Кинематограф Европы
- 1 year ago
- 0
- 0
Кинематограф Турции является важной ветвью турецкой культуры . Студия «Ешилчам» Yeşilçam («Зелёная Сосна») — основа турецкой киноиндустрии.
Первый показ в Османской Империи состоялся в 1896 году во дворце Йылдиз Султана Абдул-Хамида II в Константинополе благодаря предствавителю французской компании « Pathé Fréres » польскому еврею Зигмунду Вайнбергу, а в начале XX века открылись первые публичные кинотеатры в Константинополе и Измире , где показывали иностранные фильмы .
История кинематографа в Османской Империи началась с нескольких коротких хроник 1897 года, снятых помощником братьев Люмьер — кинооператором Промио в Константинополе и Смирне: «Парад турецкой пехоты», «Турецкая артиллерия», «Панорама Золотого Рога» и «Панорама Босфора» .
В ноябре 1914 года, вскоре по вступлении Турции в войну на стороне Германии, режиссёр и офицер Фуат Узкынай снял первый собственно турецкий фильм — документальные кадры об уничтожении храма-памятника русским воинам в Сан-Стефано , который назывался «Разрушение русского памятника в Сан-Стефано» ( тур. Ayastefanos'daki Rus Abidesinin Yıkılışı ) . В соответствии с германской моделью, в 1915 было организовано Центральное военное управление кинематографии ( тур. Merkez Ordu Sinema Daires ), директором которого стал Зигмунд Вайнберг — к тому времени военный офицер , а Фуат Узкынай — его ассистентом. В задачи входила съёмка военных операций, манёвров и фабрик . В период с 1916 по 1918 год появился первый художественный фильм, снятый Фуатом Узкынаем вместе с Зигмундом Вайнбергом и имевший название «Женитьба Химмета Ага ».
После мировой войны кино в Османской империи производилось силами частных компаний, а также Центральной Кинодирекцией и Обществом Помощи инвалидам и ветеранам войны. Их первым значительным фильмом была документальная лента, сделанная в 1922 году, — «Независимость, Победа Измира» ( тур. Kurtuluş, İzmir Zaferi ) о взятии Смирны в сентябре 1922 года войсками кемалистов .
Другими знаменитыми режиссёрами, запустившими коммерческое кино стали Седат Симави с фильмами «Пятерня» ( тур. Pençe ) и «Лазутчик» ( тур. Casus ) в 1917 , а также Ахмет Феким, режиссёр фильма «Гувернантка» (1919) ( тур. Mürebbiye ) по роману Хюсейна Рахми Гюрпынара ( тур. Hüseyin Rahmi Gürpınar ) и «Бинназ» ( тур. Binnaz ) по пьесе в стихах поэта Юсуфа Зии Ортача. Интерес вызвали три серии о Мажордоме Биджане- эфенди (1921) ( тур. Bican Efendi ), снятые режиссёром Шади Карагёзоглу ( тур. Şadi Fikret Karagözoğlu ), который ввёл первого комедийного персонажа в турецкий кинематограф . В 1919 году братья К. Седен-эфенди и Ш. Седен-эфенди создали в Константинополе первую фирму по прокату фильмов, преобразованную в 1922 году в киностудию «Кемаль-фильм» .
После провозглашения Турецкой республики в 1923 году, турецкое кинопроизводство находилось во власти монополии братьев Ипекчи вплоть до 1941 года, а единственным режиссёром во всей Турции до 1939 года был Мухсин Эртугрул , снявший более 30 фильмов по популярным пьесам, опереттам и романам. Среди его работ выделяется « Огненная рубашка » (1923) — фильм о национальной борьбе, снятый по произведению Халиде Адывар , в этом фильме снялись первые актрисы Турции Бедиа Муваххит и Неййире Нейир ; «Нация пробуждается» ( тур. Bir Millet Uyanıyor ) — ещё одна историческая эпопея о Войне за независимость, считавшаяся краеугольным камнем турецкого кино; и фильм «Айсель — девушка из залива» ( тур. Bataklı Damın Kızı Aysel ), снятый по мотивам рассказов писателя Александра Грина и зажёгший звезду актрисы Джахиде Сонку ( тур. Cahide Sonku ). В батальных сценах картины «Нация пробуждается» заметно влияние советской школы (Эртугрул жил в СССР в 1925—1928 годах, где снимал фильм «Спартак») . В 1928 он возглавил вновь созданную прокатно-производственную кинофирму «Ипек-фильм» в Стамбуле.
В 1920-е годы производственная база турецкого кино была полукустарной. Студий было мало. Оборудование на них было примитивным, искусственное освещение при съёмках почти не применялось. За год снимались две-три документальные ленты, а за полтора-два года — игровой фильм. Однако в связи с ростом популярности предприниматели строили всё больше кинотеатров. В основном, в Стамбуле, Измире, Анкаре, Бурсе, Зонгулдаке. Больше всего их насчитывалось в Константинополе — более 20 кинотеатров к концу 20-х годов.
Власть уделяла большое значение кино. На плакатах висели цитаты Мустафы Кемаля Ататюрка :
Кино — это такое открытие, которое со временем повлияет на мировую цивилизацию больше, чем изобретение пороха и электричества. Кино будет знакомить людей, живущих вдалеке друг от друга, и возбуждать любовь между ними, будет стирать противоречия во взглядах, окажет большую помощь в осуществлении человеческих идеалов. И мы должны придавать кинематографии то значение, которого она заслуживает.
Увеличению числа кинотеатров способствовали и принятые меджлисом в 1930 законы: первый — о муниципалитетах, которым вменялось в обязанность заботиться о развитии сети киноустановок; второй — о разрешении детям посещать дневные киносеансы. Однако для многочисленного сельского населения страны кино так и осталось диковинным зрелищем, знакомым только понаслышке .
Первый звуковой фильм появился в 1931 году и назывался «На улицах Стамбула» ( тур. Istanbul Sokaklarinda ) . В 1934 году советские режиссёры снимали в Турции документальные фильмы: «Анкара-сердце Турции», режиссёр С. И. Юткевич и «Турция на подъёме», режиссёр Э. И. Шуб , в работе над которыми участвовали турецкие кино-деятели .
В сороковые кино находилось под сильным влиянием театра и его актёров. Эту практику нарушил режиссёр и продюсер Тургут Демираг, который, отучившись на кинофакультете Университета Южной Калифорнии, вернулся и организовал кинокомпанию «And Film», а через год — Гильдию Кинопроизводителей ( тур. Yerli Film Yapanlar Cemiyeti ) по аналогии с американской. Рост количества студий и производств способствовало тому, что государство в 1948 году уменьшило налог на производство турецких фильмов до 25 % (налог на фильмы иностранного производства остался 70 %). Стилистически ни кино, ни теория кино в то время не являлись в полном смысле «турецкими» .
В 1953 году Тургут Демираг произвёл первый фильм ужасов под названием «Дракула в Стамбуле» ( тур. Drakula Istanbul’da ) на свободную тему романа Брэма Стокера , относящийся к эксплуатационному кино и до сих пор являющийся кинохитом .
Расцвет кино начался в пятидесятых, в 1952 году было выпущено 47 фильмов — больше, чем за все предыдущие годы вместе взятые .
Хотя искусство кино и было популярно, как и в странах Европы, первые показы фильмов предназначались для немусульман Перы ( космополитичный район Стамбула) и для приближённых к трону. Кинематограф считался привилегией высшего класса. Это положение не менялось вплоть до студенческих бунтов в шестидесятых .
Название «Ешилчам» Yeşilçam (Зелёная Сосна) возникло благодаря улице «Ешилчам» в районе Бейоглу в Стамбуле. Там обычно селились и работали актёры, художники и режиссёры, а сама марка Yeşilçam со временем стала представлять собой «турецкий Голливуд» того периода и сегодня вызывает ностальгию как классика и «старая школа турецкого кино». Аналогом названия послужил также национальный английский кинопродюсер «Pinewood».
Золотым временем считается десятилетие с 1965 по 1975 год. В 1971 году Турция стала третьим производителем по количеству фильмов в год (301 фильм) . Начало этого периода связано с приходом режиссёра Омера Лютфи Акада и его фильмов «Смерть блудницы» (1949), «Во имя закона» (1952), достигшего новых горизонтов в режиссуре, стилистической передаче и монтаже. Его примеру последовали Метин Эрксан , Атыф Йылмаз и Осман Седен . Типичным режиссёром стал , начинавший как автор дешёвых мелодрам, но развившийся до нового кинематографического языка в фильме «Три друга» (1958). Осман Седен привнёс эротизм и насилие в турецкое кино. Его известные фильмы — «Враг отрезает пути» (1959) и «Во имя чести» (1960) — о войне за независимость .
К популярным жанрам можно отнести малобюджетные мелодрамы и боевики, поддерживающие устоявшиеся нормы морали среди их зрителей — прибывающего из деревни в город населения — пролетариата, среднего класса и домохозяек. Мелодрамы-арабески, в которых исполнялась народная музыка таких певцов как Мюслюм Гюрсес , Ибрагим Татлысес и Орхан Генджебай были не менее обожаемы.
Знаменитыми турецкими актёрами, ассоциативно связанными с «Ешилчам» являются Айхан Ышик , Бельгин Дорук , , Тюркан Шорай , Джунейт Аркын , Кемаль Сунал , и . Наиболее известными фильмами того времени стали «Прохожий» («Sürtük», 1965), «Богиня любви» («Aşk Mabudesi», 1969), «Моя черноглазая» («Karagözlum», 1970), и «Чужестранник в городе» («Şehirdeki Yabancı», 1962) с обаятельной в главной роли .
Начиная с 60-х турецкое общество претерпело радикализацию в связи с военным переворотом 1960 года . Турецкий кинематограф выбирал новые пути самореализации, на него оказывали влияние французская новая волна , итальянский неореализм и социалистический реализм . Наиболее известный режиссёр того времени — Йылмаз Гюней с его шедевром «Надежда» (Umut, 1970). Политическое кино « Засушливое лето » (1964, Susuz Yaz) и неореалистическая драма «За пределами ночей» (1960, Gecelerin Otesi) режиссёра Метина Эрксана составляют идейную основу кинематографа 60-х.
В 1964 году открылся первый национальный кинофестиваль в Анталии ( тур. Antalya Altin Portakal Film Festival ).
Развитие видео и телевидения, а также американский бойкот, наложенный на турецкий рынок за вторжение на Кипр в 1974 году привели к завершению эпохи «Ешилчам» и даже к закрытию половины кинотеатров страны . После него снималось кино социального направления, «арабески» и сексуальные комедии .
После военного переворота 1980 и хаоса в экономике, вводится цензура, производство фильмов сокращается до 20 названий в год. Йылмаз Гюней, находится в тюрьме и пишет сценарий фильма «Стадо». Через 4 года его фильм « Дорога » получил приз « Золотая пальмовая ветвь » на Каннском кинофестивале .
Последователь Гюнея режиссёр не только снимал фильмы по его сценарию («Стадо» (1979), «Враг» (1980)), но и привнёс в турецкий кинематограф психологизм, эпическую повествовательность, глубину деталей и иронию. Наряду с ним авторское кино обогатил режиссёр Эрдин Кераль, получивший второй приз на Международном кинофестивале в Берлине за «Сезон в Хаккари» (Hakkâri’de Bir Mevsim, 1983) .
В 1982 году впервые открылся международный кинофестиваль в Стамбуле .
Сами 80-е характеризуются как «время женского кино», когда изображались героини на краю общества (проститутки), не принимаемые турецким обществом .
Настоящая массовость пришла в кино в 1996 году, когда рекорд по зрительской аудитории поставил фильм «Eşkiya» (2,5 млн.). Бум производства кино продолжает нарастать и в новом тысячелетии, в котором комедия «Kahpe Bizans» (2000) собрала 2 млн зрителей. Следующую метку взял фильм «Vizontele» (2001) с 3 млн зрителей и «Recep İvedik» (2008) (4,3 млн зрителей) .
Лучшими режиссёрами Нового турецкого авторского кино считаются Нури Бильге Джейлан , , Реха Эрдем , Семих Капланоглу , Йешим Устаоглу и Джем Йылмаз .
Лучшим блокбастером последнего времени является « Волчья долина — Ирак » (Kurtlar Vadisi: Irak, 2007), привлекший 4 миллиона зрителей. К теологическому кино относятся « Благочестие » (Takva, 2006) и «Поезда Адама» («Адам и дьявол») (Adem’in Trenleri, 2007), разрабатывающие тему испытаний веры, а также «Пучина» (Girdap, 2008) .
Также нельзя не упомянуть яркий исторический телесериал « Великолепный век ».
В 2014 году фильм Нури Бильге Джейлана « Зимняя спячка » стал обладателем « Золотой пальмовой ветви » 67-го Каннского кинофестиваля .