
1969 | « » («Беатриче Ченчи») | Beatrice Cenci | The Conspiracy of Torture | Режиссёр | |
1969 | « » | Los Desesperados | Desperate Men / A Bullet for Sandoval | Режиссёр | |
1971 | « Ящерица под женской кожей » | Una Lucertola con la pelle di donna | A Lizard in a Woman’s Skin | Режиссёр | |
1972 |
All’onorevole piacciono le donne
(Nonostante le apparenze e purche la Nazione non lo sappia…) |
Senator Likes Women | Режиссёр | ||
1972 | « Соблазнённый болью » | Non si sevizia un paperino | Don’t Torture a Duckling | Режиссёр | |
1974 | « » | Zanna Bianca | White Fang | Режиссёр | |
1974 | « » | Il Ritorno di Zanna Bianca | The Return of White Fang | Режиссёр | |
1975 | « » | Il cavaliere Costante Nicosia demoniaco, ovvero: Dracula in Brianza | Young Dracula / Dracula in the Provinces | Режиссёр | |
1975 | « » | I Quattro dell’apocalisse | The Four of the Apocalypse | Режиссёр | |
1976 | « » | La pretora | My Sister in Law | Режиссёр | |
1977 |
«
Семь нот в темноте
»
(«Семь нот в чёрном») |
7 note in nero | Seven Notes in Black / The Psychic | Режиссёр | |
1978 | « » | Sella d’argento | Silver Saddle | Режиссёр | |
1979 | « Зомби » | Zombi 2 | Zombie | Режиссёр, актёр | Newspaper Editor-in-Chief |
1980 | « » | Luca il contrabbandiere | Contraband | Режиссёр, актёр | Убийца Дона Моррона с пистолетом (в титрах не указан) |
1980 | « Город живых мертвецов » | Paura nella citta dei morti viventi | City of the Living Dead / The Gates of Hell | Режиссёр, актёр | Доктор Джо Томпсон |
1981 | « Чёрный кот » | Il Gatto nero | The Black Cat | Режиссёр, актёр | Доктор |
1981 | « Седьмые врата ада » («За чертой») | E tu vivrai nel terrore — L’aldila | The Beyond / Seven Doors of Death | Режиссёр, актёр | Клерк (в титрах не указан) |
1981 | « Дом на краю кладбища » | Quella villa accanto al cimitero | The House by the Cemetery | Режиссёр, актёр | Профессор Мюллер (в титрах не указан) |
1982 | « Нью-йоркский потрошитель » | Squartatore di New York | The New York Ripper | Режиссёр, актёр | Шеф полиции |
1982 | « » | Manhattan Baby | Manhattan Baby | Режиссёр, актёр | Доктор Форрестер |
1983 | « Завоевание » | La Conquista | Conquest | Режиссёр | |
1984 | « Воины-2072 » | I guerrieri dell’anno 2072 | The New Gladiators / Rome 2072 A.D. | Режиссёр, актёр | |
1984 | « » | Murderock — uccide a passo di danza | Murder Rock — Dancing Death | Режиссёр, актёр | Агент по имени Фил (в титрах не указан) |
1986 | « Дьявольский мёд » | Miele del diavolo | Devil’s Honey / Dangerous Obsession | Режиссёр, актёр | Bracelet Vendor (в титрах не указан) |
1987 | Проклятие | The Curse | The Curse | Продюсер | |
1987 | « Энигма » | Aenigma | Режиссёр, актёр | Инспектор полиции (в титрах не указан) | |
1988 |
«
Зомби 3
»
(совместно с Бруно Маттеи ) |
Zombi 3 | Zombie Flesh Eaters 2 | Режиссёр | |
1988 |
«
Прикосновение смерти
»
(«Когда Алиса разбила зеркало») |
Quando Alice ruppe lo specchio |
When Alice Broke the Mirror /
Touch of Death |
Режиссёр | |
1988 | « » | Il Fantasma di Sodoma | Sodoma’s Ghost / The Ghosts of Sodom | Режиссёр | |
1988 | « В гостях у тётушки » | Non aver paura della zia Marta | Продюсер | ||
1989 | « » (TV) | La Dolce casa degli orrori | The Sweet House of Horrors | Режиссёр | |
1989 | « » (TV) | Casa del tempo | The House of Clocks | Режиссёр | |
1990 | « » | Demonia | Liza | Режиссёр, актёр | Инспектор Картер (в титрах не указан) |
1990 | « Кошмарный концерт » | Un Gatto nel cervello | A Cat in the Brain / Nightmare Concert | Режиссёр, актёр | Доктор Лучо Фульчи |
1990 | « » | Hansel e Gretel | Режиссёр | ||
1991 | Voci dal profondo | Voices from Beyond | Режиссёр, актёр | Больной | |
1991 | « » | Le Porte del silenzio | Door to Silence | Режиссёр | |
1996 | « » | Sick-o-pathics | Sick-o-pathics | Актёр | Играет самого себя |